03 ноя, 15:00
Об установлении государственного контроля над предприятиями в условиях кризиса
Первой ласточкой национализации стало предложение о передаче государству «Проминвестбанка», не способного самостоятельно выйти из финансового кризиса. Поговаривают, что подобная судьба может ожидать и металлургические комбинаты, переживающие сегодня не лучшие времена. Мнения экспертов относительно такого сценария выживания отечественной экономики разделились.
Национализацией по кризису
В процессе национализации нет ничего нового - так сейчас поступают во многих странах, начиная с США и заканчивая европейскими, считают глава НБУ Владимир Стельмах и его коллега, председатель Верховной Рады Арсений Яценюк. Между тем Владимир Матвиенко, председатель правления ПИБ, выступает за продажу финучреждения стратегическому инвестору, поскольку национализация, уверен он, не стабилизирует деятельность банка. Да и в госбюджете нет необходимых «пары миллиардов долларов» для этих целей.
Владимир Бойко, глава правления ММК им. Ильича, также на днях допустил, что национализация предприятий горно-металлургического комплекса Украины может стать одним из вариантов выхода отрасли из кризиса. Хотя сам не планирует возвращать государству свое предприятие. Как отметил глава пресс-службы ММК Сергей Магера, для развития производства комбинату всегда хватало собственных средств, и единственная проблема сегодня – это нехватка заказов. «Комбинат работает, в два раза снизив объемы производства. Решения по сокращению персонала пока не принимались, но рассматривается вопрос по уменьшению фонда оплаты труда», - отметили в пресс-службе предприятия.
По-украински: актуально, но невозможно?
В Украине механизмы национализации пока не разработаны, предупреждает Николай Азаров, председатель парламентского комитета по финансам и банковской деятельности. «Если за рубежом принимается решение о национализации, то оно базируется на договоренности правительства и Минфина с конкретными акционерами того или иного банка. Выкупается доля, которая позволяет правительству взять этот банк под управление», - отметил он.
Национализация, поясняет экономист Борис Кушнирук, должна осуществляться по определенной процедуре. «По какой стоимости покупаются акции банка, по номинальной? Они, как правило, не переоценивались очень много лет. Если речь идет про другую стоимость, то кто и каким образом будет ее определять? Государство должно сделать все для того, чтобы привлечь в банк инвестора», - считает эксперт.
Директор Центра экономического развития Александр Пасхавер выступает против национализации, так как уверен, что это - просто расходы бюджетных средств на управление предприятиями.
Однако ряд экспертов считают, что национализация Украине нужна, особенно металлургическим предприятиям. Она способна предотвратить массовые увольнения рабочих, уверен лидер партии «Велика Україна» Игорь Беркута. Президент Украинского общества финансовых аналитиков Юрий Прозоров выступает за национализацию стоящих на грани банкротства банков. Директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава считает, что таким образом можно поддержать коммерческие банки, которые не смогут самостоятельно выполнять свои обязательства. «При правильном подходе государство сможет оказать поддержку таким финансовым учреждениям. Тем более, что процесс национализации может быть временным и по окончании кризиса эти банки можно будет снова продать», - отметил эксперт. Среди минусов национализации Кава называет потенциальные попытки со стороны собственников этих предприятий частично решить свои финансовые проблемы за счет государства.
Мировой опыт
В мировой практике установление государственного контроля над предприятиями в условиях кризиса – явление абсолютно нормальное, и с начала экономического кризиса волна национализации прокатилась по США и Европе. Так, еще в сентябре ткущего года правительство США приняло решение взять под свой контроль крупнейшие ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac. Кроме того, в планах правительства США - частичная национализация девяти системообразующих банков страны: Bank of America, J.P Morgan, Citigroup, Wells Fargo, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Bank of New York Mellon и State Street. Бельгийско-голландская финансовая группа Fortis в октябре также подверглась вынужденной национализации после экстренных переговоров с президентом Европейского центробанка Жан-Клодом Трише с целью предотвратить обвал одного из 20 крупнейших европейских банков.
Власти Исландии национализировали Landsbanki во избежание дальнейшего развития финансового кризиса. Национализация банка произошла спустя сутки после того, как правительство приостановило торги акциями крупнейших банков, а исландская крона подешевела по отношению к евро более чем на 20%. В борьбе с финансовым кризисом федеральное правительство Германии во главе с канцлером Ангелой Меркель не исключает возможности национализации немецких банков.
Royal Bank of Scotland (RBS) - второй по величине британский банк - был национализирован на 60%, а в HBOS и Lloyds TSB государственная доля составила 43,5%. Национализированные британские банки объявили, что они отказываются от выплаты миллионных бонусов топ-менеджерам, а также временно прекращают выплату дивидендов - до тех пор, пока правительство не продаст акции частным инвесторам. В Российской Федерации чиновники также считают, что национализация крупных компаний и банков поможет стабилизировать экономическую ситуацию в стране.
Украинский вариант традиционно имеет свои особенности - отсутствие законодательных оснований для национализации наиболее кризисных предприятий экономики. А судя по активности депутатов в здании под куполом, можно с уверенностью говорить, что появятся они еще не скоро.
Мария АЗОЯН
Инф. seychas.com.ua
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/181149.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua