Политический или религиозный визит патриарха

21 июл, 12:27

Год назад многие мечтали о том, что с избранием патриарха Кирилла Русская православная церковь модернизируется, украинская церковь получит независимость, а сам глава РПЦ будет либеральнее в вопоросах преодоления церковного раскола в Украине, нежели его предшественник Алексий.
 

Однако вопреки расхожим мнениям новый патриарх оказался вовсе не либералом, а скорее не меньшим консерватором, чем предыдущий. Выстраиваемая им церковная система предполагает не только сохранение УПЦ МП в лоне московской церкви, но и постепенное ограничение ее автономности. Кроме того, за время между прошлогодним и нынешним визитами в Украину стало понятно, что более приемлемой модели преодоления церковного раскола в Украине, нежели публичное покаяние и признание своей неправоты «раскольниками», у РПЦ нет.

 

Рассказывая о безбожии Запада, «патриарх-модернизатор», в свою очередь, сам дал немало поводов для упреков в чрезмерной политизированости (чего стоит только наднациональный проект «Русский мир») и попытках поставить РПЦ выше всех остальных православных церквей. О «симбиозе священника и политика», а также о целях нынешнего визита патриарха Кирилла в Украину   «Главреду» рассказали ведущие украинские религиоведы, пишет glavred.info.

 

Александр Заец, глава правления общественной организации «Институт религиозной свободы»

 

В отличие от прошлогоднего визита патриарха Кирилла, сегодня в Украине новая власть, а президент и премьер конфессионально ориентированы на Русскую Православную Церковь (РПЦ) и Украинскую Православную Церковь  Московского Патриархата (УПЦ МП). Визит проходит в условиях политического переформатирования отношений между Украиной и РФ.

 

Я не вижу оснований для реальных шагов патриарха Кирилла в плане  предоставления украинской церкви автокефалии или преодоления церковного раскола. Наоборот, руководитель РПЦ сделает все возможное, чтоб усилить влияние московского патриархата на УПЦ МП. Так, в промежуток между визитами патриарха Москва свернула деятельность рабочая группа между УПЦ МП и УПЦ КП по подготовке диалога. И хотя формально она существует, ее представителя не собираются.

 

Еще одно отличие нынешнего визита патриарха Кирилла в Украину состоит в том, что в этом году представители московского патриархата выстраивают системные контакты с представителями украинской власти напрямую, минуя даже  официальных представителей киевской митрополии УПЦ МП. В этом контексте очень важно, состоится ли встреча Виктора Януковича с патриархом Кириллом. Она даст возможность проанализировать, в каком направлении идут наши политические элиты.

 

В этом году перед визитом патриарха губернатор Донецкой области сделал заявление о целесообразности введения в Украине двойного гражданства. К этому следует добавить заявления УПЦ МП  Одесской епархии о восстановлении патриаршей резиденции в Одессе, начало переговоров об открытии представительства Киево-Печерской Лавры в Москве, а патриарха Кирилла – в Киеве.

 

И в 2009-м году, и сейчас, накануне визитов в Украину патриарх Кирилл провел встречи с вселенским патриархом Варфоломеем. И если в прошлом году это были срочный вояж главы РПЦ в Стамбул, то теперь патриарх Варфоломей приехал в Москву, где сделал заявления и по ситуации в украинском православии. Но чтобы не говорили в Москве и Стамбуле, судьба украинского православия будет решаться верующими в Киеве.

 

Виктор Еленский, религиовед, доктор философских наук, президент Украинской ассоциации религиозной свободы:

 

В ходе прошлогоднего визита патриарх Кирилла продемонстрировал, что Украина является частью единого пространства – «Русского мира». В соответствии с его теорией ядром «Русского мира»  являются РФ, Украина, Беларусь и Молдова. Русский мир – это не матрешки и самовары, а культурная и духовная связь,  пространство, объединенное православием и общей исторической памятью.

 

При этом он оговорился, что государственные границы в пределах «Русского мира» не мешают существовать этой общности и не являются чем-то существенным. Патриарх Кирилл подчеркнул, что данный проект – это не просто духовная связь, это надгосударственный проект. Другими словами, он выдвинул четкую концепцию устройства постсоветского пространства,  которую далеко не все политические деятели в РФ осмеливаются озвучить. Одно дело, когда это говорят Константин Затулин с Сергеем Марковым, а другое – духовный лидер самой крупной православной церкви.

 

Если украинцы  внесли существенный вклад в строительство российской империи, русской церкви (до этого была московская церковь), какой резон отделяться, считает патриарх Кирилл. На Западе, куда украинцы пытались двигаться, ничего для нас нет. Запад, по словам руководителя РПЦ, – это желудок. Зато, объединившись, мы можем противопоставить себя Западу, превратиться из ведомых в ведущих, из лошади во всадника. По мощности данный реинтеграционный проект превосходит все предыдущие.

 

Кирилл дал понять не прямо, но прозрачно, что он не намерен, подобно Борису Ельцину, давать УПЦ МП столько суверенитета, сколько она сможет «проглотить». Близкие к нему священнослужители заявляли, что период церковной беспризорности Украины закончился, и что автономия будет уменьшаться.

 

От патриарха Кирилла многие украинцы ждали некой модели уврачевания церковного раскола. Предложенная московской патриархией более 20 лет назад модель – верующие киевского патриархата и автокефалы каются, их покаяние рассматривают и, возможно, принимают в лоно русской церкви – не принимается. Но патриарх Кирилл не нашел или не захотел искать другую модель. Более того, он заявил, что грех раскола падет не только на раскольников, но и на всю Украину.

 

Объяснить это отсутствием у него идей или интеллектуального багажа нельзя. Достаточно вспомнить, как в 2007 году для Русской православная церковь Заграницей такая модель нашлась, несмотря на ее чрезвычайно резкие, даже оскорбительные заявления в адрес РПЦ.

 

Тогда Президент РФ Владимир Путин принял живое участие в объединении этих церквей, и московская патриархия не настаивала на покаянии иерархов Русской православная церковь Заграницей. Отсюда следует, что Московский патриархат не заинтересован в преодолении раскола в Украине. И нам предлагается быть едиными с православными РФ и Беларуси, но разорвав с православными в самой Украине.

 

Патриарх Кирилл предложил и некие новации в учении церкви. В частности, о том, что РПЦ выше, чем многие другие православные церкви. Но это противоречит тому, что преподают в семинариях РПЦ, – все православные церкви равны, и табель о рангах выстраивается по чести, а не по сакраментальному уровню. К слову, РПЦ постоянно упрекала Константинопольский патриархат в том, что тот пытается стать Восточным папой. И впоследствии, после резкой критики, патриарх Кирилл больше не озвучивал эти идеи.

 

Патриарх Кирилл, как и во время прошлого визита, будет говорить о безбожной Европе, что для Украины имеет, помимо поучительного характера, некий дополнительный пласт. Мол, не стоит пытаться прорваться в Европу с ее однополыми браками, безбожием и пустыми храмами.

 

Людмила Филиппович, религиовед:

 

В прессе можно прочитать разные заявления по поводу желания патриарха Кирилла уничтожить УПЦ, подчинить ее Московскому Патриархату. Я думаю, что это – провокационные заявления. Вряд ли у патриарха Кирилла есть такие цели. Но то, что отношения между УПЦ и РПЦ укрепляются расширяются, приобретают новые формы – очевидно. Приведет ли это к уничтожению УПЦ, пока говорить рано, хотя есть факты, свидетельствующие об ограничении автономии УПЦ от Московского патриархата.

 

Во время своего предыдущего визита в Украину патриарх Кирилл проигнорировал предложения со стороны УПЦ КП, УАПЦ о встрече. И говорить о том, что он изменил позицию, - нет оснований.

 

Безусловно, визит любого высокопоставленного религиозного деятеля – своеобразный плюс для  рейтинга страны. Но понимают ли люди, которые принимают его со стороны государства, что он – не украинский гражданин? Мы, безусловно, должны предоставить ему защиту, обеспечить гостю наилучшие условия. Патриарх Кирилл имеет высокий статус и хорошие отношения с российским руководством. С другой стороны, не надо забывать ст. 5 Конституции об отделении церкви от государства.

 

Если бы дух народа был более сильным, самодостаточным, то приезды патриарха Кирилла вряд ли бы негативно повлияли на состояние этого духа. Согласно соцопросам, часть опрошенных считают Кирилла своим патриархом. Однако большинство все же поддерживает идею самостоятельной украинской поместной церкви не по названию, а по сути. Есть два государства, две традиции, должно быть две церкви. Если мы будем в дружеских отношениях, это обогатит и россиян, и украинцев.

 

К слову, российское православие тоже переживает не лучшие времена. Накануне избрания Кирилла патриархом стоял вопрос о ереси внутри церкви. Поэтому, Кирилл работает не только над решением украинских проблем. Прежде всего, он занят собственными проблемами, которые существуют в российском православии.

 

Андрей Юраш, религиовед, кандидат политических наук:

 

Главное отличие нынешнего визита патриарха Кирилла в Киев – это отсутствие ажиотажа, как в прошлый раз. Для украинского общества, церквей и политиков его визиты стали привычными и понятными. Чего-то  уникального вряд ли стоит ожидать.

 

Единственное отличие состоит в том, что регионы, которые он посетит в этом году, – Днепропетровск, Одесса, Киев – не являются проблемными для него. В отличие от Ровно и Волыни, где он побывал в прошлом году. Обсуждается также его возможный частный визит в Крым, где он встретится с Викторов Януковичем.

 

И в Одессе, и в Днепропетровске Московский Патриархат  имеет максимальное влияние. Митрополит Одесский Агафангел – давний сторонник патриарха. Равно как и митрополит Днепропетровский Ириней, сопровождавший тогда еще митрополита Кирилла во время финального концерта рок-тура в Киеве.

 

В целом, его визит выглядит как очередная рабочая поездка, которая уже традиционно завершится заседанием Синода в Киеве. Это будет еще одно видимое подтверждение того, что у Кирилла есть потенциал, чтобы влиять на ситуацию в украинском епископате и лишний раз продемонстрировать, какой будет политика РПЦ по отношению к украинской церкви.

 

Проблема автономии украинской церкви, согласно нынешней концепции РПЦ,  сегодня не актуальна. Никаких контактов с так называемыми «раскольническими неканоническими группировками» (РПЦ не признает их даже церквями), конечно, не будет.

 

Позиции Кирилла стали еще более жесткими после опубликования его концепции «Русского мира». К сожалению, украинский епископат не является очень мощным в плане восприятия идеологических концепций высокого уровня, например, на уровне концепций Хантингтона. Для него важнее юрисдикционные моменты – кому подчиняться. Тезис «Русский мир» для большинства украинского духовенства ничего не значит.

 

E-NEWS


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/216305.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua