Владимир Литвин: "Я не могу бесконечно поддакивать Ющенко"

30 янв, 11:17

Руководитель парламента Владимир Литвин имеет репутацию человека, который умеет дружить с президентами. А также человека, который умеет с ними спорить. Одним из немногих он сумел воспользоваться политической реформой и выстроить свою позицию таким образом, чтобы теперь договаривались с ним. О поисках выхода из политического кризиса, а также их влиянии на парламентскую избирательную кампанию Владимир Литвин рассказал «ДЕЛУ»....

- 19 января в парламенте был выдвинут план политической стабилизации в Украине, 23 мы услышали встречные предложения президента. Это можно считать шагом к консенсусу?

- Это было консолидирующее выступление - обращение президента Украины, который, на мой взгляд, сумел подняться над политическими распрями и начал говорить с позиции консолидации, стабильности и предсказуемости. Рад, что президент наконец-то согласился с предложениями, которые исходят от Верховной Рады. Правда, я бы его немного дополнил и расширил.

В частности, это касается частичного переформатирования правительства. Не хватает здесь и пункта по поводу отпуска на время предвыборной кампании тех высших должностных лиц, которые состоят в избирательных списках. Я согласен с президентом в том, что не хватает совместной наработки дискуссионных положений политреформы, да и вообще выработки научно-практического комментария к обновленной Конституции.

- Если говорить о переформатировании правительства, какие фамилии не устраивают парламент?

- Я не хотел бы называть фамилии. Это дело президента, парламентских групп и фракций. Если в Кабинете Министров есть люди, которые явно не вытягивают, а наоборот усложняют функционирование правительства и нашей жизни.

- При этом условии вы подпишете меморандум о честных выборах?

- Не знаю, будет ли лучше с меморандумом, хуже точно не будет. Хотя, по-моему, для гарантии честности выборов достаточно четкого выполнения законодательства. Когда говорят о меморандуме, в нем, конечно же, должны быть не только общие формулировки, но и конкретные позиции, которые гарантировали бы, что Кабинет Министров не будет избирательным штабом одной политической силы.

- Насколько вы верите, что выборы в Украине могут быть честными?

- Чем больше заверений, тем больше начинаю сомневаться. Когда руководители мощных монополий стоят во главе списка политической партии и когда все подчиненные по иерархии вписаны в список политической одной партии, у меня возникают большие сомнения, что будут придерживаться демократических принципов.

- Ключевой вопрос - о присяге судей Конституционного Суда. До выборов этот вопрос будет решен?

- Я думаю, где-то впритык к выборам. Уже уходя из стен парламента, у депутатского корпуса появится мотивация проголосовать - как у одной части сессионного зала, так и у другой.

- Как вы оцениваете инициативу президента о создании комиссии для анализа конституционной реформы с представлением от Кабмина, Верховной Рады и президента?

- Если брать три ветви власти, надо иметь в виду законодательную, исполнительную и судебную. Президент не является ветвью власти, и он должен стоять над противостоянием. Логика такова, что если сегодня брать по три представителя от президента, три от правительства, три от Верховной Рады, получится, что будет шесть против троих. Я за равный переговорный процесс, в котором можно выбрать рациональное зерно, позволяющее выйти на позитив.

- Вы заявляли о том, что политреформу все-таки надо бы подправить. А какие пункты?

- Я вообще сегодня не начинал бы разговоры о пересмотре Конституции, поскольку это еще больше дезорганизует нашу жизнь. Все будут считать, что положения под пересмотром, неизвестно, что с ними будет, поэтому лучше не выполнять их. Если говорить о перспективе, я несколько уравновесил бы возможность влияния Верховной Рады на правительство и, соответственно, президента на Верховную Раду.

- Следующая Верховная Рада на 50-60% будет состоять из нынешнего состава. Это означает, что дальше будут драки и взаимные обвинения?

- Это будет новый парламент, хотя он будет включать много депутатов предыдущих созывов. Думаю, она будет другой по характеру в зависимости от того, насколько мы договоримся о правилах ы. Если мы четко договоримся о том, что нам необходимо принять регламент, и мы сразу будем исключительно работать по регламенту, и ни одна сторона не будет пытаться протягивать, несмотря на регламент, те или иные решения, это снимает большинство проблем. Тогда нас всех не будет волновать, какого цвета парламентское большинство. Если все жестко будут придерживаться регламента, мы будем работать в условиях постоянного поиска компромисса, не произойдет никаких сбоев.

- По подсчетам политологов, представительство бизнеса в сравнении с прошлой каденцией увеличится вдвое. Эта группа, по-вашему, стимул или тормоз для наших реформ?

- Для того чтобы бизнес не шел в парламент, необходимо создать цивилизованные правила ы для малого, среднего и крупного бизнеса. К тому же законы не должны игнорироваться никем, в том числе исполнительной властью. Сегодня люди чувствуют, что честно работать - очень сложно. Я в этом вижу как позитив, так и негатив. Влияние бизнес-лобби будет зависеть от того, как будет организована работа парламента. Если не будет тупого неприкрытого лоббизма, думаю, будет все нормально.

- А как вы оцениваете прогнозы о том, что парламент проработает 3-4 месяца и «уйдет в отставку» из-за своей недееспособности?

- Все будет зависеть от выбора людей. Если парламент будет разнополюсным, и эти полюсы будут агрессивно настроены друг против друга, думаю, он не в состоянии будет сформировать правительство, не сможет обеспечить функционирование правительства в законодательном плане. Тогда я не исключаю того, что выборы-2006 не будут последними на протяжении ближайших 5 лет. Все может быть, учитывая, что парламент должен сформировать коалицию, а далее - и правительство. Ситуация будет зависеть от того, насколько лидеры политических сил будут готовы идти на компромисс. Это будет нелегко, учитывая, что ключевых постов будет слишком мало - всего два. Спикер и премьер.

- Президент много раз заявлял, что ему нужна команда. Как вы думаете, президент Ющенко и премьер Янукович - это взрывоопасная смесь для Украины?

- Я хотел бы, прежде всего, чтоб было дано общепринятое ое определение команды. Если это кумовья, сваты, братья - это одно понимание команды - клановое. Если говорить о команде профессионалов, очевидно, ее необходимо формировать на принципиальных основаниях, которые объединяли бы людей. Это позволяло бы им в стратегическом плане быть единомышленниками, позволяло бы вести дискуссию до принятия решения по поводу политической тактики. Если Партия Регионов получит на выборах контрольный пакет акций, тогда необходимо будет смириться с выбором людей. И пытаться президенту работать в соответствующих реалиях.

- А реванш старого режима, о котором говорят Ющенко и Тимошенко, возможен?

- Надо жить таким образом, чтобы не давать оснований для реванша - то есть по закону. Если эти политики видят возможный реванш, значит, они чего-то боятся. Может быть, того, что если они поступали где-то не по закону, то те, кто придет в исполнительную власть, будут поступать подобным образом? Если жить по закону - не будет оснований для того, чтобы предъявлять друг другу претензии.

- Из трех сил, которые заявляют, что на их основании будет формироваться коалиция - Тимошенко, Янукович да и Ющенко как реальный лидер «Нашей Украины» - лично для вас с кем легче договориться? А кто самый непредсказуемый?

- У нас в деревне говорят: «Дай боже нашому теляті вовка з’їсти». Я хотел бы, чтобы у меня была возможность, чтоб со мной договаривались. А не я просился на переговоры. В данном случае мы выстраиваем работу так, чтобы помирить всех и направить на рабочую волну.

- Как вы относитесь к заявлениям Романа Зварыча о возможности снятия с дистанции Виктора Януковича в связи с возобновлением дела о его судимостях, а также о возможном ждении уголовного дела против Леонида Кучмы?

- Недаром говорят: не судите, и не судимы будете. История - лучший судья. Что касается сегодняшнего, я бы предложил всем лидерам партий посмотреть вокруг себя и поискать там. Для меня очевидно, что еще во время президентских гонок, если бы что-то нашли по Януковичу, если бы на самом деле были бы основания, эта проблема возникла бы во время регистрации в ЦИК.

- Отношения с президентом вы пытаетесь не называть войной. Но трудно скрыть, что того понимания между вами, которое было еще 7-8 месяцев назад, уже не существует. Когда вы поняли, что начинается противостояние?

- Я уважаю выбор украинского народа, к тому же уважаю Виктора Андреевича как человека. Поэтому говорить о войне нет оснований. У нас просто принципиально разные подходы к оценке того, что происходит в стране, и того, что нужно делать для Украины. Хотя президент - глава государства, он принимает окончательные решения, касающиеся стратегии развития государства, я уже не могу бесконечно ему поддакивать, особенно в тех вопросах, где я вижу, что стоит поступать иначе.

Я думаю, нет оснований демонстрировать телячье восхищение всем, что происходит. Бежать позади президента и кричать, как я восхищен тем, куда идет страна - не могу. Хоть убейте меня, но я не могу сказать, что 2005-й был самым успешным за все годы независимости Украины. В отдельных вопросах я согласен. Но в этом - нет.

- Какие главные ошибки первого года президентства Ющенко?

- Могу сказать, что главный промах - просчеты в кадровой политике. Нельзя ставить большой заслугой то, что разогнали 18 или 22 тысячи госслужащих. Я понимаю, заменить министров, глав областей, руководителей райгосадминистраций, менее тысячи людей. При чем здесь директора школ, главврачи?

Во-вторых, это вопрос повального обвинения в коррупции учителей, врачей. Да, коррупция существовала. Но и сейчас она процветает, даже ставки выросли.

Третий момент - отсутствие реальных шагов для консолидации украинского общества, что частично связано с поиском врагов. Месть даже под прикрытием спасения нации - не лучший повод для консолидации общества.

- Президент уже заявлял, что с помощью газовой истории Россия уже пытается влиять на наши парламентские выборы. Сегодня появилось противостояние на уровне маяков, мяса, молока. Вы согласны с мнением, что это - спецоперация против «оранжевой власти»?

- Я за то, чтобы мы имели прагматичные и равные отношения с Россией. Но для этого мы должны много работать и мало говорить. Не только Россия, но и каждая страна, включая европейские страны, которые называют себя нашими адвокатами в ЕС, влияют на выборы. Я не вижу ничего плохого в том, что все имеют интересы в нашей стране. Но мы должны анализировать их, делать превентивные меры для того, чтобы это не угало национальной безопасности. А в то же время мы должны максимум выдавить для Украины. Если хотите, действовать по принципу: овый теленок двух коров сосет.

- Накануне выборов снова заговорили о воздении «оранжевых идей» и объединении старой команды. Ваш прогноз - это возможно?

- Я не отношу себя к «помаранчевым» силам. Поэтому не могу сказать ни да, ни нет. Хотя прискорбно, что тот фронт, который был в президентской кампании, распался из-за амбиций некоторых лиц. Возможно, если бы не было раскола, сегодня было бы более прогнозированное развитие ситуации в стране. По поводу самого термина «воздение», я боюсь этого слова. Не надо ничего воздать. Лучше научиться беречь то, что было.

- Вы не любите говорить о рейтинге и соцопросах. Хотя источники из вашего штаба говорят, что для себя вы установили планку приблизительно в районе 9 проходных процентов. Это правда?

- Ну, я не хотел бы ограничивать Божью благодать. И никаких процентов я для себя не устанавливаю. Хотя какие бы ни были проценты, они будут нашими и зависят от того, насколько мы сможем донести свою позицию.

- А существует план «В» - если блок «Мы» не проходит в парламент?

- Во-первых, такого быть не может. Во-вторых, я не строю далеко идущих планов и никаких запасных адромов для себя не готовлю. Все будет хорошо, вот увидите.

"Дело"


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/100262.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua