02 авг, 09:12
Интервью со спикером Верховной Рады Владимиром Литвином состоялось почти сразу после окончания пленарной сессии парламента. Подводя итоги политического сезона, В.Литвин рассказал о своем видении отмены политреформы 2004 г., о возможности осенней отставки Кабмина Николая Азарова, а также перспективах формирования конституционного большинства в стенах Рады.
РБК-Украина: В Конституционный суд Украины (КСУ) поступило представление о соответствии Конституции закона №2222, которым была введена в действие политреформа в 2004 г. Представление сделано по инициативе Партии регионов?
Владимир Литвин: Насколько мне известно, среди 252 депутатов, подписавших обращение, есть представители фракций Партии регионов, КПУ, Блока Литвина, БЮТ и НУ-НС. То есть, в КСУ обратились представители всех фракций. Но костяк составляют члены трех из вышеуказанных фракций.
РБК-Украина: Учитывая, что закон о референдуме был отложен на осень, когда можно будет услышать мнение КСУ по поводу этого обращения?
В.Л.: На этот вопрос может ответить только КСУ, когда он изучит представление, сделает соответствующие запросы, получит мнение экспертов. Основываясь на существующей практике, суд будет решать - открывать производство по представлению или нет.
Все находится в руках суда, но предваряя возможные вопросы, выскажу свою точку зрения. Поскольку в последнее время очень часто и остро обсуждается вопрос по поводу отмены закона №2222, которым в 2004 г. были внесены изменения в Конституцию, более правильным и открытым путем я считаю обращение в КСУ, нежели вынесение этого вопроса на всеукраинский референдум. Полагаю, власть не должна перекладывать на плечи людей свои обязанности и задачи.
РБК-Украина: Как Вы лично считаете, стоит отменить политреформу 2004 г.?
В.Л.: Я считаю, что нужно, в конце концов, довести конституционный процесс до логического завершения и принять согласованные, понятные как для украинского общества, так и для европейского сообщества, изменения в Конституцию.
В таком чувствительном вопросе, как изменение Основного закона, необходимо действовать, опираясь на потребности страны и запросы общества, а также на общепринятые, общецивилизационные стандарты, считаясь с мнением международного сообщества. Ибо, поскольку Украина заявляет о своем стремлении войти в ЕС, ее внутренние проблемы далеко не всегда являются лишь ее внутренними проблемами. Тем более, что такие важные вопросы, которые касаются демократического устройства жизни общества, прав человека, свобод не могут решаться в отрыве от общепринятых и апробированных стандартов.
РБК-Украина: Откуда появилась идея отмены политреформы? Когда Вы ее впервые услышали из уст представителей Партии регионов или Администрации Президента? Во время президентской избирательной кампании этот вопрос не поднимался.
В.Л.: Эта тема начала раскручиваться с момента голосования в парламенте 8 декабря 2004 г., которым был утвержден пакет решений, послуживший выходом из политического кризиса. В этом пакете, как известно, содержалась и политическая реформа. Тогда уже начали раздаваться возгласы о том, что это временно - до официального объявления победителя выборов-2004. Парламент тогда был вынужден пойти на этот шаг - на него давили с целью принятия решения о проведении третьего тура президентских выборов, что не было предусмотрено никакими законами. Вот тогда и вышли на пресловутое пакетное голосование, включавшее изменения в Конституцию.
С тех пор и существует идея пересмотра обновленного Основного закона, разговоры о чем то звучат громче, то из-за того, что на первый план выходили другие проблемы, затихают. Но об этой идее всегда помнили. Поэтому говорить, что сегодня эта идея - нечто новое, было бы неправильно.
Убежден, ее нужно довести до логического завершения, но спокойно, без надрыва, действуя не под политический момент. Вопрос, связанный с внесением изменений в Конституцию, должен быть решен комплексно, с учетом необходимости согласовать сроки полномочий депутатов местных советов и городских голов, а также - организации местного самоуправления.
Следует признать, что деление властных полномочий и острая политическая борьба все это время происходили на центральном уровне, а до местного уровня, где собственно и организовывается жизнь страны, руки у политиков и представителей власти пока не доходили. Кроме этого, мы должны выполнить рекомендации Совета Европы относительно завершения конституционной реформы. Однако вся эта работа не должна носить характер политической кампании и производиться под одномоментную расстановку политических сил.
РБК-Украина: Но все же, политреформу возможно отменить?
В.Л.: Дискуссии по этому поводу активизировались в последние дни, и единой точки зрения нет. Если говорить о процедуре принятия закона, а я был свидетелем и непосредственным участником тех событий, то, конечно, нарушение XIII раздела Конституции, регламентирующего порядок внесения в нее изменений, - налицо.
Но возникает вопрос: что отменить? Закон или нормы Конституции? Здесь мнения расходятся. Ибо если отменяется закон, то какая Конституция тогда действует? Конституции 1996 г. уже нет, а есть ныне действующая Конституция с изменениями и дополнениями, в том числе и в форме закона, который вошел в правовой обиход под №2222. Но если отменить Конституцию, возникнет правовой вакуум и более того, правовой хаос. Как тогда организовывать жизнь в стране или решать вопросы назначений? Рассматривая эту проблему, КСУ будет учитывать все эти обстоятельства. Я так полагаю.
РБК-Украина: Представители Партии регионов предлагали отменить политреформу путем референдума, но законопроект о всеукраинском референдуме отправлен на повторное второе чтение. Это желание отодвинуть его подальше?
В.Л.: Это свои личные желания можно отодвигать подальше. Здесь же моего, равно как и депутатов, желания или нежелания недостаточно. Есть законопроект, который направлен решением ВР на повторное второе чтение и, следовательно, парламент вернется к рассмотрению этого документа осенью. Ибо Конституция предусматривает такую прямую норму демократии, как референдум, а современным законом это никак не отрегулировано. И выглядит так, будто власть боится знать мнение людей по острым вопросам. Что же касается собственно содержания законопроекта о референдуме, дискуссии вызвали его положения, которыми Рада фактически устранялась от участия в решении вопросов, касающихся внесения изменений в Конституцию или принятия нового Основного закона.
Кроме того, если гипотетически предположить, что закон, вносивший изменения в Конституцию, был принят с нарушением Основного закона, то возникает вопрос: какой же срок полномочий у Верховной Рады? В соответствии с нынешней редакцией Конституции, этот срок составляет 5 лет, а в редакции 1996 г. - 4 года. В случае признания политреформы неконституционной ВР должна идти на очередные выборы уже в марте 2011 г. Эта проблема также будоражила умы депутатов и не могла не отразиться на их отношении к законопроекту о референдуме.
РБК-Украина: Против принятия закона о референдуме в предложенном варианте выступили фракция Блока Литвина и коммунисты. И предложили отложить его принятие.
В.Л.: Нет, против законопроекта, выступили оппозиционные фракции. А фракции, входящие в коалицию, высказывали свое предостережение относительно некоторых позиций этого документа, не возражая в целом против его принятия.
РБК-Украина: Перед окончанием сессии парламент изменил систему местных выборов, вернув мажоритарку. Почему регионалы проголосовали и инициировали введение мажоритарки? У Вас это было записано в избирательной программе, зачем это ПР?
В.Л.: Об этом я советовал бы спросить ПР. Мое же мнение таково: люди не приемлют закрытой пропорциональной системы, считая ее антидемократической и, если хотите, тоталитарной, а не считаться с настроением людей нельзя.
РБК-Украина: Вы заявляли, что представители ПР положили глаз на ваших партийцев и пытаются их перетянуть в своей лагерь. Изменилась ли ситуация?
В.Л.: Это было заявление политисполкома Народной партии, хотя, конечно же, я не стоял при этом в стороне. Если бы ситуация не изменилась, мы бы продолжали об этом говорить.
РБК-Украина: Формируются ли избирательные штабы Народной партии к местным выборам? Кто будет финансировать избирательную кампанию?
В.Л.: Штабы сформированы. Централизованного финансирования не будет. Не потому, что мы не хотим, а потому что для этого нет средств. Мы делаем ставку на человеческий фактор. И намерены задействовать потенциал наших авторитетных партийцев, а также тех людей, которые узнаваемы, обладают авторитетом и готовы сотрудничать с партией, даже не являясь ее членами. Со всеукраинского уровня мы будем только транслировать основные мессиджи, общие подходы и вести агитацию за нашу партию, используя те ресурсы, которые у нас имеются в плане доступа к центральным СМИ. Результат на местных выборах, по идее, определяют не деньги, а авторитет и уважение к тому или иному кандидату со стороны жителей села, города, района или области.
РБК-Украина: Если вернуться к парламенту. Готовы ли Вы к тому факту, что к осени в коалиции может набраться 300 голосов коалиции. Это позитивная тенденция или негативная?
В.Л.: Это не та тема, которая меня волнует. Я для себя выработал правило: не «перейматися» теми вопросами, которые мне неинтересны. Не царское это дело.
РБК-Украина: Но в коалиции уже 264 депутата и есть прогнозы, что к осени их станет больше.
В.Л.: Эксперты делают прогнозы, а потом объясняют, почему эти прогнозы не сбываются. Все зависит от того, как будут развиваться процессы в Украине. Если мы улучшим жизнь страны, то увеличится число желающих быть во власти или рядом с властью. Если процессы будут развиваться, упаси Бог, в обратную сторону, то количество желающих будет уменьшаться. Это не только закон природы, но и закон политической жизни - все любят быть на солнечной стороне улицы. Я концентрирую внимание на задачах, которые стоят перед парламентом - ВР, Президент, правительство и оппозиция должны работать на страну, тем более, находясь в одной лодке. Раскачивать ее опасно для всех.
РБК-Украина: Говорят, что в планах власти уменьшить количество депутатов до 300-250 и ввести верхнюю палату парламента под условным названием « Совет регионов». Насколько эти идеи состоятельны?
В.Л.: Можно вообще распустить Раду - и тогда проблемы не будет. Общество на первых порах с радостью поддержит эту инициативу. Но это будет означать, что мы всерьез и надолго забудем о демократии и цивилизованном развитии страны. Вопрос не в количестве депутатского корпуса, а в качестве. Нужно заметить, что в Украине проживает 46 млн человек, она одна из самых больших стран на территории в Европе. Если взять процентное соотношение депутатов и численность населения, то у нас народных избранников значительно меньше, чем, скажем, в Австрии.
Другое дело, что население Украины, как это ни трагично, с каждым годом уменьшается. И если бы сокращение жителей страны влекло бы за собой сокращение числа народных депутатов, возможно, они по-другому относились бы к своим обязанностям.
В наших партийных документах, кстати, давно предлагается сокращение депутатского корпуса до 300 человек. Но для этого необходимо внести изменения в Конституцию. И я, рискуя нарваться на неудовольствие людей, скажу - это предложение не будет реализовано Радой ни этого, ни следующего созыва. Каждый депутат будет думать, что эту проблему решают за его счет.
РБК-Украина: Насколько крепки позиции правительства или отдельной его части? Уже месяц говорят, что Николая Азарова могут отправить в отставку осенью. Это правительство будет работать в ближайшие два года?
В.Л.: Поскольку я не люблю и не читаю фантастику, не считаю необходимым реагировать на плоды чьего-то бурного воображения. Вы мне скажите - у нас сегодня в стране прекрасная экономическая ситуация? И много ли желающих сжигать себя, свою карьеру, вытягивая этот расшатанный и разболтанный государственный воз? Я не вижу оснований для того, чтобы всерьез обсуждать предположения тех, кто пытается не только фантазировать, но одновременно воздействовать на мнительных людей. Убежден, в украинской политике, во всяком случае, во власти мнительных людей уже нет.
РБК-Украина: По квоте Вашей фракции был назначен глава Минприроды Владимир Бойко. После его увольнения это министерство получили регионалы. На что обменяли эту квоту?
В.Л.: Моя твердая позиция заключается в том, что правительство не должно формироваться по квотному принципу. И я не только на словах, но и на практике демонстрирую приверженность этому принципу. Когда во время формирования коалиции обсуждался вопрос представительства во власти фракций, составивших костяк парламентского большинства, нам было предложено подать кандидатуру главы Минприроды. Предложили. Ошиблись. Иногда вертикальный взлет вызывает у человека головокружение.
А это плохо для отрасли, для страны. Поэтому я предложил правительству внести свою кандидатуру на эту должность. Рада проголосовала в поддержку этой кандидатуры. Еще раз подчеркиваю: в нынешний период мы не можем придерживаться того классического подхода, который является естественным для успешных стран с устоявшейся демократией и развитой экономикой, где министр - политическая фигура, выполняющая функцию регулирования взаимоотношений во власти. В наших реалиях во главе министерств должны стоять люди, обладающие соответствующими профессиональными и человеческими качествами - ответственностью и чувством обязательности.
РБК-Украина: Вы просто отдали квоту?
В.Л.: Это все условно - взяли, отдали. Министры должны зависеть от воли премьера, а не от воли политических сил, которые они представляют. В Кабмине не должно быть много «работодателей», достаточно Президента и премьера. Но принцип назначений, о котором я сказал, должен быть задействован. Чем раньше, тем лучше.
РБК-Украина: Но распределение должностей в правительстве - это производное от принципа формирования коалиции.
В.Л.: Еще раз утверждаю: кандидат на министерское кресло должен быть профессионалом в своей сфере с непререкаемым авторитетом. Тогда в отношении его ни у кого не возникнет возражений.
РБК-Украина: Регионалы настойчиво, но кулуарно говорят, что ваша фракция хотела бы видеть на посту министра экономики или вице-премьера Петра Порошенко.
В.Л.: Это для меня новый поворот темы и мне ее нужно изучить. Если я кого-то захочу видеть, то скажу об этом публично, без подсказок и рекомендаций. Но сделаю это публично, чтобы не было мучительно больно за те или иные рекомендации, которые не будут восприняты людьми. А вообще-то ваша идея - хорошая. Буду думать.
РБК-Украина: Могут ли депутатские группы участвовать в формировании правительства? Например «Единый центр» (Виктор Балога) обсуждается в качестве кандидатуры на пост главы МЧС.
В.Л.: Не могут! Если они проводят такую работу, то кулуарно. Верховная Рада может только уволить министра или члена правительства, а инициативно назначить не может. Должно быть внесено представление премьера. Во всяком случае, я не сторона переговоров в этом вопросе, чему очень рад.
РБК-Украина: Будет ли осенью сокращение количества вице-премьеров и министров во исполнение одного из требований МВФ?
В.Л.: В свое время, лет 10 назад, я приложил немало усилий, чтобы сократить количество центральных органов исполнительной власти. Раньше Конституция допускала наличие в Кабмине одного первого вице-премьера и трех вице-премьеров. Правительство эффективно, если его количество не превышает 21 человека. Если министров больше - начинает работать бюрократическая машина и все друг другу пишут поручения
Беседовала Ольга Куришко, специально для РБК-Украина
Инф. rbc.ua
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/216776.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua