Президент ищет лидера для третьего «оранжевого» блока

11 апр, 14:04

Говоря во время встречи с лидерами непарламентских партий о необходимости  консолидации демократических сил,  президент Украины вряд ли имел ввиду объединение всех «оранжевых» в единый политический блок с единым списком. Скорее речь шла о согласованных действиях нескольких мощных пропрезидентских блоков, сумма мандатов которых не оставит никаких шансов Партии регионов на занятие ключевых постов в государстве.

 

Тот факт, что Блок Юлии Тимошенко и Народный Союз «Наша Украина» пойдут на выборы отдельно, был известен уже давно. Лидеры этих политических сил заявляли об этом еще при подписании соглашения об объединенной оппозиции. Вопросом оставался лишь конкретный формат этих блоков. Однако, даже при условии, что рейтинг БЮТ за время, прошедшее с минувших выборов несколько вырос, а количество разочаровавшихся в «Нашей Украине» после появления президентского указа о роспуске парламента на порядок уменьшилось, сумма мандатов, полученных этими партиями, не будет достаточна для формирования большинства в новой Верховной Раде.

 

А поскольку ни с коммунистами, ни с социалистами (если им все же удастся преодолеть проходной барьер) союз нынешней оппозиции не представляется возможным, встал вопрос о необходимости провести в парламент еще порядка 30 пропрезидентских депутатов. Так, при нынешнем составе фракций БЮТ и «Наша Украина» суммарное количество мандатов равняется 202. И это при условии не достаточно высокой партийной дисциплины в обеих партиях. После досрочных выборов эта цифра может увеличиться лишь незначительно. 

 

Технология создания третьей пропрезидентской фракции в парламенте наиболее четко была озвучена заместителем главы Украинской народной партии Ярославом Джоджиком. Выступая на внеочередном съезде УНП, он предположил, что наибольший суммарный результат для пропрезидентских сил можно будет получить, если пойти на выборы тремя пропрезидентскими блоками: БЮТ, «Наша Украина» и «Украинская правица». По оценкам Я.Джоджика, такая конфигурация позволит набрать по меньшей мере на 3% больше голосов избирателей, чем при участии в выборах одним «помаранчевым» мегаблоком, и на 1,5% больше, чем двумя блоками.

 

Такие рассуждения имеют под собой достаточно веские основания. Ни для кого не секрет, что украинский электорат голосует скорее за личности, за бренд, чем за идеологию. Посему, в парламент реально могут попасть только те силы, лидеры которых достаточно популярны среди украинцев. Поэтому, ни БЮТ, ни «Наша Украина» на сегодняшний день  не нуждается в привлечении на свою сторону непопулярных партий-сателлитов. Ведь когда речь идет об этих партиях, то избиратели голосуют скорее за Тимошенко и Ющенко, чем за декларируемые ими принципы. В свою очередь, формирование отдельного блока правых сил, при условии, что его возглавят достаточно известные и популярные личности, позволит «выбрать» голоса сомневающихся, разочарованных как в БЮТ и «Нашей Украине», так и в СПУ и Партии регионов.

 

С другой стороны, формирование пропрезидентского блока правых сил может столкнуться с рядом проблем, основная из которых – поиск лидера. Одним из наилучших вариантов для правых сил, безусловно, является экс-министр внутренних дел, а ныне глава Народной самообороны Юрий Луценко. На сегодняшний день его популярность достаточно велика, чтобы не только преодолеть 3% барьер, но и сформировать достаточно крупную фракцию. Сам Луценко неоднократно заявлял, что возглавит избирательный список одной из  пропрезидентских политических сил. Однако, достаточно высока вероятность того, что Ю.Луценко все-таки пойдет на выборы с «Нашей Украиной». В противном случае, количество мандатов, полученных «партией президента» может быть даже ниже, чем прошлом году.

 

Другим кандидатом на лидерство в «Украинской правице» является экс-министр иностранных дел Борис Тарасюк. Безусловно, на сегодняшний день он менее яркая и популярная личность в среде отечественного электората. Однако события, связанные с его отставкой с поста главы МИД, безусловно, добавили ему «избирательных дивидендов». Так уж повелось, что украинцы любят «обиженных». Приняв на себя подобную роль, и задекларировав очередной реванш, Тарасюк может стать вполне пристойным лидером «третьего оранжевого блока».

 

Конечно, есть и ряд других претендентов на первые места в «правом» списке. Практически все они были на последних встречах с президентом. Это глава Украинской народной партии Юрий Костенко, глава Народно-демократической партии Людмила Супрун, лидер «ПОРЫ» Владислав Каськив, глава Конгресса украинских националистов Олексей Ивченко, глава Христианско-демократического союза Владимир Стретович. Кроме того, на лидерство вполне мог бы претендовать нынешний глава Совета общественности при президенте Украины, экс-спикер Верховной Рады Иван Плющ.

 

Перспективы использования электората тех политических сил, которые стоят за упомянутыми личностями достаточно велики. Так, блок «ПОРА-ПРП» в 2006 году набрал 1,47% голосов избирателей, НДП – 1,77%, блок Костенка и Плюща – 1,87%. При объединении этих сил в единый блок успех избирательной кампании практически гарантирован. Более того, прохождение в парламент трех пропрезидентских блоков – единственный шанс для нынешней парламентской и внепарламентской оппозиции получить большинство мандатов, а для президента – изменить политическую коньюнктуру в свою пользу.

 

Однако, реализации идеи «третьего оранжевого блока» зависит от того, сумеют ли пропрезидентские силы договориться между собой. Ведь, как мы помним, причиной провала создания пропрезидентской коалиции летом 2006 года стала именно неспособность лидеров БЮТ, «Нашей Украины» и СПУ договориться и, как следствие, переход одной из «помаранчевых» сил под покровительство вчерашних оппонентов – Партии регионов. Не повторится ли история и вэтот раз?


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/147996.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua