12 окт, 14:00
Увольнения, долги по зарплатам и отпуска за свой счет вынуждают граждан искать дополнительные источники доходов.
Один из возможных вариантов – компании прямых продаж, которые обещают высокие заработки и радужные перспективы. По оценкам директора Международной маркетинговой группы Дмитрия Роденко, с начала года количество консультантов увеличилось на 20–35%. Возросли как активность задействованных в сетевом маркетинге, так и желание продавать. Казалось бы, самое время для головокружительной карьеры в сетевом маркетинге и процветания MLM-компаний, но реальность не так оптимистична.
Удержать всех
Надежда Бедричук, исполнительный директор Украинской ассоциации прямых продаж (УАПП), куда входят шесть крупнейших игроков MLM-рынка ("Мэри Кэй Украина", "Эмвей Украина", "Эйвон Косметикс Юкрейн", "Орифлейм Косметикс Украина", "Фаберлик-Украина", "Ренессанс Жизнь"), уверяет, что в этих компаниях пессимистических настроений нет — кризис не разрушил их бизнес, планы продаж выполняются.
Удерживать покупателей удается за счет внедрения специальных программ: продавцы дорогих товаров предлагают беспроцентные кредиты, увеличивают сроки рассрочки платежей. "Гривня серьезно девальвировала, у сетевиков же продукция в основном импортная. Для сохранения рынка они стараются держать цены", — считает Надежда Бедричук. К примеру, в Zepter дистрибьюторы, заключающие договоры на EUR200, некоторые товары могут получить вдвое дешевле. Стоимость продукции компании "Эмвей Украина" увеличилась в январе 2009-го на 12%, в июле — еще на 10%. По словам представителя этой фирмы Елены Якимчук, в будущем более резких скачков цен не будет.
"Все компании гибкие, они не первый год на рынке. Многие из них работают в странах с нестабильной экономикой, поэтому знают, как не допустить существенного падения продаж", — объясняет Надежда Бедричук. Хотя вряд ли в 2009-м им удастся достигнуть прошлогодних успехов, когда оборот предприятий УАПП составил 3,5 млрд гривен, увеличившись по сравнению с 2007-м на 53%.
Иная статистика у руководителя направления логистического консалтинга группы компаний Advanter Group Антона Белецкого: объемы реализации у сетевиков в некоторых случаях упали на 30–40%. Существенно пострадали фирмы, реализующие дорогую продукцию, поскольку спрос сместился в сторону дешевых товаров. На их фоне лучше чувствуют себя Oriflame и Avon, предлагающие косметику в низком ценовом сегменте. Их объемы продаж практически не изменились, а если и упали, то незначительно. Так, в I полугодии 2009-го обороты Oriflame в мировом масштабе возросли на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года — до EUR656,8 млн. В странах СНГ и Балтии продажи уменьшились на 1%, зато количество консультантов возросло почти вдвое — до двух миллионов человек. В то же время Avon потеряла в обороте 10%.
Как говорит Дмитрий Роденко, компании не афишируют падения продаж — для сетевиков это неудобная тема. Объемы реализации — показатель успешности не только предприятия, но и его дистрибьюторов. Если продажи невелики или значительно сокращаются, то интерес к фирме со стороны распространителей может быстро иссякнуть.
И все же нынешний кризис MLM-компании переживают гораздо лучше финансового потрясения 1998 года. "Тогда, к примеру, на рынке уже появились представители Amway. Но работали они хаотично — в основном это были инициативы отдельных людей, которым в 1998-м пришлось попросту свернуть бизнес", — рассказывает Антон Белецкий. С трудом пережила экономический спад и компания Zepter. В то же время сейчас Amway уже закрепилась на рынке, построив одну из самых больших сетей дистрибьюторов — сбытом здесь занимаются свыше 200 тыс. человек. Zepter в 2009 году не сокращала число своих офисов в Украине.
Один в поле не воин
Сегодня прямые продажи держатся на трех ключевых факторах: люди, их мотивация и ценовая политика компаний. Армия продавцов-консультантов действительно пополнилась тысячами новичков, однако ряды покупателей существенно поредели. Как полагает Антон Белецкий, сегодня не самое удачное время для присоединения к сети, так как существует острая конкуренция при уменьшающихся возможностях продавать.
"Зато сами предприятия отчасти выиграли от вновь прибывших — за счет них обороты сократились не так разительно", — считает Дмитрий Роденко. В международном отчете Oriflame объясняют, что рост продаж компании в национальной валюте был обусловлен как раз увеличением среднего количества консультантов на 22%. Ведь для того, чтобы стать дистрибьютором, необходимо приобрести минимальный набор продукции. К примеру, в Herbalife бизнес-пакет стоит около 80 долларов. Подключиться к сети консультантов Avon, Oriflame или Mary Key дешевле: понадобится от 25 гривен до 300 гривен.
Заработком новичка является скидка, благодаря которой он закупает продукцию либо непосредственно у компании, либо у распространителя, стоящего выше по рангу (спонсора, супервайзера, лидера группы). Снижение цены порой доходит до 50%. Для обычных консультантов в Oriflame максимальная разница между закупочной и розничной стоимостью на старте достигает 9%. Получив статус менеджера (вторая из десяти ступеней карьерной лестницы Oriflame), распространитель может рассчитывать на 12–18% скидки. Максимальная скидка (21%) предоставляется только тем, чьи объемы продаж достигли 10 тыс. бонусов (каждому продукту присваивается определенное количество бонусов).
Чем выше взбираешься, тем больше источников доходов появляется. Венец карьеры в Oriflame — дважды бриллиантовый директор. На такое звание могут претендовать дистрибьюторы, создавшие десять групп распространителей, получающих максимальную скидку в течение восьми каталожных периодов подряд. Доходы дважды бриллиантового директора достигают 50 тыс гривен в месяц. Супервайзеры Herbalife получают и скидку, и процент от продаж созданной ими группы дистрибьюторов (максимально до 73% с оборота), но добиться таких успехов сложно. Например, для того чтобы стать супервайзером, необходимо за месяц продать товара на 4 тыс. бонусов, при этом ежегодно дистрибьюторы должны подтверждать свою квалификацию. По итогам года отсеваются до 60% супервайзеров, не сумевших выполнить планы.
Даже в период экономического роста, когда бизнес сетевиков увеличивался на 30%, успешного продвижения достигали в течение пяти-семи лет. Как правило, только через один-два года распространители начинают зарабатывать до 1 тыс долларов в месяц, первое же время их доходы обычно не превышают 200–300 гривен. Назвать это бизнесом сложно — скорее это хобби, на котором зарабатывают другие.
Драгоценные кадры
"Утверждение, мол, предприятия заинтересованы в увеличении армии дистрибьюторов-новичков, не соответствует действительности — они ведь на первых этапах не приносят больших доходов. Это не пирамида, которая строится за счет появления в компании новых людей", — объясняет Надежда Бедричук. Основные объемы продаж, по разным оценкам — от 60% до 90%, делают не новички, а несколько лет проработавшие консультанты. "Это золотые рыбки, их надо беречь и мотивировать", — подтверждает директор компании "ОптиМаркет" Александр Колесниченко. Именно на них были направлены основные меры по повышению лояльности, в том числе за счет облегчения планов продаж. "Предприятия столкнулись с падением оборотов, соответственно, часть людей, которые получали большие бонусы, уже не смогут показывать прежние результаты, а значит, в иерархии компании рискуют переместиться на ступеньку ниже. Часть дистрибьюторов отсеется. Чтобы сохранить высокий уровень мотивации, нужно внедрять новую систему бонусов: либо вводить аналогичные выплаты за меньшие объемы продаж, либо увеличивать бонусы", — считает Дмитрий Роденко.
По словам Александра Колесниченко, главная задача сегодня — вдохновить лидеров групп. В ОптиМаркете за время кризиса несколько раз меняли маркетинговый план: с начала 2009 года ввели систему дублирования вознаграждений (если распространители достигают результатов своих спонсоров, то лидеру выплачивается такая же премия, как и распространителю) региональным представителям, открывающим офис, начали возмещать транспортные и офисные затраты.
Запятнанная репутация
С конца прошлого года число компаний, распространяющих продукцию путем прямых продаж, постоянно растет. Метод активно используют страховщики: в сентябре 2009-го в УАПП вступила Renaissance Life.
Всего в Украине, по разным оценкам, действует 60–100 MLM-компаний, которые реализуют косметику и парфюмерию, пищевые добавки, товары для здоровья и дома, бытовую химию, посуду. Однако похвалиться большими сетями, кроме участников УАПП, никто не может. 1000–2000 дистрибьюторов — серьезное достижение для мелких игроков.
Как уверяют представители этих предприятий, в настоящем сетевом маркетинге нет сверхприбылей. Так, операционная маржа Oriflame в I полугодии 2009-го составила скромные 10%. Ценообразование контролирует непосредственно компания, которая фиксирует конечные цены в каталогах, а добавленная стоимость распределяется между лидером группы и продавцами.
По словам Дмитрия Роденко, с помощью сетевого маркетинга можно продавать все товары массового спроса непродовольственной группы (автомобили, компьютеры, одежду) и даже турпутевки, однако существует определенная эффективная частота покупки. К примеру, в сегменте косметических товаров периодичность покупки — раз в один-два месяца. "Автомобиль приобретают в основном на 6–7 лет, но это не исключает того, что сетевые схемы могут работать и в этом секторе — просто у них будет другой цикл", — полагает Дмитрий Роденко.
Источник: Контракты
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/200940.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua