02 апр, 11:00
Страховой рынок по объему премий вышел на докризисный уровень в основном за счет автострахования. При этом уровень выплат в некоторых компаниях катастрофически падает и при этом рынок наращивает убытки.
Отечественный страховой рынок в прошлом году вышел на докризисные показатели по объему премий. Валовые премии составили 22 млрд. грн., чистые — около 18 млрд. грн., увеличившись на 35%. Доля перестрахования снижается, но остается по-прежнему высокой, пишут "Экономические известия".
Страховые выплаты снижаются
Эксперты также прогнозируют, что близящиеся выборы в Верховную Раду приведут к росту квазистрахования в нынешнем году. "Рынок не сузился, а, наоборот, вырос, и это положительный показатель, мы выходим на докризисный уровень развития",— отметила Наталья Гудыма, президент Лиги страховых организаций Украины.
При этом уровень проникновения страхования низкий. Так, например, уровень обеспечения страховой защитой частных жилых домов составляет 1%, медстрахованием — 2% населения, страхованием жизни, учитывая банковских заемщиков,— всего 7%.
Итоги 2011 г. доказали усугубление опасной тенденции снижения уровня страховых выплат. Так, если в 2009 г. они составляли 46,1%, то уже в 2010 г. — 30,9, а в 2011 г. — 28,25. При этом резкое снижение уровня выплат показали СК "Оранта" (более 12%), СК "Княжа", "Альфа гарант", "Нова", "Европейский страховой альянс", "Allianz Украина". Это можно было бы объяснить переходом страховщиков к менее рисковым видам страхования, но этого не произошло.
Драйверами рынка стали автомобильное и медицинское страхование
Локомотивами рынка в прошлом году были обязательное страхование автогражданской ответственности, КАСКО и медицинское страхование. Эти виды традиционно называют самыми убыточными. "Рост платежей по КАСКО и автогражданке объясняется тем, что продавцам легче всего продавать эти виды страхования.
Кроме того, компании предлагают большие комиссионные, и чтобы заработать такие средства за счет страхования имущества, придется застраховать пять объектов, а в страховании автогражданки стоит найти одного-двух клиентов",— отметил Дмитрий Грицута, предправления СК "Княжа".
Кроме того, осенью прошлого года повысились тарифы по автогражданке, что сделало этот вид страхования более привлекательным для страховщиков с позиции привлечения оборотных средств.
В нынешнем году, по оценкам Александра Залетова, зампредседателя совета ЛСОУ, темпы роста платежей по автогражданке сократятся. Пойдет на убыль и КАСКО. "Автопарк обновляется очень медленно. В прошлом году было продано всего 220,6 тыс. авто. До кризиса эти показатели были в четыре-пять раз выше. Отсутствие кредитных программ на покупку авто приводит к сокращению количества автомобилей, которые могут быть застрахованы. Сегодня средний возраст авто в Украине 19 лет",— заявил он.
Низкий уровень медицинского обслуживания дает рост медстархованию
Большие надежды страховщики возлагают на медицинское страхование, которое уже занимает 5% в доле всех собранных платежей. Поводом для оптимизма страховщиков служат последние статистические данные о том, что 80% граждан недовольны медицинским обслуживанием, а затраты граждан на лекарства составили в 2011 г. 27 млрд. грн.
Не останавливает страховщиков и высокая убыточность этого вида страхования. Наиболее убыточным оказался он для СК "АХА "Страхование" — 80,8%, "Гарант-Авто" — 76%, PZU "Украина" — 71,34% и СК "Омега" — 64,42%. Страховщики уверяют, что медстрахование — это задел на будущее. Многие рассчитывают на введение в Украине обязательного медицинского страхования.
"Я не знаю ни одного страховщика, который зарабатывает деньги на медицинском страховании. Развивая этот вид страхования, мы инвестируем в страховую культуру и повышаем лояльность клиентов, показывая сервис и то, как урегулируются события",— отметил Гари Андреасян, гендиректор СК "Allianz Украина".
Но наиболее опасной тенденцией является перекос страховых портфелей в сторону автострахования. На фоне высоких комиссионных, низкой капитализации и недорезервирования эта тенденция может привести к дальнейшему снижению уровня выплат за счет затягивания страхового возмещения.
Например, в портфеле СК "Оранта" доля автогражданки и КАСКО составляет 60%, столько же у СК "Княжа", у СГ "ТАС" и "Гарант-Авто" около 70%, у "Провідної" несколько меньше — 50%. Отчасти эти показатели объясняют высокую заинтересованность крупных страховщиков в переделе рынка автогражданки.
Это один из немногих способов привлечь средства для покрытия текущих выплат. Но в докризисное время практика ухода в убыточные виды страхования для наращивания объемов продаж объяснялась желанием привлечь инвестора. Ныне на финансовые вливания текущих акционеров, а тем более потенциальных инвесторов, рассчитывать не приходится.
Так что при неправильной политике резервирования и высоком риске девальвации гривни убытки страховщиков могут вырасти в 2012 г. на 25-30%. К слову, по итогам 2011 г. наибольшие убытки продемонстрировали СК "Провідна" — 377 млн. грн., СК "PZU Украина" — 360 млн. грн., "Оранта" — 180 млн. грн., "Универсальная" — 132 млн. грн. и "Княжа" — 130 млн. грн. У большинства этих компаний рост убытков за последний год увеличился.
Как сообщало "Дело", в прошлом году страховые компании собрали 18 млрд. гривен премий, что на 35% больше, чем в 2010 году. Из них 6 млрд. пошло на страховые выплаты. В нынешнем году страховики планируют собрать более 20 млрд гривен премий.
По материалам: Экономические известия
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/250195.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua