25 авг, 13:30
Вице-президент АЛТУ по вопросам внутреннего и въездного туризм, президент туроператора «Кандагар-Тур» Борис Зелинский рассказал «Делу», как изменился туристический рынок и насколько выросли требования клиентов при покупке тура.
Мы начинали развивать свой бизнес в 90-х годах. Трудностей тогда было предостаточно. Одна из них – крайне несовершенная система связи. Мобильной связи тогда еще не было, а АТС уже устарели. Было сложно совершать междугородние и международные звонки, даже в пределах Крыма были трудности в общении. Приходилось заказывать разговор через телефонисток, а отправить факс становилось настоящей проблемой. Вдобавок ко всему мы были новичками, не хватало элементарного опыта, необходимых связей в этой сфере, поэтому приходилось идти путем проб и ошибок.
В 90-х все ведущие туристические компании Украины были ориентированы на выездной туризм. Быстро разбогатевшие «новые украинцы» стремились побывать заграницей, поэтому этот сегмент рынка стремительно развивался. Однако тогда еще не было чартерных рейсов, поэтому выездной туризм не носил массового характера, а оставался более индивидуальным. В это время заниматься туристическим бизнесом было очень рентабельно, т.к. туры были «штучными», дорогими, а в стоимость закладывался хороший процент прибыли туроператора.
Еще одна характерная черта туррынка Украины 90-х – отсутствие такой жесткой конкуренции между турфирмами, какую мы наблюдаем сейчас. Что касается направлений, популярностью пользовались страны Европы, пляжный отдых (Испания, Греция, Италия), в качестве «экзотики» выступал Таиланд. Поездки в Турцию и Египет на то время еще не получили такой широкой популярности.
Если говорить о главных изменения за период независимости, то это, безусловно, - развитие внутреннего туризма в Украине в 2000-е годах. Дело в том, что до экономического кризиса 1998 года отечественных туроператоров практически не интересовали украинские курорты. Их продавали только небольшие региональные компании. Например, крымчане продавали только Крым и не на внутреннем рынке, а в России и Беларуси. Аналогичная ситуация была на одесских и карпатских курортах.
Отдыхать в пределах своей страны было немодно и не престижно. Но когда в 1998 году грянул финансовый кризис и большинство туристов уже не могли позволить себе дорогие зарубежные туры, многие туроператоры начали «посматривать» в сторону родных курортов, а с появлением новых комфортабельных отелей и реконструкции старых, эта тенденция только усиливалась.
Еще одна яркая черта туррынка независимой Украины – это приход сюда крупных российских, турецких и немецких туроператоров массового туризма, которые сейчас «задают тон» в выездном туризме. Также, - это активное развитие чартерных программ, а вместе с ними огромный спрос на направления: Турция, Египет, Болгария и т.д.
Как изменился клиент за период независимости? Изменения очень существенны. В начале 90-х в Крым ехали в основном неорганизованные туристы, которые размещались в частном секторе.
Гостиницы и санатории заполнялись по большей части за счет системы социального страхования: люди ехали по профсоюзным путевкам. Но с течением времени эти программы сворачивались, и украинцы стали самостоятельно обращаться в туристические фирмы, где получали квалифицированные консультации. Однако сезоны тогда бывали разные. Иногда в базах размещения не хватало мест, и приходилось бронировать места заранее, часто переплачивать, а оказанные услуги не соответствовали своей стоимости.
Сейчас клиенты стали более «искушенными».
При выборе базы размещения всегда сравнивают цену у туроператора и на сайте самого отеля, выясняют наличие дополнительных скидок. Также, сократились сроки планирования отдыха. Если раньше турпутевки бронировались за 3 месяца, то сейчас это время сократилось до месяца, недели и даже 3-х дней до момента предполагаемого заезда. В результате, так называемая «глубина» продаж с каждым годом сокращается. Сильное влияние оказывают погодные условия, если раньше туристы ехали по факту приобретения путевки, то сейчас действует определенная избирательность в зависимости от погоды и других факторов, которые могут повлиять на качество отдыха.
Что качается ценовой политики, то она сейчас достаточно гибкая, и на каждый сегмент есть свой потребитель. Стал ли украинский турист богаче? Да, если смотреть с позиции того, что с 90-х годов среднестатистический житель Украины стал больше зарабатывать. Об этом можно судить и по возросшему числу автомобилей на дорогах, и активному приобретению бытовой техники и т.д. Доход на душу населения возрос и больше наших соотечественников могут позволить себе отдыхать несколько раз в год, как за рубежом, так и внутри страны. При этом наблюдается сокращение времени самого отдыха. Люди, которые сейчас активно путешествуют, часто не могут выделить на это достаточное количество времени, поэтому если в 90-х гг. украинцы ехали отдыхать в среднем на 14 – 21 день, то теперь этот период сжался до 7 -10 дней в гостиницах и пансионатах и 10- 14 дней в санаториях. Причем тенденция характерна как для внутреннего, так и для выездного туризма.
Еще одно изменение, произошедшее за период независимости, – значительное расширение ассортимента по видам туризма внутри страны. Активно развиваются спа-отели, пользуются популярностью активные туры (веломаршруты, сплавы по горным рекам, экотуризм). Последние перетянули на себя сегмент «белых воротничков», которые раньше отдавали предпочтение пассивному пляжному отдыху где-нибудь на Мальдивах, а теперь с удовольствием выбирают активный приключенческий туризм, пусть даже и с минимальными бытовыми удобствами. Это, конечно, связано с упрощением транспортировки к местам проведения активных туров, доступностью снаряжения и улучшением систем связи и навигации.
Строго говоря, первые пансионаты появились в Крыму еще на рубеже 19 -20 вв, так что традиции санаторно- курортного лечения насчитывают здесь более века. Украинцы активно отдыхали в пансионатах еще во времена Советского союза, но тогда, как уже говорилось, это были в основном, приехавшие по профсоюзным путевкам. В 90-ее рынок переориентировался на коммерческих клиентов, выбирающих отдых за свои деньги. Но я бы по-другому поставил вопрос. Украинский турист не «переключился» на выездной туризм. Активный спрос на зарубежные туры наблюдался всегда, а в 2000-х происходит рост внутреннего туризма.
Критерии на отдых тоже изменились. В 90-е состоятельные люди хотели отдохнуть в объектах, которые в прошлом относились к престижным ведомственным организациям СССР, например, 4-е Управление МинЗдравом, и различным закрытым учреждениям, кот вкладывали огромные средства в инфраструктуру объекта, парковую зону и лечебную базу, т.е. там, где отдыхала раньше партийная элита. Люди с небольшим достатком выбирали регионы, где можно было не только экономично отдохнуть, но и где сопутствующие услуги стоили недорого (бюджетные заведения питания, дешевые овощи и фрукты на рынках).
Сейчас ситуация такова, что состоятельные украинцы, привыкшие к высоким стандартам отдыха за рубежом, хотят получить такой же уровень отдыха и на родине. К счастью, таких отелей в Украине с каждым годом становится больше и больше. Многие сертифицированы на 4 – 5* и вполне могут посоперничать с зарубежными по уровню сервиса.
Туристы со средним уровнем достатка также стали более избирательными. Массовые направления, такие как Турция или Египет задают определенные стандарты: чаще всего они предлагают объекты размещения категории 2 -4* с хорошим ремонтом и системой питания «шведский стол» за относительно небольшие деньги. Сектор подобных отелей в Украине также неуклонно растет. Обязательным для гостиниц уровня 2*,3*,считается стильный интерьер, хорошая кухня, наличие кондиционеров в номерах и анимационные программы. Такие отели завоевывают симпатии отечественного клиента.
И если раньше, о конкурентоспособности украинского рынка практически говорить не приходилось, то сейчас он имеет как определенные конкурентные преимущества, так и недостатки. К плюсам можно, несомненно, отнести транспортную доступность. На сегодняшний день доехать на поезде в любую точку Украины гораздо дешевле, чем улететь или уехать в любую зарубежную страну.
Второе, отдыхать на родине в знакомых социо-культурных условиях всегда комфортнее, плюс, отсутствие языкового барьера, который способен значительно подпортить отдых. В-третьих, Украина имеет высокий рекреационный потенциал. Мы имеем уникальные бальнеологические курорты: Моршин, Трускавец, Миргород, Саки. Местные минеральные воды и грязи обладают большим лечебным потенциалом, к тому же лечение в санаториях доступно практически любому туристу. Кроме того, наша страна обладает богатым историко-культурным наследием, которое представляет безусловный интерес для туристов. По этим показателям, мы определенно конкурентоспособны, по некоторым мы отстаем, но это наживное.
Сейчас украинские курорты отстают в развитии от турецких, греческих и испанских в среднем на 10-12 лет, в то время как курорты Болгарии и Краснодарского края России обгоняют нас на 3 -5 лет. Как это исправить? При определенных изменениях, прежде всего в сфере логистики (увеличение числа авиарейсов, как внутри страны, так и на международных направлениях), бизнес будет заинтересован в развитии отельной сети и на украинских курортах. Также, мы надеемся, что ЧМ по футболу 2012 г. будет тем локомотивом, который даст новый толчок развитию туризма в Украине.
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/236415.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua