11 дек, 09:04
Продажа «Укртелекома» напоминает многосерийный триллер. Впервые о намерениях продать компанию заявили более восьми лет назад. Вторая попытка предпринималась в 2002 году, когда был принят закон о продаже компании. Третий раз к этому вопросу вернулись в 2004-м, когда в ночь перед конкурсом его отменили. Сегодня госмонополиста включили в приватизационный список-2007.
Правительство окончательно определилось со списком приватизации на 2007 год. После долгих обсуждений и поиска источников пополнения госказны Верховная Рада утвердила перечень компаний, которые могут быть проданы в следующем году. Судя по всему, сбываются прогнозы экспертов о том, что нынешнее правительство настроено на крупные продажи, поскольку у его сторонников есть желание и средства приобретать государственные активы. Видимо, близок к истине и второй прогноз – основными покупателями госсобственности в следующем году станут представители отечественного бизнеса. Наибольшее удивление у всех вызвало то, что на продажу будет выставлен «Укртелеком». Разговоры о приватизации оператора-монополиста ведутся уже который год подряд. В 2004 году даже должен был быть объявлен конкурс, но в ночь накануне обнародования информации о его проведении из типографии был изъят весь тираж «Вестника приватизации», а наутро действующий на то время глава Фонда госимущества Украины Михаил Чечетов заявил, что компанию продавать передумали.
Сейчас же к продаже «Укртелекома» подошли вплотную. Единственное, что условия реализации пока не известны. Да и это не самый важный вопрос. Важно то, что есть кому продавать. Ранее среди потенциальных инвесторов называли немецкий Deutsche Telecom, французский France Telecom, российские АФК «Система» и «Ростелеком».
Сегодня в Украине имеются свои покупатели. Среди наиболее вероятных претендентов на компанию называют СКМ, которая владеет двумя наибольшими альтернативными отечественными операторами – «Фарлеп-Инвестом» и «Оптимой Телеком». В самой СКМ своей заинтересованности в госмонополисте не отрицают. При этом в компании отметили, что делать заявления о готовности СКМ купить «Укртелеком» еще рано: «Прежде всего мы должны увидеть условия и оценить объект, и только после этого можно будет о чем-то говорить».
Как продавать, и сколько процентов акций – пока не знает никто. По мнению экспертов компании Foyil Securities, скорее всего, в правительстве остановятся на продаже контрольного пакета стратегическому инвестору на открытом аукционе, как это было с «Кривосталью», поскольку продажа пакета меньше 50% в принципе не имеет смысла – она не дает государству шансов максимизировать прибыль от этой операции. Не исключен и вариант продажи небольшого пакета на фондовом рынке.
Аналитик компании Spektor, Sachs & Company Александр Вайпан считает, что приватизация «Укртелекома» столько раз отменялась и откладывалась, что сейчас никто не может предсказать, когда и по какой схеме он будет продан. Согласно предыдущему Закону «О приватизации «Укртелекома», к продаже планировался 42%-ный пакет акций плюс право на управление еще 25% государственных акций.
На практике может быть реализован как подобный вариант – с сохранением контрольного пакета у государства, так и продажа всех акций, принадлежащих государству. «Верховная Рада включила «Укртелеком» в список объектов для приватизации в 2007-м, однако нельзя с уверенностью сказать, что «Укртелеком» действительно будет приватизирован в следующем году.
Последние заявления правительства и ФГИ говорили о том, что приватизация «Укртелекома» состоится после того, как компания начнет развертывать сеть мобильной связи, то есть, скорее всего, не раньше 2008 года», – отмечает аналитик. По мнению экспертов, с помощью продажи только одного «Укртелекома» можно будет выполнить годовой приватизационный план. Однако спрогнозировать, какая сумма будет получена в ходе торгов, не берется никто.
Капитализация «Укртелекома» на сегодня составляет $3,1 млрд., однако многие инвестиционные аналитики считают ее заниженной, поэтому реальная стоимость компании скорее составляет около $4 млрд. По оценкам аналитиков, цена продажи при приватизации будет отталкиваться от этой суммы, но может значительно отличаться в зависимости от условий сделки.
Существенными факторами для формирования цены будут размер продаваемого пакета акций, размер долгосрочных долгов компании к моменту сделки, стадия выхода «Укртелекома» на рынок мобильной связи, различные специальные обязательства, налагаемые на будущего собственника, а также то, кто именно будет покупателем.
С одной стороны, стратегический инвестор может заплатить премию за контроль над значительной частью украинского телекоммуникационного рынка и за владение национальными оптическими сетями. С другой, к покупке «Укртелекома» будут «привязаны» необходимость использования тарифов, регулируемых государством, и обязательства по обслуживанию малоприбыльных абонентов в сельской местности, что может уменьшить цену, которую инвестор будет готов заплатить за компанию.
Как продать трубу
Еще одним стратегическим объектом, внесенным в приватизационный список, стал Одесский припортовый завод (ОПЗ). Если шансы продать «Укртелеком» в следующем году достаточно велики, то в отношении одесского предприятия они по-прежнему незначительны. До сих пор непонятна цель приватизации этого объекта, поскольку поиск эффективного собственника в данном случае не актуален.
ОПЗ относится к тем немногочисленным предприятиям, на которых государство демонстрирует эффективное управление. Кроме вопроса, зачем продавать ОПЗ, открытым остается и вопрос, как это осуществить технологически. ОПЗ планировался и создавался как единый комплекс, но аммиакопровод и причалы не подлежат приватизации.
На вопрос, как разделить завод, пока не может ответить никто, хотя вариантов у депутатов много. Один из инициаторов приватизации предприятия, депутат Владимир Заплатинский сообщил, что уже в ближайшее время в Кабмин будут направлены документы, согласно которым ОПЗ предлагается продавать как единый комплекс. По мнению депутата, от идеи реструктуризации предприятия придется отказаться, поскольку после изучения данного вопроса становится очевидным, что ее реализация может закончиться экологической катастрофой.
До сегодняшнего дня ОПЗ удавалось избегать реструктуризации и продажи, хотя уже несколько лет кряду не прекращаются попытки разгосударствления предприятия. Со следующего года дебаты на тему «быть или не быть приватизации ОПЗ» развернутся с новой силой – одесский завод является очень «лакомым кусочком».
Построенный более двадцати лет назад, сегодня он второй по величине производитель аммиака в Украине. Здесь же расположен единственный в государстве терминал по перевалке этого вещества мощностью 4,7 млн. тонн в год, а также крупнейшие в Европе хранилища емкостью 120 тыс. тонн. На долю предприятия приходится около 50% экспорта отечественного аммиака и примерно 20% карбамида. Здесь же заканчивается магистральный аммиакопровод Тольятти – Одесса.
Не случайно, что ОПЗ интересуются как иностранные компании, в частности известная американская корпорация IBE Trade, которая уже контролирует ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот», так и отечественные, которые не раз пытались заполучить предприятие не совсем законным путем.
По мнению экспертов, ОПЗ может быть интересен также совладельцу компании RosUkrEnergo Дмитрию Фирташу (контролирует «Ривнеазот»), а также российскому предпринимателю Вячеславу Кантору. По мнению директора Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александра Рябченко, возможность приватизации Одесского припортового будет не самым легким вопросом для власти, и его решение лежит не вне приватизационной плоскости. По мнению эксперта, ОПЗ не приватизируют, пока «продажа не окажется супернеобходимой».
Особенности приватизации
За список с объектами, предложенными к продаже, проголосовала ина депутатов. По мнению председателя подкомитета по вопросам приватизации Комитета по экономической политике Верховной Рады Михаила Чечетова, утверждение перечня предприятий в виде закона позволит снизить риски недовыполнения бюджета, поскольку включенные в него объекты будут гарантированно подлежать приватизации.
«Если этот перечень будет утвержден законом, тогда уже никто не сможет ни создать совместное предприятие, ни передать этот объект в аренду. Он пойдет только на приватизацию, и средства от него будут направлены на выполнение плана поступлений государственного бюджета», – сказал экс-председатель ФГИ Чечетов.
Отчасти согласна с этим мнением и нынешняя глава Фонда Валентина Семенюк. Она надеется, что в следующем году перестанут останавливать приватизацию объектов «по решению судов, правительства, разных комиссий, возможно, перестанут подавать на меня в суд как на физическое лицо». Однако, по мнению экспертов, данный список не является обязательным перечнем продаж, поскольку там не сказано, что Фонд обязан продать все 570 включенных в него предприятий или что ведомство должно по ним отчитываться.
Поэтому включение объекта в данный перечень еще не гарантирует его продажу в 2007 году. Кроме того, данный законопроект содержит серьезную угрозу самому процессу приватизации. Это, в первую очередь, касается нормы, внесенной в законопроект социалистами и предусматривающей, что госпакеты акций в размере более 25% могут выставляться на приватизацию в 2007 году только вместе с земельными участками.
«На сегодня ни одно предприятие в Украине не готово к приватизации вместе с землей, и Фонд госимущества уже не успеет подготовить их к такой приватизации, – уверен заместитель главы Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александр Бондарь. – Какие-либо отклонения от установленных норм приватизации в следующем году можно будет без труда оспорить в суде, опираясь на принятый сегодня с изменениями социалистов закон».
По его словам, в соответствии с принятым ВР законодательным документом, в 2007 году на продажу можно будет выставить менее 25% ОАО «Укртелеком» и ОАО «Одесский припортовый завод». Принятие данных изменений «фактически приостанавливает приватизацию в следующем году», считает Александр Рябченко. «Если данная норма не будет отредактирована, приватизацию ожидает кризис. Скандалы обеспечены Фонду на первых же продажах. Если будет продаваться 30% и больше, а на предприятии уже есть собственник, он не допустит продажу земли, ее просто утопят в судах», – убежден он. В итоге безболезненно в следующем году Фонд сможет продавать только мелкие пакеты акций, не более 25% – для них норма продажи с землей не предусмотрена.
Специалисты считают идею узаконить обязательную продажу объектов с землей непрофессиональной, поскольку хороша она не во всех случаях, а только для продажи объектов в центре города, где возможно использование земельных участков под строительные площадки. Если же речь идет о продаже предприятий в регионах или за городом, то эта норма теряет смысл.
По мнению экспертов, ее следовало бы сформулировать как «право правительства» продавать предприятие с землей, но не в качестве обязательного инструмента. Внесение социалистами подобных изменений является «миной под широкой коалицией», поскольку народные депутаты от Партии регионов скорее всего не были проинформированы о сути вносимых социалистами изменений. Возможно, депутаты Чечетов и Заплатинский, которые инициировали внесение предприятий-монополистов в списки на продажу, не знали, что в действительности стоит за вносимыми изменениями, допускает Александр Бондарь.
Дина Пархомчук, Светлана Панюшкина
ИнвестГазета
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/134260.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua