14 дек, 16:32
Осталось мало времени до 2007 года, который в Украине пройдет как Год Казахстана. Товарооборот между нашими странами за 11 месяцев 2006 года достиг $1,5 млрд., активно развивается торгово-экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество, весьма часто совершаются визиты. 11-12 декабря проходило очередное 7-заседание межгосударственной украинско-казахской комиссии по экономическому сотрудничеству. Контакты между политическими лидерами проходят все чаще. В эти дни 14-16 декабря проходит визит В.Януковича в Астану.
Учитывая все это, а также в связи с 15-летием Дня независимости этой страны, который ежегодно отмечается 16 декабря журналист «Мнемософт Украина» обратился к Чрезвычайному и Полномочному Послу Казахстана в Украине Амангельды Жумабаеву с просьбой ответить на ряд вопросов. Надеемся, материал заинтересует украинского читателя.
- Господин Посол, известно, что казахстанская экономика динамично развивается и это вызывает большой интерес в мире. Каких успехов удалось достичь и в чем ключевые моменты и особенности казахстанского «феномена»?
- Казахстану повезло с лидером, чьи личные качества и опыт полностью отвечают жестким требованиям эпохи глобализации к современному государству. В начале 90-х годов прошлого века после распада СССР мы начали осуществлять экономические реформы и само время потребовало выдвижения человека – лидера, мыслящего соврешенно по новому.
Глава государства Назарбаев Н.А. в своих действиях, главным образом стремился использовать принцип системности и поэтапности. И если одни шаги нужно было осуществлять быстро, другие шаги требовали времени и соответствющей выдержки. К тому же в советах и консультациях со стороны международного сообщества не было, но они не всегда подходили для нас, так как их авторами были люди, которые не всегда представляли себе всю тяжесть тогдашней ситуации.
Сначала мы провели широкомасштабную приватизацию. Главное внимание при этом было уделено принятию международных стандартов отчетности и налогообложения. Это прояснило картину в микроэкономике и позволило уточнить пороги рентабельности и устойчивости предприятий. Следующим шагом стало создание эффективной накопительной пенсионной системы, систематизация инвестиционного и таможенного законодательства. Мы также осуществили реформу жилищно-коммунальной сферы. Данные шаги предопределили достижения Республики, что постоянно отмечаются известными зарубежными рейтинговыми агентствами.
Так, в сентябре 2002 года наша страна первая в СНГ получила инвестиционный рейтинг от Moody’s на уровне «Ваа3». На сегодняшний день рейтинги Казахстана по версии S&P - BBB-позитивный, Агентства Fitch - BBB стабильный, Moody's - Bаа2 стабильный.
Финансовая система Казахстана признана одной из самых прогрессивных. Как отметили международные эксперты, среди которых представители Еврокомиссии, руководители национальных банков европейских стран, в ходе международной конференции «Финансовая стабильность» в г. Алматы, состоявшейся 27-28 ноября 2006 года, реформы, проведённые в финансовом секторе Казахстана, показали свою эффективность и активно изучаются в СНГ с целью применения казахстанского опыта. За минувшие годы финансовый сектор Казахстана достиг значительных успехов в своем развитии, что способствовало укреплению его стабильности, повышению к нему доверия населения и иностранных инвесторов.
Банковский сектор в своем развитии значительно опережает показатели других стран СНГ. Совокупные активы банков Казахстана (более $50 млрд) соизмеримы с суммарными активами банков Украины. По показателю доли этих активов в ВВП (80 %), Казахстан опережает ряд стран восточной Европы.
Идет активная экспансия казахстанского капитала на внешние рынки, которая в 2005 г. достигла показателя $ 15 млрд. Показательным моментом является то, что в отличие от западных коллег, казахстанские банкиры и предприниматели готовы рисковать и весьма успешно работают в странах СНГ. Например, смена власти в Украине и Кыргызстане не повлияли на их планы. Группа казахстанских инвесторов в партнерстве с БанкТуранАлем приобрела солидный пакет акций НАСК «Оранта», Украинский кредитно-торговый банк, который теперь будет называться БТА банк.
В экономику привлечено более $ 50 млрд. прямых иностранных инвестиций. И мы достигли такого уровня, когда внутренние инвестиции превышают внешние вложения. Это верный индикатор не просто оздоровления экономики, а ее устойчивого роста. По макроэкономическим показателям мы находимся на уровне стран Восточной Европы. В международно-финансовом плане Казахстан превратился в страну нетто-кредитора. Значительно выросло благосостояние граждан: по классификации Всемирного банка, Казахстан входит в группу стран с доходом выше среднего уровня.
Да, сегодня мы являемся ресурсодобывающим государством. Но Казахстан вступил в новую эпоху своего развития, перейдя от приватизации и внедрения рыночных механизмов к развитию инновационных технологий. Мы уходим от ресурсной составляющей в области экономики и переходим на новую, более качественную ступень экономического развития.
- А в чем секрет ваших успехов и стабильности в стране?
- На заре независимости стартовые условия Казахстана были не из благоприятных. В наследство от СССР мы получили разрушенные хозяйственные связи, серъезные противоречия и нам необходимо было решать комплекс проблем.
Первостепенные задачи мы видели в следующем: во-первых, преодолеть экономический коллапс советской системы и мобилизовать ресурсные богатства ради безопасности и благосостояния граждан, во-вторых, выстроить прочный фундамент государственности и сформировать демократические институты, в-третьих — осуществить переход из плановой экономики в рыночную и подготовить модернизационный рывок в социально-экономическом, политическом, культурно-гуманитарном развитии. Все эти годы мы шаг за шагом прокладывали путь, который сегодня политологи и журналисты называют «казахстанским вариантом» развития.
Задачи по строительству государства и проведению реформирования экономики нуждались в соответствующей внешнеполитической концепции. Исходя из этого важнейшими принципами казахстанской внешней политики были определены многовекторность и сбалансированность.
Важнейшим элементом внутренней политики стало укрепление общественной стабильности, гражданского мира, межэтнического и межконфессионального согласия. То, что в Казахстане все эти годы сохраняется спокойствие, само собой не пришло. Для этого надо было принимать специальные законы, обеспечивающие равенство в стране всех людей, всех национальностей, всех религий и всех культур. Всегда в своих обращениях наш Президент говорит о том, что сохранение стабильности — в руках всех казахстанцев, и божественное счастье для Казахстана, что мы это имеем. И этим доим, потому что в этом заключается наше будущее, будущее наших детей, процветание нашего Отечества.
- Отражаются ли экономические успехи на решении социальных вопросов?
- Безусловно отражаются. Высокие темпы экономического роста благоприятно сказались на бюджете Казахстана и его доходная часть существенно выросла. В свою очередь, рост доходов госбюджета создал возможности для реализации крупных социально значимых программ. В ежегодном Послании главы государства народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» Президент Назарбаев Н.А. подчеркнул, что «… Казахстан должен войти в число эффективно развивающихся стран мира, создавая высокие стандарты жизни для своих граждан. И мы сможем это сделать, когда нация и экономика станут контоспособными».
По классификации Всемирного банка, Казахстан входит в группу стран со средним уровнем дохода. Казахстан обеспечивает две трети совокупного дохода всей Центральной Азии, представляя только четверть ее общего населения. За последние 10 лет денежные доходы выросли в пять раз, среднемесячная зарплата увеличилась в шесть раз и составила $325. Согласно данным Агентства по статистике Республики, депозиты резидентов в банковской системе Казахстана увеличились только с начала 2006 года на 63,8%.
- Существует ли зависимость казахстанской экономики от нефте- и газодобывающих отраслей?
- Энергетический сектор Казахстана, особенно недра казахстанской части Каспийского моря, привлекают деловые международные круги. Так, доля нефти и природного газа составляет 35,9% от общего объема инвестиций в основной капитал. Но мы осознаем нежелательность концентрации экономики на сырьевом секторе и зависимости благополучия страны от конъюнктуры мировых цен.
Мировой опыт за последние 30–40 лет показывает, что уровень экономического развития в странах, богатых нефтью и другими природными ресурсами, как правило, ниже, чем в странах, где ставка делается на обрабатывающую промышленность (индустриально- инновационное развитие), а запас нефти и природных ресурсов ограничен или отсутствует.
Так, по данным Всемирного Банка, среднегодовые темпы падения ВВП на душу населения за период с 1965 по 1998 годы в Иране и Венесуэле составили 1%, в Ливии – 2%, в Ираке и Кувейте – 3%, а в Катаре за период с 1970 по 1995 годы – 6%.
В целом для ов ОПЕК (экспортеры нефти) ВВП на душу населения в течение последних 30-ти лет не рос, а сокращался приблизительно на 1,3% в год.
Одной из причин экономического спада в странах ОПЕК является непродуманное распределение нефтяных доходов. Казахстан стремится использовать средства, полученные в результате экспорта энергоносителей, исходя, прежде всего, из приоритетности задач по обеспечению опережающего роста обрабатывающей промышленности. При этом, перед нами стоит двоякая задача: во-первых, изъять дополнительные доходы, получаемые от благоприятной конъюнктуры; во-вторых, изъять доходы, получаемые от роста объема добычи нефти с учетом высоких мировых цен на нефтепродукты.
В рамках задач по обеспечению экономической безопасности и сохранению макроэкономической стабильности, государство занимается диверсификацией структуры экономики, привлекает инвестиции в перерабатывающую промышленность, наукоемкие и высокотехнологичные производства.
Важным шагом на этом пути стало создание в 2000 году Национального фонда для обеспечения стабильного социально-экономического развития. Казахстан первым среди стран СНГ создал такой фонд и сегодня в нем аккумулировано более $5,7 млрд.
Наблюдается тенденция роста доли неэнергетических сфер, таких как строительство, транспорт и связь, обрабатывающая промышленность, сфера услуг. По итогам 2005 года в структуре казахстанского ВВП доля услуг составила 52,6%. И это говорит о том, что в Казахстане начинает активно действовать так называемая экономика «нематериальных активов». В тоже время это является подтверждением того, что в стране уверенно себя чувствует малый бизнес.
- Не снизится ли интерес Казахстана к поставкам энергоносителей в Украину и через Украину вследствие перехода к эффективной постиндустриальной модели экономики. Ведь в таком случае ваша меньше будет нуждаться в стимулировании экспорта сырья нефти. Какая судьба тогда ожидает проект «Одесса-Броды-Плоцк»?
- Я так не думаю. Переход к постиндустриальной модели экономики не обязательно приводит к сворачиванию экспорта энергоресурсов. Наша главная задача – обеспечить энергетическую независимость страны.
С точки зрения экономических интересов Казахстана, наиболее важной является нефтегазовое сотрудничество и нефтепереработка в Украине, а также участия казахстанских компаний на этом рынке.
Выявленные запасы нефти на Каспии дают надежду на возможность участия украинских компаний в евроазиатском транспортном коридоре, который должен соединить каспийские нефтяные местодения и европейских потребителей.
В Казахстане принята государственная программа по освоению Каспийского региона.
5 декабря этого года в ходе визита Главы государства в Бельгию между Казахстаном и Евросоюзом были подписаны меморандум о сотрудничестве в энергетической сфере и соглашение о мирном использовании атома.
Наша страна имеет долгосрочные планы по экспорту газа и соответствующие соглашения подписаны с российским Газпромом. Мы прорабатываем вопросы строительства газопровода в Китай. Мы намерены расширить возможности КТК и по возможности до конца этого года подписать по нему соглашение с тем, чтобы в два раза увеличить поставки нефти через Черное море - до 50 млн. тонн.
Проект нефтепровода Бургас - Александруполис для транспортирования каспийской нефти к южной Европе по территории Болгарии и Греции предусматривает прокачку 10 млн. казахстанской нефти. Оставшегося объема нефти достаточно чтобы заполнить трубопровод через Украину. Но конкретные формы участия Казахстана зависят от множества факторов, в том числе от условий инвестиционного климата в Украине. И это уже предмет переговоров между представителями компетентных органов, бизнес-структур двух стран. Одного желания и фактора исторической и, общности менталитета здесь мало.
В современных условиях жесткой экономической конции, государства, заинтересованные в увеличении товаропотоков и увеличении загрузки собственных морских портов и транспортных предприятий, идут на значительное снижение сквозных тарифов, создают режим наибольшего благоприятствования. Целенаправленная политика по созданию таких условий для пребывания инвесторов, которые максимально были бы приближены к национальному режиму — еще один весомый аргумент в пользу инвестиционной и транзитной контоспособности.
Если Украина создаст вполне контные тарифные условия, привлекательный налоговый, инвестиционной и таможенный климат для казахстанских инвесторов — банкиров и предпринимателей, применит к условиям их пребывания в Украине национальный режим, тогда транзит казахстанских товаров и услуг, в том числе энергоресурсов в Европу через Черное море, получит достойное развитие и продолжение.
- А какие льготы и преференций предоставляет Казахстан для инвесторов?
- Главными особенностями казахстанского инвестиционного климата являются максимальное приближение к национальной специфике, равенство иностранных и отечественных инвесторов при предоставлении гарантий от реквизиции и национализации, при осуществлении проверок, при разрешении споров, при использовании доходов, а также возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов и должностных лиц.
Закон «Об инвестициях» от 8 января 2003 года предоставляет государственные натурные гранты, а также инвестиционные налоговые преференции по корпоративному подоходному налогу, имущественному и земельному налогам. Кроме того, он освобождает от таможенных пошлин. До 1 месяца сокращены сроки рассмотрения заявки, упрощены процедуры, отменены минимальные объемы инвестиций. Важно и то, что в Законе закреплен принцип стабильности ранее заключенных контрактов с иностранными инвесторами.
- В своем выступлении на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана 24 октября этого года Н.Назарбаев высказался за перевод казахского языка на латиницу и массовое изучение английского языка. Не является ли это проявлением стремления уйти из-под влияния Москвы?
Как правильно отметил глава государства, латинская графика доминирует в мировом коммуникационном пространстве, а массовое знание населением английского языка является одним из важных факторов экономического успеха таких стран как Япония, Индия, Сингапур, Малайзия.
Казахи в разных странах используют три алфавита. В Казахстане, России и ряде стран СНГ применяется кириллица, в Турции и европейских странах - латиница, а в Китае — арабский шрифт. Если учесть, что почти одна треть казахов ают вне Казахстана и используют различные алфавиты, естественно, это усложняет общение, налаживание культурных, научных и других связей между ними. Прошедший опыт показал, что современный казахский алфавит состоит из 42-х знаков и затрудняет задачу по вхождению в мировое информационное пространство. Использование же латиницы облегчит ее решение. Но переход на латиницу потребует времени. Не случайно президент дал поручение внимательно изучить эту проблему и дать экспертное заключение. Что касается второй части вопроса, то речь идет о разработке специальной программы углубленного и интенсивного изучения английского языка во всех общеобразовательных школах и вузах, привлечении к ней крупных образовательных структур Великобритании и США.
Полагаю, что стремление к использованию лучших достижений человечества и изучение иностранных языков не имеет политической подоплеки. Я не стал бы судить о реакции российского общества на данную инициативу лишь на основании нескольких публикаций в СМИ. Тем же российским и украинским предпринимателям, киностудиям, издательствам, консультационным структурам и т.д. будет весьма выгодно пользоваться универсальной казахской графикой, работать с молодыми казахстанскими специалистами, владеющими сразу несколькими языками.
- Следующий 2007 год пройдет в Украине как Год Казахстана. Как вы оцениваете уровень двустороннего экономического сотрудничества между Украиной и Казахстаном? Чего мы достигли и какие перспективы нас ожидают?
- К торжественному открытию Года Казахстана приурочен визит Н.Назарбаева в Киев в феврале 2007 года. Это весьма важный знак, символизирующий процесс встречного движения наших государств, сближения наших народов.
Как Посол дружественной страны я считаю, что основными задачами развития межгосударственных отношений являются содействие налаживанию торгово-экономических связей, увеличению двустороннего товарообмена, интеграции и более тесной кооперации хозяйствующих субъектов двух стран. И то что, 2007 год объявлен в Украине Годом Казахстана – для на всех знаментальное событие.
Украина является стратегическим партнером Казахстана, страной приоритетного торгово-экономического сотрудничества и мы стремимся интенсивно налаживать плодотворное сотрудничество по всем направлениям и на всех уровнях. К тому же ваша страна это один из выходов на европейские рынки товаров и услуг, поэтому весьма важно взаимовыгодное использование транзитных возможностей вашего государства. Мы поддерживаем Украину в ее стремлении использовать транзитно-транспортный потенциал Казахстана для выхода на рынки стран Азии, стать надежным партнером в машиностроении и производстве готовой продукции.
В двустороннем сотрудничестве с Украиной мы уделяем большое внимание внедрению передовых технологий. Представляет большой интерес военно-промышленный комплекс Украины, значительный потенциал взаимодействия имеется сфере космических исследований. Сейчас ведется активная работа во всех направлениях в соответствии с межправительственным соглашением о военно-техническом сотрудничестве. Опыт и знания Украины чрезвычайно важны и полезны Казахстану.
Динамично развивается сотрудничество наших стран в области транспорта и коммуникаций, агропромышленном комплексе, акосмической, военно-технической и гуманитарной сферах. В соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе визита в Киев главы нашего государства в прошлом году, создаются совместные производства, осуществляются поставки сельхозтехники, оборудования и запчастей. Казахстанская сторона готова не только закупить украинские самолеты АН 148, но и участвовать в их производстве. В свою очередь Украина, чья мощная промышленность не имеет себе равных в регионе, оказывает содействие в решении вопросов, связанных с ремонтом железнодоного подвижного и тяглового состава, оказывает «вагонную» поддержку. Кустанайский завод дизельных двигателей совместно с Харьковским тракторным заводом выпускает украинские тракторы с казахстанскими двигателями.
Вы знаете, что Казахстан не имеет прямого выхода к мировому океану. Не имеет Казахстан и авиационную промышленность. Но в сотрудничестве с Украиной казахстанцы не испытывают дискомфорта от этого. Также вы знаете о теплом отношении нашего президента к Украине, где он учился.
Одно из контных преимуществ казахстанских предпринимателей перед западными состоит в том, что бизнес Украины и Казахстана говорит на одном языке. Наши страны имеют схожую бизнес-среду, систему взаимоотношений между людьми.
Семь лет назад двусторонний годовой торговый оборот между Украиной и Казахстаном составлял $200 млн. По итогам 11 месяцев текущего года мы имеем около $ 1,5 млрд. При сохранении нынешних темпов роста двусторонней торговли Казахстан в ближайшие годы может войти в список пяти-шести крупнейших торговых партнеров Украины, равно как и Украина стать таковым для Казахстана.
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/134814.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua