07 авг, 09:24
Экологически чистая еда в настоящее время в моде. Главное - убедить потребителя, что такая продукция действительно здоровая. Биофермерам и маркетологам Западной Европы это успешно удается, а вот Украина пока пасет задних, констатируют эксперты
Продукция с маркировкой "био" имеет значительный спрос в Западной Европе, поскольку считается экологически чистой и более полезной для здоровья. "Биопродукты", собственно, это такая пища, которой они были до распространения ядохимикатов и "тяжелых" удобрений, - говорит Хельга Виллер, сотрудник швейцарского исследовательского Института органического хозяйства.
Такие продукты в среднем обходятся на 10-50% дороже обычных, но спрос на них в мире растет. Только за 2007 год они выросли на 15%, рассказывает Виллер. В целом же в 2007 году объемы товарооборота биопродуктов на мировом рынке составили 48 миллиардов долларов.
"Био"-законы
Впрочем, не всюду такой бизнес хорошо продвигается, и Украина этому пример. "В Восточной Европе рынок также развивается, но нужно, чтобы появился закон, который бы защищал производителя органических продуктов", - объясняет Виллер.
В странах ЕС развитие органического бизнеса поддерживает законодательство. Кроме того, некоторые страны из национального бюджета финансируют рекламу и информирование граждан о том, что такое органические продукты. В странах Восточной Европы этот бизнес развивается хуже, потому что имеет более короткую историю. Если в "старой" Европе активное органическое движение началось еще в 70-80-ые годы, то в Восточной Европе совсем недавно.
В Украине нет определения "био"
"Мы не сравниваем украинский и заграничный рынок органических продуктов, потому что у нас даже нет законодательно определенных сроков, что такое органика. У нас еще нужно доказывать потребителям, что эти продукты полезны. Это тяжело без поддержки государства", - рассказывает Андрей Коняшин, исполнительный директор Федерации органического движения Украины.
Украинцы часто отдают преимущество продуктам на местных базарах без пометки "био" и дешевле, потому что недостаточно знают об органических продуктах, убежден Коняшин. Бизнес на такой еде в Украине страдает потому, что в национальном законодательстве до сих пор не определенно, что такое органика, и, соответственно, производители не могут требовать поддержки.
Украинское био - на экспорт
"Люди, которые занимаются органикой в Украине, более ориентированы на экспорт, потому что даже инспекцию сертификаций, как правило, проводят иностранные структуры, поэтому украинский рынок не так легко завоевать", - говорит Коняшин.
Представитель Немецкого аграрного центра в Украине Гайнрих Шюле подтверждает: ряд предприятий на юге Украины уже получили от институтов стран ЕС сертификаты, которые подтверждают экологичность продукции по европейским стандартам. Позволили украинским фермерам поставлять в Европейский союз овощи, фрукты, а также натуральные комбикорма. Но быть "био"-производителем непросто: контролирующие органы Евросоюза регулярно проверяют хозяйства по десяти критериям.
Вместо этого в Украине спрос на биопродукцию будет расти очень медленно, а именно – в соответствии с ростом уровня жизни, прогнозирует Гайнрих Шюле. Ведь продукты "био" обычно значительно дороже "обычных".
Мировой экономический кризис снизил темпы роста органического рынка в мире. Теперь больше людей экономят и отказываются от более дорогих органических продуктов. Но эксперты отмечают, что более зажиточные потребители, которые уже привыкли к продуктам с этикеткой "био", не перестанут их покупать. Эксперты также убеждены: как только экономическая ситуация в Украине улучшится, органический рынок обязательно начнет расти.
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/196889.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua