25 дек, 17:26
Слово «коллектор» часто у многих наших соотечественников вызывает массу негативных эмоций, и воображение рисует образ угрюмого вышибалы с дубинкой и паяльником в руках. Подобные ассоциации навеяны недалекими девяностыми годами. В реальности же коллекторский бизнес – это цивилизованный бизнес с человеческим лицом. О том, кто такой «коллектор» и как с ним общаться, пойдет речь в данной статье.
Коллекторский бизнес – это весьма новое направление развития отечественного финансового рынка Украины, которое зародилось около двух лет назад. Первопроходцами в этом виде деятельности стали непосредственно банки, которые создавали внутри собственных структур подразделения, направленные на осуществление контроля за уровнем и своевременностью возврата кредитных средств, розданных населению. Эти подразделения со временем были выделены в отдельные структуры.
Сегодня объемы просроченной задолженности физлиц в розничном кредитном портфеле банков достиг значительных объемов – и составляет около 20-25 млрд грн. Именно это способствовало появлению самостоятельных коллекторских компаний. Ключевой задачей любой коллекторской структуры является оказание помощи заемщику в вопросе погашения задолженности. Правда, нередко коллекторам приходится общаться с недобросовестными должниками, а именно мошенниками.
Практика работы «Европейского агентства по возврату долгов» с финансово-кредитными учреждениями свидетельствует о том, что в 10-15% случаев свои долговые обязательства перед банками не выполняют никто другой, как мошенники. То есть, люди, которые, взяв кредит в банке, изначально не планировали его возвращать. Еще приблизительно 20-25% людей попросту забывают вовремя погасить долг.
Безусловно, не исключение и ситуации, когда человек не рассчитал свои силы, взял кредит и не в состоянии его вернуть. Такие заемщики руководствуются зачастую спонтанным желанием получить деньги взаймы, но в силу неосведомленности и слабой правовой культуры подписывают кредитные договоры, даже не прочитав их до конца (особенно параграфы, где указываются условия и размер начисления пени и штрафных санкций за просрочку платежа).
Также растет сегмент благонадежных заемщиков, которые по объективным причинам не в состоянии погасить кредит. Здесь в первую очередь речь идет о людях, которые в силу обострения финансового кризиса в стране потеряли работу или оказались в ситуации финансового коллапса. Эта категория заемщиков растет практически ежедневно.
Нередко средства массовой информации сгущают краски, рассказывая о некорректных методах работы коллекторов. Однако специфика коллекторской деятельности заключается в строгом соблюдении требований действующего законодательства. В частности, работа коллекторских компаний опирается на Конституцию Украины, Хозяйственный кодекс Украины, Гражданский кодекс Украины, Закон Украины «О хозяйственных обществах». Соответственно, деятельность коллекторских компаний a-priori исключает какие-либо противозаконные или некорректные действия по отношению к должнику.
Во-первых, процедурно предусмотрено, что дело заемщика может быть передано в суд. Так что, дубинки и паяльники попросту не нужны.
Во-вторых, заемщик сам нередко заинтересован в том, чтобы вернуть долг, пусть даже с просрочкой. Ведь «плохая» кредитная история не позволит заемщику легко и безболезненно в перспективе оформить другой кредит.
В-третьих, коллекторская компания заботиться не только об имидже клиента (банка, кредитного союза, страховой компании), но и о своем имидже тоже.
ВАМ ПИСЬМО…
Методы работы любой коллекторской компании базируются на трех ключевых этапах взаимодействия с должником. Первый этап, т. н. soft collection – это досудебное взыскание, которое включает в себя телефонную беседу с должником, а также направление должнику уведомительного письма.
КТО ТАМ?
В случае, если процедура soft collection не дает положительного результата: должник продолжает скрываться или не производит обещанного погашения долга, применяется вторая стадия – т. н. hard collection. Это также досудебное взыскание, при котором производится розыск должника, личная встреча с ним и беседа.
ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН
Практика работы «Европейского агентства по возврату долгов» на рынке коллекторских услуг свидетельствует о том, что около 10-15% от общего количества дел в портфеле доходят до третьей и последней стадии взыскания – а именно до стадии legal collection или т. н. юридического сопровождения. Зачастую на первых двух этапах взаимодействия с должниками уровень возврата задолженности составляет от 45% до 85%. Судебное производство открывается в основном в тех случаях, когда коллекторская компания исчерпала все допустимые действия, побуждающие должника к добровольному погашению задолженности.
КАК СЕБЯ ВЕСТИ, ЕСЛИ К ВАМ ПРИШЕЛ КОЛЛЕКТОР?
1) Не стоит скрываться от коллектора – он все равно найдет должника. Проще открыто поговорить со специалистом компании и объяснить ему сложившуюся ситуацию.
2) В случае, если должник готов погасить долг, но финансовое положение не позволяет ему сделать это одномоментно, мы готовы предложить реструктуризировать долг (оплата с отсрочкой, приемлемыми суммами).
3) Советуем также внимательно читать текст любого заключаемого договора, а еще лучше предварительно посоветоваться с опытным юристом.
4) Также не стоит «выплескивать» на коллектора накопившуюся агрессию – это просто усложнит диалог.
5) Рекомендуем записать координаты специалиста коллекторской компании и консультироваться с ним, если будут возникать сложности с погашением долга.
Полный текст статьи читайте в журнале «Строительная деятельность: Земля. Инвестиции. Учет» № 23 на стр. 34
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/185539.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua