12 июн, 10:08
Интервью с директором по стратегии, слияниям и поглощениям ДТЭК Виталием Бутенко.
Компания ДТЭК, объединяющая энергетические активы Рината Ахметова, является одной из крупнейших в Украине частных вертикально-интегрированных структур. В ее состав входят угольные предприятия, генерирующая компания "Востокэнерго" и дистрибуционные компании, поставляющие электроэнергию в промышленных районах Донецкой и Днепропетровской областей. Планами ДТЭК по развитию бизнеса поделился с РБК-Украина директор компании по стратегии, слияниям и поглощениям Виталий Бутенко.
РБК-Украина: Как Вы считаете, "дно" рынка в контексте стоимости энергетических активов уже достигнуто или же оно еще впереди?
В.Б.: В стратегии ДТЭК мы оперируем индикаторами динамики развития отрасли, изменения конкурентной среды и правил игры на целевых рынках, нежели прогнозами изменения стоимости. Однако нельзя не обратить внимания на то, что происходит с капитализацией энергетических активов. Сейчас и в Украине, и в России стоимость энергетических активов резко упала. На мой взгляд, это стало результатом в первую очередь неоправданно оптимистической оценки энергетических активов до кризиса. Поэтому с резким изменением макроэкономических показателей в связи с кризисом и последовавшей за этим паникой произошел обвал капитализации энергетического сектора. Несмотря на такую значительную коррекцию, я не думаю, что это уже "дно".
Реальная стоимость активов в украинской энергетике будет продолжать падать. Анализ текущих процессов отрасли оставляет мало места для оптимизма. Так, к примеру, за первые 4 месяца 2009 г. произошло резкое сокращение потребления электроэнергии в Украине - на 15% в сравнении с тем же периодом 2008 г. Общий объем экспорта за этот же период сократился на 54%, а по такому ключевому направлению как Венгрия - на 85%. В результате доходная составляющая украинской генерации сокращается. При этом кредиторская задолженность энергетического сектора только за первые четыре месяца 2009 г. выросла на 14% и составила более 12 млрд грн.
РБК-Украина: Вы говорите о существенном снижении цены на энергетические активы. На сколько, по Вашей оценке, упала цена в процентном соотношении со времени начала кризиса, скажем со второй половины 2007 г. и до сегодня? И насколько еще может упасть?
В.Б.: Обвал капитализации энергокомпаний, мне кажется, удивил даже самых отпетых пессимистов. Сначала "посыпалась" стоимость российских генерирующих компаний. К концу 2008 г. российские генерирующие компании потеряли 88% своей совокупной рыночной стоимости, которая составила 4,2 млрд долл. по сравнению с 36,5 млрд долл. (на конец 2007 г.). И хотя стоимость российских ОГК восстановилась в 2009 г. до 7,3 млрд долл., это составляет всего лишь 20% стоимости от пика 2007 г.
В Украине ситуация отличается не многим. Генерирующие компании потеряли 75% своей стоимости. По состоянию на май 2009 г. их совокупная рыночная стоимость составила 1,6 млрд долл. в сравнении с историческим пиком 6,4 млрд долл. на конец 2007 г. Если на пике украинские генерирующие активы торговались с капитализацией от 900 до 1 900 млн долл., то сейчас этот диапазон сократился до 200-500 млн долл. Капитализация энергоснабжающих компаний сократилась в 2009 г. более чем на 80% по сравнению с 2007 г.
С учетом ухудшения макропоказателей экономики и значительного повышения рисков, закономерно ожидать дальнейшего падения стоимости. Текущие цены не учитывают реального финансового положения компаний и значительных рисков сектора и страны. На мой взгляд, можно ожидать дополнительного снижения цен на 30% - 50%.
РБК-Украина: Вы собираетесь участвовать в приватизации энергетических компаний? Какие объекты облэнерго и тепловой генерации из тех, что уже были объявлены и, возможно, еще будут объявлены, являются интересными для вашей компании?
В.Б.: Мы следим за приватизацией облэнерго. Этот сегмент рынка для нас не является приоритетным и его стратегическая привлекательность при текущей модели рынка для нас менее очевидна. Тем не менее, мы не исключаем возможности нашего участия в одном или нескольких приватизационных тендерах.
Генерация нас интересует. Мы планируем участвовать в приватизации "Днепроэнерго", где у нас уже сконцентрировано 47,5% акций. Что касается других генерирующих активов компаний, то я не исключаю возможности приобретения еще одной генерирующей компании. Однако окончательное решение в большей степени будет зависеть от условий приватизации.
Стратегия ДТЭК нацелена на создание мощной топливной и генерирующей базы в Украине. Достижение этой цели является ключевым условием успешной экспансии на внешние рынки. В сегодняшних условиях практически невозможно успешно конкурировать на внешних энергетических рынках, не имея сильной производственно-сырьевой базы у себя дома в Украине. Это в равной степени касается экспансии как в западном направлении – рынки Восточной, Центральной и Южной Европы, так, в перспективе, и в восточном направлении на рынках СНГ.
РБК-Украина: Какие именно генерирующие активы, в которых ваш непосредственный интерес пока не представлен, могут быть интересными для вас?
В.Б.: Стратегическим приоритетом развития ДТЭК является выход на внешние рынки путем развития экспорта, в том числе и путем приобретения активов в тепловой генерации. Ключевое условие – мы должны использовать свой уголь для производства электроэнергии. Это во многом и предопределяет наш интерес как к генерирующим активам в Украине, так и за ее пределами.
Однако развитие экспорта в ДТЭК мы рассматриваем в прямой связке с расширением экспортного потенциала всего украинского энергетического сектора. А именно, к приоритетным мы относим увеличение существующих генерирующих мощностей, которые могут экспортировать украинскую электроэнергию уже сегодня, а также участие в строительстве ВПТ (вставок постоянного тока).
РБК-Украина: Сколько готов инвестировать ДТЭК в строительства ВПТ для увеличения экспорта на Польшу?
В.Б.: Экспорт украинской электроэнергии в Европу сейчас осуществляется в основном через "Бурштынский энергоостров", экспортный потенциал которого технически ограничен 550 МВт. Поэтому более привлекательная перспектива – это дополнительное расширение экспортного потенциала Украины. Один из наиболее доступных путей – это построить ВПТ. Мы находимся в процессе переговоров с польскими партнерами, регулирующими органами и с UCTE о возможности реализации подобного проекта в польском направлении.
Мы готовы участвовать в консорциуме. Это проект достаточно объемный, и технически сложный, со сроком реализации более трех лет. Стоимость одной вставки мощностью 600 МВт – порядка 150 млн долл. Однако реализация подобного проекта без поддержки профильного министерства и сетевого оператора невозможны. На мой взгляд, подобный проект создает идеальную возможность для государственно-частного партнерства. В сегодняшних условиях это может стать самым эффективным направлением развития украинского топливно-энергетического сектора.
РБК-Украина: Вы намерены создавать какую-то дочернюю структуру для экспорта электроэнергии? Собираетесь регистрировать компании-трейдеры за рубежом?
В.Б.: На начальном этапе экспортером будет выступать "Востокэнерго". Параллельно, мы создаем дочернюю структуру, которая будет заниматься развитием экспорта и торговли электроэнергией на целевых рынках Европы и СНГ. Такая структура предполагает создание дочерней компании в Украине, которая в дальнейшем будет создавать или покупать компании за границей.
Стратегия ДТЭК предусматривает два пути выхода на экспорт. Первый – это непосредственный экспорт электроэнергии, которая производится на отечественных электростанциях. Второй – это использование собственного угля для производства электроэнергии на тепловых станциях, находящихся непосредственно на целевых рынках. На наш взгляд, такой двойной подход позволит максимально эффективно использовать вертикально интегрированную платформу ДТЭК для успешной конкуренции на внешних рынках за счет диверсификации источников электроэнергии.
Мы заинтересованы в приобретении дополнительных генерирующих мощностей, работающих на угольном топливе в странах Восточной и Центральной Европы, а также в Турции.
РБК-Украина: Расскажите, пожалуйста, более детально, о каких еще странах, кроме Турции идет речь?
В.Б.: Мы изучаем возможность приобретения муниципальных ТЭЦ в Румынии. Это небольшие станции мощностью до 150 МВт. Подобные приобретения, если будут реализованы, позволят нам получить дополнительный энергоресурс, который мы сможем продавать на целевых энергорынках. В подобной логике мы рассматриваем Венгрию. Благодаря собственному угольному ресурсу мы в состоянии заключать долгосрочные контракты на поставку угля для тепловых электростанций. В направлении Белоруссия – Литва мы готовы участвовать в проектах по созданию объектов тепловой генерации под украинский уголь.
РБК-Украина: Есть ли в ваших планах приобретение шахт за рубежом, вы ведь ранее собирались покупать угольные активы в России?
В.Б.: Уголь – это стратегический ресурс ДТЭК для входа в тепловую генерацию. Наш интерес к угольным активам России остается. Однако на данном этапе мы считаем более перспективным украинский угольный сектор. Причин этому несколько. Назову две основные. Во-первых, угольные активы в Украине стали более привлекательны по цене, и доступны по возможности их приобретения путем участия в приватизации. А во-вторых, сейчас как никогда очень важно поддерживать отечественную угольную промышленность в это тяжелое время.
В настоящее время мы проводим широкомасштабную работу по изучению украинского угольного сектора, его состояния, перспектив и сценариев развития в контексте динамики развития всего топливно-энергетического сектора Украины. Результаты этой работы во многом предопределят дальнейшую стратегию ДТЭК в угольном бизнесе. А именно, наша стратегия будет учитывать состояние, структуру и долгосрочный баланс отечественной генерации, перспективы выхода на внешние рынки в условиях внешней конкуренции и сроки проведения реформы рынка.
РБК-Украина: Возвращаясь к теме экспорта электроэнергии, кто еще, кроме ДТЭК и "Укринтерэнерго", может продавать украинскую электроэнергию за рубежом?
В.Б.: Я надеюсь, что введение экспортных аукционов раз и навсегда упразднит коррупционную монополию на экспорт электроэнергии одной государственной компании и создаст возможности для нормального развития экспорта электроэнергии в Украине на принципах открытой конкуренции и прозрачности.
Потенциально могут появиться несколько игроков, как из государственного сектора, так и частного. НАК "Энергетическая компания Украины", насколько мне известно, уже объявила о своих экспортных амбициях. Вполне закономерно если в числе желающих экспортировать мы увидим "Энергоатом". Хотя при сегодняшней модели рынка наличие собственной генерации не дает никаких преимуществ. Согласно Закону, цена электроэнергии для экспорта не может быть ниже оптовой рыночной цены. Тем не менее, на мой взгляд, кооперация тепловой и атомной генерации позволила бы создать очень мощный конкурентоспособный ресурс для экспорта украинской электрической энергии.
Российский монополист по экспорту и импорту электроэнергии "Интер РАО" всегда интересовался украинской электроэнергией. Закономерным будет участие его дочерних структур в аукционах.
Я не исключаю появления на аукционе и чисто энерго-трейдеровских, спекулятивных компаний, которые будут охотиться исключительно за возможностью краткосрочных прибылей за счет украинского экспорта. В целом, я предполагаю, что будет от 3 до 5 серьезных участников.
РБК-Украина: Какие еще направления бизнеса, кроме добычи угля и тепловой генерации, вы собираетесь развивать?
В.Б.: Возобновляемые источники энергии. Сейчас мы детально изучаем возможность входа в ветряную энергетику. В среднесрочной перспективе, если не будет негативных изменений на рынке, это направление для нас будет одним из ключевых. Интересует нас также малая и средняя гидроэнергетика, как в Украине, так и за ее пределами. В идеале, мы хотели бы иметь сбалансированный портфель генерирующих мощностей, в котором возобновляемые источники энергии составляли бы не меньше 20%.
РБК-Украина: В рамках диверсификации энергоресурсов для той же тепловой генерации, является ли для вас интересным такое направление бизнеса, как добыча углеводородов - нефти и газа? Может быть, вас интересует розничный рынок газа, его транзит?
В.Б.: У нас есть один проект по добыче углеводородов, в котором мы принимаем участие как инвестор. Это проект Vanco Prykerchenska. Газ нас интересует, в первую очередь, в качестве дополнительного топливного ресурса для собственной генерации. Собственная сырьевая база является отправной точкой в создании и поддержании конкурентного преимущества ДТЭК как вертикально интегрированного энергетического холдинга. Поэтому мы рассматриваем возможность диверсификации источников сырья как географически, так и по типу топлива. Розничный рынок газа нас не интересует.
Беседовал Владимир Драбчук.
Инф. rbc.ua
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/194239.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua