19 янв, 14:49
В начале 2006 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в послании к народу заявил о необходимости вхождения Казахстана в состав 50-ти контоспособных государств мира. При этом одним из главных приоритетов в экономическом развитии страны было названо дальнейшее расширение двусторонних связей с Россией. О том, насколько выполнимы эти цели, а также о некоторых перспективах росийско-казахстанского сотрудничества «Росбалту» рассказал старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Евсеев.
- Насколько достижимы цели, поставленные Назарбаевым?
- Казахстан не является очень крупной страной по численности населения, но он обладает значительными запасами энергетических ресурсов – в первую очередь, нефти, природного газа, ряда других полезных ископаемых. Кроме этого, в республике имеются очень крупные запасы природного урана. В настоящее время по добыче урановой руды Казахстан занимает третье место в мире (в 2005 году — 10% от мировой добычи) после Канады и Австралии. А к 2010 году планируется его увеличение до 15 тысяч тонн (низкой категории стоимости, то есть менее $40 за килограмм). Конечно, это не может быть основой экономики, но, безусловно, будет способствовать ее развитию.
При этом следует учитывать, что Казахстан очень сильно интегрирован в экономику России, особенно ее праничных областей. А ежегодный товарооборот между нашими странами достиг порядка $10 млрд, что почти в пять раз больше аналогичного российско-иранского товарооборота. В тоже время, Астана не хочет полностью зависеть от Москвы и старается диверсифицировать каналы экспорта своих энергоресурсов. Именно поэтому казахстанская нефть уже частично наполняет нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. А к 2012 году наполняемость этого нефтепровода казахской нефтью может составить до 50%. Причем без казахской нефти этот экономический проект не является рентабельным.
- Чем же важен Казахстан для России?
- Для России Казахстан исключительно важен со стратегической точки зрения. Через его территорию проходит транспортный коридор, который соединяет европейскую и азиатскую части страны, а также Россию и страны Центральной Азии. И для России очень важно иметь такого союзника как Казахстан, поскольку без его поддержки, в случае глобальных геополитических катаклизмов, Москве будет очень сложно сохранить контроль над Сибирью и Дальним Востоком.
Стратегическая значимость Казахстана для России даже выше, чем Украины. Москве очень важно сохранять и поддерживать партнерские отношения с Астаной еще и потому, что она, как и все центрально-азиатские государства, участвует в программе НАТО «Партнерство во имя мира».
- Наверное, не стоит забывать также и о том, что Казахстан обладает ядерными технологиями?
- После распада Советского Союза Казахстан стал одним из крупнейших ядерных государств. По запасам ядерного оружия он сразу занял четвертое место в мире (после США, России и Украины). Однако, в отличие от Украины, которая очень долго раздумывала о своем ядерном статусе, Казахстан в течение сравнительно короткого времени принял решение об отказе от статуса ядерной державы и повел политику вывода (ликвидации) ядерного оружия со своей территории.
Напомню также, что осенью прошлого года между государствами Центральной Азии было заключено соглашение о создании в этом регионе безъядерной зоны. Это очень хороший пример для других государств. Особенно учитывая то, что в Азии находится много стран обладающих ядерным оружием: Китай, Индия, Пакистан, Израиль, Северная Корея, а также имеется ряд «пороговых» государств.
Что же касается непосредственно сотрудничества России и Казахстана в ядерной области, то в последнее время в этом направлении произошел серьезный прорыв. Это, пожалуй, один из немногих примеров, когда мировому сообществу не о чем беспокоится в плане ядерного распространения. Российско-казахское сотрудничество полностью соответствует Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и может служить примером для других государств. Так, в октябре 2006 года были подписаны учредительные документы о создании трех совместных предприятий, в которых Россия и Казахстан участвуют на паритетных условиях.
Казахстан занимает второе место в мире по общим запасам урана (472 тысяч тонн; 13 % мировых запасов); в местодениях Инкай, Мынкудук и Харасан сосредоточены сотни тысяч тонн природного урана в компактных и богатых рудах. Однако эти местодения, в основном, не освоены и требуют значительных инвестиций. В то же время, Россия, обладая избыточными мощностями по обогащению урана и по производству ядерного топлива, имеет большой недостаток в природном уране.
Следовательно, Казахстану не нужно создавать дорогостоящие производства по обогащению урана, стоимость которых составляет несколько миллиардов долларов. Астана получает возможность использовать российские мощности, и Москва готова поделиться с Казахстаном мирными ядерными технологиями, чтобы совместно разрабатывать ядерные реакторы малой и средней мощности, которые могут найти широкое применение в мире. В то же время, такая деятельность не будет нарушать режима ядерного нераспространения, так как Астана не будет иметь доступа к таким «чувствительным» ядерным технологиям, как обогащение урана. Более того, Казахстан может получить быстрый доступ на мировой рынок наукоемкого производства.
Таким образом, Россия и Казахстан наглядно показывают другим странам, как можно в рамках ДНЯО успешно развивать сотрудничество в ядерной области. Москва и Астана приглашают к сотрудничеству другие страны и готовы гарантированно обеспечить их потребности в ядерном топливе, а в перспективе – и ядерными реакторами малой и средней мощности. Все это позволит существенно укрепить существующий в этой области режим и снизить обоснованную обеспокоенность ряда стран возможностью блокирования поставок ядерного топлива по политическим мотивам.
- Бытует мнение, что в развитии экономики Казахстана существует прокитайская направленность. Нет ли опасности, что Казахстан может покинуть своего союзника Россию и вступить в союзнические отношения с Китаем – возможно, даже против России?
- Необходимо сразу сказать, что Россия сейчас не может одна контролировать ситуацию в Центральной Азии, но может это сделать совместно с таким партнером, как Китай. В то же время, США уже сейчас занимают здесь твердые позиции. Таким образом, в Центральной Азии основными внешнеполитическими оками являются Россия, Китай и США.
Если говорить о российско-китайской составляющей этой триады, то она имеет стабилизирующее влияние на ситуацию. Влияние же США достаточно неоднозначно. Если вашингтонская администрация неожиданно сделает ставку на «демократизацию» отдельных государств Центральной Азии, то это может стать сильным дестабилизирующим фактором в регионе.
В рамках партнерских отношений с Россией Астану могут удержать, прежде всего, тесные экономические отношения. Кроме того, между Россией и Казахстаном существует достаточно сильное сотрудничество в военной и политической сферах.
Необходимо также отметить, что в Астане существуют определенные опасения, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) в том виде, в котором она сейчас существует, не всегда может быть использована в интересах Казахстана. Поэтому говорить о том, что Казахстан готов сломя голову броситься в объятия Китая, я бы не стал. Несмотря на то, что КНР участвует в ряде казахских проектов, в Казахстане достаточно остоно относятся к Китаю. Пекин готов вкладывать и вкладывает значительные финансовые средства в Казахстан, но именно Россию воспринимают здесь как своего самого близкого партнера. Я пока не вижу тенденций, которые могут изменить эту ситуацию. Проблемы, которые могут повлиять на сотрудничество, конечно, есть, но они в основном внешние.
- Что вызывает беспокойство в этом плане?
- Россию беспокоят пути транспортировки казахских энергоресурсов. Участие Казахстана в работе нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан по-разному оценивается в России, как, впрочем, и участие в различных китайских проектах.
Кроме того, если говорить о добыче энергоресурсов на шельфе Каспийского моря, то можно ожидать увеличения влияния западных компаний, что конечно России не может понравиться.
Определенное беспокойство вызывают и планы закупки Казахстаном некоторых западных вооружений. НАТО не исключает возможность военного сопровождения танкеров для нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Россия не видит в этом потребности, так же, как и в том, чтобы Казахстан резко усилил свой военно-морской флот. Вообще, хотелось бы, чтобы в решении подобного рода вопросов Казахстан опирался именно на Россию, а не на США, Китай и Европу.
Но перечисленные мной проблемы решаемы. Только не стоит успокаиваться на том, что у России и Казахстана существуют очень хорошие партнерские отношения. Их нужно поддерживать и всячески развивать, чтобы не допустить их охлаждения.
Дмитрий Пановкин
rosbalt
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/138982.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua