29 авг, 15:44
30 августа 1995 года на Республиканском референдуме большинством голосов была принята вторая Конституция Республики Казахстан.
Конституция 1993 года, принятая в переходный период, в условиях обретения независимости, смены государственной правовой системы и становления Казахстана на путь демократического развития, не могла удовлетворить потребности современного развития. Это обусловило принятие новой Конституции, приоритеты которой Президент Нурсултан Назарбаев изложил еще в марте 1995 года на заседании Ассамблеи народов Казахстана.
Конституция, принятая 30 августа 1995 года определила государственность, демократические ценности и суверенитет страны. Однако этому историческому событию предшествовала напряженная работа. При разработке проекта Основного закона анализировались многочисленные Конституции, особенно принятые во второй половине XX века. Широка была и география поиска: Европа, Азия, Северная и Латинская Америка. Для примера, сам Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев лично проанализировал двадцать Конституций мира. «Для нас было важно понять главное, – писал впоследствии в своих воспоминаниях Глава государства, – как в странах, находящихся на различных ступенях развития, имеющих многообразные социокультурные, национальные и иные особенности и различные правовые системы, Конституции решали главную задачу – способствовали укреплению стабильности, повышению благосостояния народа и развитию демократии.
На момент принятия решения о необходимости новой Конституции, Казахстан уже имел собственный пятилетний опыт, научивший определять приоритеты, цели и средства их достижения. Также к этому времени в Казахстане была группа опытных казахстанских и зарубежных экспертов-юристов, выполнивших задачу по юридическому оформлению Конституционных положений, осуществивших анализ почти 30 тысяч предложений, поступивших в ходе всенародного обсуждения проекта Конституции, в результате чего в проект было внесено более 1100 поправок и дополнений. В итоге 30 августа 1995 года состоялся высочайший акт волеизъявления наших граждан, подавляющее большинство которых сказало «да» новому Основному Закону страны.
Таким образом, Конституция Республики Казахстан 1995 года закрепила единство народа, объединила на казахской земле людей всех национальностей, связанных общей исторической судьбой.
Кроме того, Конституция 1995 года позволила ускоренно провести экономические реформы при сохранении политической и социальной стабильности.
Однако за время, прошедшее с момента принятия Основного закона, изменились мы, наша страна и мир вокруг нас.
Динамика XXI века с инновационными и прорывными технологиями, глобальными проблемами и вызовами определяет новые параметры развития государства и общества.
Масштабные успехи в реформировании экономики страны, активное решение социальных проблем позволили Президенту выдвинуть амбициозную задачу вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. А это диктует необходимость дальнейшего развития демократических преобразований и модернизации политической системы. И Конституция, являясь краеугольным камнем государственного и общественного устройства, может расширить возможности для ускорения экономической, социальной и политической модернизации через формирование условий для более эффективной работы государственных органов всех уровней, укрепление казахстанского патриотизма, упрочение взаимодействия государства с институтами гражданского общества.
16 мая 2007 года на совместном заседании Палат Парламента Президент Нурсултан Назарбаев предложил внести поправки в Конституцию Казахстана, которые носили прорывной характер. Так в первую очередь они решают проблемы либерализации нашего общества радикальнее, чем даже предлагала оппозиция, выводят демократизацию нашего общества и вовлечение политических партий в процесс общественной трансформации на качественно новый уровень, соответствующий высоким темпам развития экономики. Эти успехи общепризнаны и являются предметом изучения не только наших, но и зарубежных политиков и политологов. И теперь необходимо гармонизировать процессы социально-экономического и общественно-политического развития страны. Сегодня созданы все необходимые условия для глубоких политических преобразований – опять же повторюсь стабильная экономическая ситуация, устойчивый рост благосостояния населения, благоприятная внешняя обстановка.
Поправки в Конституцию, предложенные Главой государства, предусматривают в первую очередь сокращение срока самих Президентских полномочий с семи до пяти лет, при том, что эта норма вступает в силу с 2012 года.
Н. А. Назарбаев был избран на этот пост в последний раз в декабре 2005 года. Предусмотрено также увеличение численности парламента с 116 до 154 депутатов и формирование Мажилиса (нижней палаты парламента) по партийным спискам.
Кроме того, усиливаются полномочия Парламента в части контроля за деятельностью Правительства. В частности, для того, чтобы теперь отправить в отставку Главу Правительства, Мажилису требуется простое большинство голосов, а не две трети, как было ранее.
Также предусмотрена норма, наделяющая Президента правом роспуска Парламента после консультаций с премьер-министром и спикерами палат парламента.
Президент также наделяется правом законодательной инициативы. Кандидат на должность Президента республики должен последние 15 лет проживать в Казахстане. Из Конституции исключена норма о том, что Президент на период осуществления своих полномочий приостанавливает деятельность в политической партии.
Сенат (верхняя палата парламента) получил право выполнять функций всего Парламента по принятию законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного его досрочным роспуском.
Акимы областей, кроме двух городов республиканского значения (Астана и Алматы) будут назначаться президентом с согласия маслихатов (местный законодательный орган). Маслихат большинством голосов вправе выразить недоверие акиму и поставить перед президентом вопрос об освобождении его от должности.
Положения, нашедшие отражение в данном Законе, являются результатом многолетнего обсуждения перспектив развития Республики с привлечением представителей всех ветвей государственной власти, политических партий, общественных деятелей, проделавших большую работу в рамках соответствующих комиссий. В основу внесенных поправок легли предложения и рекомендации Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, сформулированные в итоговом документе ее работы. Немалый вклад внесла и рабочая группа по разработке изменений и дополнений в Конституцию.
Сама реформа не заканчивается изменением Конституции. Наоборот, положено начало большой законотворческой работы.
Свидетельством тому является изменение следующих конституционных законов: "О Президенте Республики Казахстан", "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов", "О Правительстве Республики Казахстан", "О выборах в Республике Казахстан", которые считаются основным законодательным фундаментом общественно-политической системы страны.
Хотелось бы отметить, что конституционные новеллы требуют от законотворческого процесса адекватных мер, обеспечивающих их практическое исполнение. Закрепление в Основном законе такого явления, как фракции политических партий, наверняка должно стать основой полноценного и всеобъемлющего блока правовых норм, регулирующих права и обязанности фракций, условия и порядок их формирования и прекращения деятельности и другие важные вопросы их функционирования в Парламенте страны.
Признание на уровне Конституции Правительства коллегиальным органом соответственно создает основу для корректировки правовой структуры исполнения им своих функциональных обязанностей.
Вышеназванные конституционные нормы и законы, естественно, приведут в действие механизм изменения других законодательных актов, а также нижестоящих нормативных правовых актов - от Регламентов Парламента и Правительства до приказов министров и т.д. Также хотелось бы отметить, что обновленная Конституция, активизировало деятельность Конституционного Совета в вопросах ее толкования, что дала возможность по-новому посмотреть на статус и положение нормативных постановлений Совета в иерархии нормативных правовых актов.
В связи с Конституционной реформой существенные изменения произошли и в отношении защиты прав и свобод человека, который является опять же незыблемым постулатом в строительстве демократически-правового государства.
Ведь довольно-таки длительное время в нашей Республике бурно обсуждался вопрос об отмене смертной казни. Первым шагом на этом пути явилось принятие действующего УК, сократившего по сравнению со своим предшественником количество преступлений, за совершение которых возможно применение исключительной меры наказания. Вторым шагом явился введенный Главой государства в конце 2003 года мораторий на исполнение смертной казни. За период действия моратория в стране не наблюдался всплеск преступности, и криминогенная обстановка сохраняется относительно стабильной. В связи с введением в действие наказания в виде пожизненного лишения свободы, приговоры о назначении исключительной меры наказания практически не выносились.
Поправка, внесенная в статью 15 Конституции, гарантирующая право человека на жизнь, фактически отменяет данный вид наказания в Казахстане, так как, согласно ей, смертная казнь может предусматриваться законом как исключительная мера наказания лишь за особо тяжкие преступления, совершаемые в военное время, и террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, - с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.
Процесс политической модернизации в нашей стране идет по мере проведения преобразований в экономике. Сегодня Казахстан достиг своего экономического подъема, обеспечена политическая стабильность в обществе и создан достойный уровень жизни, принцип, озвученный Главой государства «сначала экономика, а затем и политика», полностью оправдали себя. И вот теперь настало время для политических реформ и для осуществления еще одной амбициозной задачи - вхождения Республики Казахстан в число 50 наиболее развитых государств.
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/175583.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua