13 июн, 10:55
Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) в ближайшее время намерена вынести на согласование с участниками страхового рынка новое распоряжение, которым собирается вернуть себе контроль за размещением страховщиками резервов, который она утратила в конце минувшего года. Более того, регулятор решил пойти дальше и тем же документом ввести требования к достаточности капитала страховых компаний (СК).
Как сообщил директор департамента страхового надзора Госфинуслуг Вадим Коломиец, проект соответствующего нормативного документа проходит последнюю доработку в Госкомиссии: "Основными положениями мы устанавливаем методологию покрытия активов СК. Таким образом мы сможем вернуть контроль за формированием страховщиками страховых резервов, более того - начнем контролировать то, что ранее контролю не подлежало". По его словам, требования к покрытию резервов СК будут схожи с теми, которые устанавливались Госфинуслуг ранее.
В случае же введения норматива достаточности капитала страховщикам придется серьезно задуматься над оценкой своих активов. Регулятор намерен утвердить новые нормативы таким образом, чтобы они учитывали требования как к качеству активов СК, так и к их диверсификации. Таким образом, СК будут вынуждены обеспечить себя ликвидными активами, достаточными не только для покрытия страховых резервов, но и для обеспечения минимально установленного размера уставного фонда (для "рисковых" СК - EUR1 млн, для "лайфовых" СК - EUR1,5 млн), а также обязательств, не связанных со страховой деятельностью. "Не исключено, что такой подход вызовет недовольство многих страховщиков. Вероятнее всего, компании будут пытаться найти зацепки, чтобы отменить и это наше решение, - отметил Вадим Коломиец. - Но я хотел бы подчеркнуть, что ни в одной стране пока не видел, чтобы суд запрещал регулирующему органу выполнять его прямые обязанности."
По словам представителей крупных СК, многие страховщики продолжают руководствоваться при размещении резервов потерявшими в конце 2007 г. силу требованиями Госфинуслуг. Большинство участников рынка с большой осторожностью комментируют инициативы регулятора, так как последний пока не разглашает точное содержание своих требований. Впрочем, страховщики уже высказывают пожелания к готовящемуся документу.
Некоторые страховщики также выразили уверенность, что регулятору следует разрешить компаниям инвестировать средства в сертификаты инвестиционных фондов. Участники рынка отмечают, что сертификаты ИСИ сами по себе являются диверсифицированными финансовыми инструментами и были бы интересны как "рисковым", так и "лайфовым" СК.
Ужесточение требований к активам СК отчасти вызвано действиями некоторых компаний, направленными на снятие ограничений по размещению страховых резервов. Дело в том, что Закон "О страховании" определяет только перечень активов, которыми СК могут представлять свои страховые резервы. К ним относятся денежные средства на текущем счете, банковские депозиты, банковские металлы, недвижимость, акции, облигации, ипотечные сертификаты, государственные ЦБ, права требования к перестраховщикам, кредиты страхователям, наличные средства в кассе, а также инвестиции в экономику по направлениям, определенным Кабмином.
Еще в 2004 г. Госфинуслуг попыталась ввести ограничения на инвестирование резервов в отдельные категории активов, приняв распоряжение #3104. Действия регулятора были вызваны практикой покрытия страховых резервов неликвидными ЦБ, которую реализовывали многие компании. Если бы возникла необходимость выполнить обязательства перед клиентами, такие СК попросту не смогли бы вовремя перевести неликвидные активы в деньги. Регулятор добивался от "рисковых" СК размещения страховых резервов с учетом следующих ограничений: деньги на текущих счетах - не более 5% резервов; банковские депозиты (в том числе в валюте) - не более 70%, при этом не более 10% - в один банк; недвижимость - не более 20%; акции и облигации - не более 40%, при этом не более 5% - в ЦБ одного эмитента; инвестиции в государственные ЦБ - не более 40%; в банковские металлы - не более 10%. Позже появилось еще одно требование: ЦБ, которыми СК намерена представить резервы, должны котироваться на фондовой бирже или в торгово-информационной системе. Акции или облигации иностранных эмитентов должны пройти листинг на одной из таких площадок, как Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская биржи, торгово-информационная система NASDAQ.
Правила размещения страховых резервов сразу стали камнем преткновения в отношениях страховщиков и регулятора. Дошло до того, что в конце 2005 г. СК "Киевское страховое общество" инициировала судебный иск с целью добиться отмены упомянутых нормативов. Длительное разбирательство закончилось тем, что Апелляционный суд г.Киева своим решением от 9 октяб-ря 2007 г., по сути, удовлетворил требования страховщиков.
В итоге, распоряжением #8316 Госфинуслуг была вынуждена отменить ограничения на размещение страховых резервов, которые вводились Госкомиссией на протяжении 2004-2007 гг. Как результат: в 2008 г. СК вошли, имея право инвестировать средства страховых резервов на свой страх и риск. "Теперь компании могут купить акции (любого качества. - Ред.), иметь всего одну гривню на текущем счете и соблюдать при этом требования по покрытию резервов", - сказал Вадим Коломиец. Тем же распоряжением регулятор фактически сложил с себя полномочия по контролю за наличием и качеством страховых резервов у СК.
Впрочем, многие представители страхового рынка опасаются сложившейся ситуации, считая, что инвестирование страховщиками средств в малоликвидные активы может привести к банкротству компаний.
Следует признать, что страховщикам было за что бороться. По итогам 2007 г. резервы страховых компаний составили 8,1 млрд грн., что на 40% превышает показатель 2006 г. Размер активов, которыми, согласно ст.31 Закона "О страховании", СК могут представлять свои резервы, в 2007 г. увеличился на 30% - до 22,9 млрд грн. Более того, страховщики ожидают, что темп роста страховых резервов в 2008 г. не замедлится и их сумма может превысить 11,5 млрд грн. Очевидно, что многие СК были бы заинтересованы в отсутствии контроля за использованием резервов, так как это позволяет им совершать рискованные инвестиции в расчете на высокую прибыль.
Надо сказать, что, по данным Госфинуслуг, за 2007 г. предпочтения СК в вопросе размещения резервов заметно изменились. В частности, увеличились объемы вложений средств в недвижимость - с 794,6 млн грн. до 1,158 млрд грн., в банковские депозиты - с 5,454 млрд грн. до 6,172 млрд грн., а также инвестиции в экономику Украины - с 32 млн грн. до 79,2 млн грн. При этом уменьшился объем инвестиций в корпоративные ценные бумаги (акции и облигации) - с 8 млрд грн. до 7,7 млрд грн. Наибольшие опасения вызывает увеличение объема инвестирования в недвижимость, так как в данном случае СК, рассчитывая на рост ее стоимости, лишают себя возможности оперативно продать данный актив и рассчитаться по обязательствам. В целом же структура активов, которыми представлены страховые резервы СК, свидетельствует о том, что страховщики предпочитают вкладывать средства в банковские депозиты, ценные бумаги и права требования к перестраховщикам.
Введение новых нормативов может вынудить СК существенно перераспределить свои активы и избавиться от неликвидных ЦБ в своих портфелях. А это может оказаться затруднительным для большинства участников рынка. В конце 2007 г. регулятор уже требовал от СК, чтобы они избавились от акций, представленных в 3-м уровне листинга фондовых бирж. Тогда ЛСОУ заявила о необходимости ввода переходного периода для выполнения требований Госкомиссии, так как страховщики были просто не в состоянии в сжатые сроки избавиться от проблемных активов. При этом Лига признала, что на то время около 90% ЦБ, в которые страховщики вложили свои средства, относились именно к 3-му уровню листинга, в который входят наименее ликвидные акции и облигации. // Газета "Бизнес"
Инф. forinsurer.com
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/169162.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua