03 июн, 00:01
Спор между «Укртрансконтейнером» и Ильичевским портом будет рассмотрен в Европейском суде по правам человека. Компания настаивает на отмене решения о прекращении договора о совместной деятельности и выплате компенсации в размере $1,4 млрд. Юристы отмечают, что государство рискует проиграть в Страсбурге. Это понимают и в Минтранссвязи, поэтому намерены добиваться мирного урегулирования спора.
Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению иск ЧП «Укртрансконтейнер» к Украине. По словам пресс-секретаря ЕСПЧ Трейси Тернер-Трец, иск был подан компанией 26 апреля. В своем заявлении УТК требует признать нарушение Украиной легитимности осуществления судопроизводства в рамках Европейской конвенции по правам человека, а также прав на справедливое и публичное рассмотрение дела предприятия в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом, на эффективный способ юридической защиты в национальном органе и на мирное владение имуществом. Кроме того, компания настаивает на компенсации от государства в размере $1,4 млрд с учетом убытков, причиненных незаконным расторжением договора, включая упущенную выгоду. Рассмотрение дела УТК на начальном этапе будет происходить в письменной форме на основе предоставленных заявителем документов и информации. «Мы исчерпали все внутригосударственные способы защиты своих прав, поэтому обратились в Европейский суд»,– отметил старший юрист компании ANK, представляющей интересы УТК в суде, Георгий Македонский. По его словам, следующим шагом компании станет подача иска в Международный суд по защите инвестиций.
Договор о совместной деятельности Ильичевский морской торговый порт и «Укртрансконтейнер» подписали в 2005 году. В 2006 году порт передал стивидору первый и второй причалы. В 2008 году профсоюзная организация порта потребовала провести переоценку имущества, внесенного портом (оценено в $17,6 млн), установить долю прибыли порта на уровне не менее 50% и обеспечить рабочими местами всех портовиков с сохранением уровня социальных гарантий для них. В начале 2009 года Одесская областная прокуратура провела анализ договора между портом и УТК и оспорила его в Хозяйственном суде Одесской области. В мае суд удовлетворил иск, а в июне Апелляционный хозяйственный суд Одесской области оставил в силе решение суда первой инстанции. 26 августа Высший хозяйственный суд удовлетворил кассационную жалобу УТК и признал договор действительным. 3 ноября Верховный суд вновь признал договор недействительным.
В Министерстве транспорта и связи готовы договориться с компанией. «Если в среду на заседании Кабмина удастся согласовать этот вопрос, то до конца следующей недели будет подготовлен механизм урегулирования этого вопроса с учетом позиций обеих сторон. Мы не хотим доводить это дело до суда»,– заверил высокопоставленный источник в Минтранссвязи. «Мы готовы мирно решить этот вопрос и заключить новый договор. Но с нами до сих пор никто не встретился, и мы не понимаем позицию правительства в этом вопросе. Поэтому пока об отзыве иска не может быть и речи»,– заявил директор УТК Владимир Попов. Он рассказал, что на межправительственной комиссии 4 мая, где присутствовали министры транспорта Украины и России, вопрос по УТК был поднят российской стороной и занесен в протокол под пунктом 8. «К следующему заседанию Минтранссвязи Украины должно подготовить ответ. 21 мая мы получили его письмо, в котором оно уведомило нас о распоряжении Кабмина и администрации президента разобраться в конфликте порта и УТК и организовать совместную встречу. Пока ее не было»,– отметил Попов.
Юристы уверены, что у УТК есть все шансы на победу в Европейском суде. «Европейский суд по правам человека в 90% таких случаев становится на сторону истца. Поскольку первый протокол Европейской конвенции по правам человека гарантирует право собственности, то любое, даже неочевидное нарушение этого права государством, как правило, судом признается»,– говорит управляющий партнер юридической фирмы Astapov Lawyers Андрей Астапов. Что касается компенсации, то Астапов отметил, что по статистике Украина в 85% случаев отдает средства по решению ЕСПЧ и лишь в очень спорных вопросах продолжает судиться: «Проще отдать деньги, поскольку в противном случае может быть арестована собственность Украины за рубежом, включая самолеты и корабли».
Впрочем, дело УТК может стать еще более резонансным. Дело в том, что компания в своем иске ссылается на решение Конституционного суда (КС; вступило в силу 11 марта) о неправомерности обжалования решений высших специализированных судов в Верховном суде (ВСУ). В УТК напоминают, что Высший хозяйственный суд подтвердил правоту «Укртрансконтейнера», однако это решение позже отменил Верховный суд. «ВСУ принял свое окончательное решение по нашему делу в ноябре, и мы понимаем, что оно обратной силы не имеет, даже несмотря на разъяснение КС в марте,– говорит Георгий Македонский.– Тем не менее в ноябре 2009 года Европейская конвенция по правам человека действовала. И если КС принял решение о том, что данная норма противоречит конвенции, то она противоречила ей и в ноябре». С Македонским соглашается партнер юридической компании «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко: «Иск УТК вообще судьбоносный. Если суд в Страсбурге встанет на сторону компании и подтвердит разъяснение КС, это положит конец войне между Верховным судом и Высшим хозсудом, которая ведется уже больше года, и сделает совершенно однозначной и прозрачной судебную практику в Украине».
Впрочем, следует отметить, что, хотя решение КС и вступило в силу, право ВСУ отменять решения высших специализированных судов КС оставил в Административном и Хозяйственном кодексах. По мнению судей КС, своим решением они показали направление, в котором должны двигаться законодатели. И оно нашло свое отражение в проекте судебной реформы, которую намерен провести Президент Виктор Янукович. В законопроекте «О судоустройстве Украины», внесенном президентом в Раду, Верховный суд действительно лишается права на вторую кассацию.
Инф. glavred.info
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/213754.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua