19 май, 18:19
Накануне СМИ пропустили одну весьма важную новость.
Россия выкупила облигации Международного валютного фонда на 10 млрд долл., поведал накануне президент Дмитрий Медведев в ходе встречи со студентами Киевского национального университета им.Тараса Шевченко. Он отметил, что России не безразлично, куда пойдут эти средства. "Если на помощь Украине, другим близким нам государствам - это хорошо, а если на латание дыр и прорех в системе международного финансового регулирования, то этих денег жалко", - сказал Медведев.
Тут есть два ключевых момента. Первый. Насчет "хорошо и жалко". Вопрос – "да кто ж нас спрашивать будет", куда эти, полновесные, полностью обеспеченные государственными нефтью и газом деньги, сейчас пойдут?
Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, —"специальным большинством". США, ЕС могут налагать вето на ключевые решения Фонда. Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность, исходя из своих интересов, пишет newsland.ru.
То есть, ввалив в МВФ десять ярдов российская власть фактически субсидировала на эту сумму казначейство США и ФРС. И потому теперь вопрос "жалко-не-жалко" в этом ракурсе даже не стоит. Этих денег у нас уже нет. Всё. Забыли, проехали.
Вопрос второй.
Россия 22 апреля вернулась на мировой рынок госдолга, впервые с 1998 года разместив еврооблигации, номинированные в долларах, на внешнем рынке. Всего Минфин разместил два транша еврооблигаций - пятилетний и десятилетний - на общую сумму в 5,5 млрд долларов. И еще было заявлено, что Россия будет занимать за рубежом по семь миллиардов долларов в год.
Подано это было под тем соусом, что, мол, Кудрин в очередной раз заявил, что деньги кончаются, и что в Россию он ничего не даст. Потому что нету. Для России, для ее экономики, для ее инфраструктуры, для бюджетников и рабочих – денег нет. Для МВФ – есть.
Спрашивается – так у нас есть деньги или нет?! И вообще, что это за..экономика?!
******
Что в России стоит минимум в 32 и максимум в бесконечность раз дороже, чем в США?
Деньги. Да, да, те самые пресловутые деньги. По которым у нас ставка рефинансирования составляет вроде бы "низкие" (по заверению Кудрина) 8%, а в США доллар еще продолжительное время, как было недавно заявлено, будет держаться на уровне 0,00-0,25%.
То есть, та самая пресловутая ставка рефинансирования плюс неуемные аппетиты ростовщиков (банкиров), накручивающих дополнительные проценты, делают практически невозможным любой рост нашей экономики. Хотя бы потому, что для большинства ПРОИЗВОДСТВ (не путать со спекулятивными механизмами), рентабельность свыше 10% - вещь практически нереальная. Впрочем, исключения есть. Сегодня это называют "успешным бизнесом". Это когда - минимизируют оплату труда (гастарбайтеры), не планируют на перспективу, на десятилетия вперед, и прогрессивно и тотально внедряют такие сугубо рыночные методы, как сокращение персонала, ликвидация социалки и т.д. и т.п.
Кстати, о "наших" прогрессивных банкирах, которые по совместительсту еще и эффективные менеджеры. То обстоятельство, что в разгар кризиса 300 млрд. госпомощи, зарезервированных для предприятий, признанных системообразующими, не было выдано, по словам главы Счётной палаты Степашина "ни копейки", есть ясное выражение позиции банкиров - скорее, они, вообще, не будут заниматься кредитованием реального сектора, чем согласятся суетиться за три процента. К слову, уже почти треть банковских активов России принадлежат иностранцам. Доля нерезидентов - иностранных компаний в уставных капиталах российских банков выросла до почти 32% процентов. При этом иностранцам принадлежит и значительная часть главных госбанков - Сбербанка и ВТБ. И Греф занимается дальнейшим наращиванием иностранного участия в Сбербанке. И Кудрин с Грефом в Давосе в открытую спорят, кто из них раньше что приватизирует - ВТБ или Сбербанк.
Можно не сомневаться, что и структура собственности крупных российских сырьевых компаний меняется в том же направлении.
О тех же заёмщиках, кто не попал в привилегированный список - в разряд системообразующих, и говорить не приходится. Если при ставке ЦБ 13%, коммерческие банки ссужали под 25%, т.е. накручивали вдвое, то с какой стати при ставке ЦБ 8%, они поделятся деньгами под 11%? Кстати, 11% - это как раз показатель той самой "народной" ипотеки. Тот самый показатель, к которому призывают стремиться на самом высоком уровне. Ну, и где оно? А нету. А почему? Да ровно по этому же самому.
Не случайно дело дошло до маразма. Объём кредитов, набранных российским корпоративным сектором за границей ещё до кризиса, составлял, примерно, $500 млрд., а на внутреннем кредитном рынке российские компании смогли занять всего 50! Если кто-то хотел бы порушить в пыль финансовую безопасность страны, то надо было бы добиваться именно подобных пропорций. А ведь в современном мире финансовая безопасность не менее важна, чем безопасность ядерная (которую, к слову, накануне если и не снесли окончательно, то уж основательно подрубили).
Поэтому, в условиях современной экономической модели, тотально подчинившей производственников ростовщикам, учётная ставка едва ли не ключевой экономический регулятор. Понижение её ведёт к росту активности хозяйствующих субъектов.
Что, безусловно, господин Кудрин допустить никак не может.
Ему с инфляцией бороться надо.
А как бороться с инфляцией он твердо знает и четко декларирует – денег в реальную экономику России он не даст. Всё мол, нету. А на вопрос – а где? Ведь были же?! Он отвечает с убийственной простодушностью – а нету!
В результате денег в экономику попадает ровно столько, чтобы только не доводить дело до открытых массовых выступлений измордованного населения (хотя это получается, судя по событиям в Междуреченске, уже все более и более с трудом). Но - не более того.
Главное, видимо - продержаться как можно дольше, расходуя нефтегазодоллоровые резервы. А когда резервы закончатся, начнём заимствования за границей. И уже начали. Попутно вваливая туда же миллиарды.
Берем оттуда миллиарды под "хороший" процент, вваливаем туда вдвое больше – даром.
Ну если это не дурдом, то что?!
Корпоративный сектор уже давно на долговом крючке у западных кредиторов, и теперь вынужден отдавать западным банкам активы в счёт погашения кредита или продавать их за бесценок первому попавшемуся иностранному купцу для получения наличности. А скоро, как в ельцинскую эпоху, и на шее собственно российского государства затянут долговую удавку. Что тогда будем продавать? Курилы? Владивосток, как уже предлагалось? Или что еще поболее?
Логика действий успешных стран понятна. Базовая ставка, попросту говоря - цена денег для коммерческих банков, как уже замечено, важнейший инструмент влияния на экономику со стороны властей. Снижение ставки рефинансирования приводит к увеличению денежной массы в финансовой системе, дополнительной накачке рынка межбанковского кредитования наличными средствами, удешевлению межбанковских кредитов. А чем дешевле деньги для банков, тем, по здравой, не извращённой логике, дешевле кредиты для хозяйствующих субъектов. Поэтому понижение ставки в нормальных экономиках приводит и к росту фондовых индексов, и к росту рынка кредитования. Через кредитование хозяйствующих субъектов происходит вливание дополнительных средств в реальный сектор и, одновременно, через более дешёвые кредиты населению стимулируется потребительский спрос.
Накачка экономики ликвидностью, защита внутренних рынков капитала и труда, государственные субсидии и дотации в необходимых размерах ключевым хозяйствующим субъектам, госгарантии по кредитам, стимуляция потребления - единственная реальная стратегия и для борьбы с пресловутым кризисом, и для заявленной якобы модернизации.
Предметом дискуссии может быть только вопрос, что стимулировать в первую очередь.
А у нас с этим тоже все обстоит расчудесно. Накануне было высочайше заявлено, что для обустройства горнолыжных курортов Кавказа будет выделено аж 450 млрд рублей. Если мне хоть кто-то объяснит, каким образом сие сугубо положительно повлияет на рост экономики России, а также на улучшение благосостояния и социальной защищенности ее граждан – я весь внимание. И еще, попутный вопрос – в интересах какого процента населения России это делается?
Всякому (но не нашему правительству) ясно, что обильные вливания в инфраструктуру с целью стимуляции экономики, борьбы с безработицей – не просто самый логичный, но и единственный выбор. Именно так выходили из кризиса Германия в 30-е, Америка в ходе Великой Депрессии, Япония после Второй Мировой. Да и СССР в эпоху подъёма вкладывался именно в инфраструктуру.
А какая такая инфраструктура, если просто тупо взглянуть на карту, образуется в России, если на Кавказе (опять смотрим на карту) появится несколько фешенебельных элитных горнолыжных курортов?!
Как отразится на экономике, и без того задыхающейся от недостатка ликвидности (да еще с деньгами, минимум в 32 раза более дорогими, чем в США), изымание из ее кровеносной системы еще $10 млрд, выброшенных в МВФ - на ветер?
Ведь очевидно же, что только при стимулировании именно внутреннего спроса вкачанные в экономику деньги живительной кровью начинают быстрее бегать по кровеносной системе всей экономики страны, подпитывая разные ее части необходимым и одновременно выводя накопившиеся в организме шлаки. И тогда экономический организм начинает дышать и укрепляться.
Ну это же ясно, ясно, ясно!
Но Кудрин и в его лице власть российская с маниакальным упорством борются с пресловутой инфляцией, пережимая экономике страны вены и артерии. Они "лечат" российскую экономику одним известным им методом – обильными и частыми кровопусканиями. Разрезая по пока еще живому. Выпуская кровь-деньги из российского организма наружу – в никуда.
Чем это закончится для экономического организма России – к гадалке ходить не надо.
E-NEWS
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/213058.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua