Европа хочет заменить российский газ на азербайджанский

22 апр, 09:37

Европа ищет выходы к азербайджанскому газу, который позволит снизить зависимость от российских поставок. Операторы азербайджанского газового проекта должны в этом году сделать выбор из предлагаемых трех трубопроводных проектов.

Нагромождение построек, труб и вентилей у берега Каспийского моря на вид мало похоже на будущую отправную точку газоснабжения Европы. И, тем не менее, терминал в Сангачале в Азербайджане должен стать начальным звеном новой цепи, которая соединит ЕС с важнейшим для него источником природного газа и позволит снизить зависимость от России. Три консорциума борются за строительство будущей магистрали и окончательное, политически очень значимое, решение будет принято в этом году, пишет издание.

Будет ли оно продиктовано в большей степени экономическими или политическими соображениями? Советник государственной азербайджанской нефтегазовой компании SOCAR Мурат Гейдаров говорит, что единственным фактором будет коммерческая жизнеспособность проекта. Пока, по его словам, не приходится даже говорить о «первом среди равных», все альтернативы равны.

На шельфе Каспийского моря находится азербайджанское газоконденсатное месторождение Шах-Дениз с запасами в 1000 млрд кубометров газа. К 2017 году, когда планируется разработка второй стадии этого месторождения, годовой уровень добычи газа в Азербайджане вырастет до 24 млрд кубометров, благодаря чему страна сможет снабжать европейский рынок. Когда расширение Шах-Дениз будет завершено, Азербайджан получит возможность экспортировать в Европу 10 млрд кубометров газа в год.

В этом случае Европа сможет решить одну из стратегических проблем. ЕС импортирует около 60% потребляемого газа, самым важным поставщиком является Россия, обеспечивающая примерно четверть объема потребностей блока. Но между странами степень зависимости от российского газа сильно колеблется. Например, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва получают от России все 100% своего газа и еще четыре страны ЕС — не менее 70%. Потенциальная уязвимость этих стран отчетливо проявилась в 2009 году, когда газовый конфликт между Украиной и Россией привел к срыву европейских поставок.

Первым важнейшим препятствием будет выбор правильного трубопровода. Неизбежное для крупных энергетических проектов столкновение экономических и политических факторов будет еще более острым, чем обычно.

Самый амбициозный план — проект Nabucco, который Европейская комиссия считает наиболее предпочтительным, дающим континенту выход к энергетическим резервам всего Каспийского бассейна, к которому относится не только Азербайджан, но и его богатые газом соседи, в частности Туркменистан.

Проект Nabucco предполагает строительство трубопровода протяженностью около 3900 км, из Турции в Австрию. Возможно, Nabucco пользуется политической поддержкой Европы, но этот проект намного проигрывает по издержкам: согласно публичной оценке консорциума, капитальные расходы составят 7,9 млрд евро (11 млрд долларов). Однако внешняя оценка стоимости трубопровода — 20 млрд долларов.

Управляющий директор Nabucco Рейнхард Митчек настаивает: главное не то, что проект должен быть самым дешевым — он должен быть самым привлекательным. По трубопроводу Nabucco газ будет поступать в европейский распределительный узел в Австрии, так что можно поставлять газ во все страны Европы, в том числе в Великобританию.

Годовая мощность Nabucco составит 31 млрд кубометров, что более чем в три раза превышает объем потенциальных поставок из Азербайджана. Изначальный план проекта предусматривал поставки в Европу газовых ресурсов из Ирана. Но в связи с конфликтом вокруг иранской ядерной программы он изменен таким образом, чтобы была возможность поставлять газ из Туркмении и Азербайджана.

«Чтобы тарифы в Nabucco были конкурентоспособными, необходимо 20 млрд кубометров газа в год, что вдвое выше экспортного ресурса Азербайджана», — комментирует Риккардо Пулити, возглавляющий направление энергетики в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР).

Но есть еще только две страны, которые могут обеспечить необходимый дополнительный объем загрузки, — Туркменистан и Ирак, но в обоих случаях с их ресурсами связаны серьезные трудности. Прежде чем можно будет начать поставки из северного иракского Курдистана, потребуется одобрение центрального правительства страны, а получение его в ближайшей перспективе маловероятно.

Что касается Туркменистана, к его месторождениям потребуется подвести дополнительную подводную магистраль. Но Россия и Иран настаивают, что сначала они должны дать свое согласие для ведения таких проектов (в связи с правовым статусом Каспийского моря).

Все это усиливает риски Nabucco. Другие потенциальные претенденты на азербайджанскую нефть — более дешевые и простые проекты, но с менее привлекательными маршрутами, по которым газ будет поступать в Италию, а не в австрийский центральный распределительный узел. Трансадриатический газопровод предполагает использование существующей инфраструктуры в Греции и Турции и строительство 520-километровой подводной ветки из Албании в Италию при объеме инвестиций 1,5 млрд евро. Компания IGI Poseidon планирует проложить магистраль по такому же маршруту с более протяженным подводным участком за 1,3 млрд евро. У этих трубопроводов пропускная способность примерно в три раза меньше, чем у Nabucco, в соответствии с потенциалом экспорта из Азербайджана.

Консорциум Шах-Дениз запросил у конкурирующих трубопроводных проектов официальные тарифные предложения до 1 октября. Партнеры должны будут сделать окончательный выбор, но доминирующий голос — за правительством страны.

По материалам: BFM.ru

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/230632.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua