История микробиологии
12 ноя, 00:30
История открытий и изобретений порой бывает неожиданной, запутанной и даже парадоксальной. Случается, что исследователь ставил пред собой достижение одной цели, а приходил к другой и более значимой; или осуществляя поиск в своей научной области, делал открытия совершенно в другой. Открытие, о котором здесь пойдет речь, как раз относится к последней категории.
В первой половине XX века многие ученые занимались поиском средств борьбы с туберкулезом. В одном из американских научных институтов, разрабатывающих данную проблему, обратили внимание на интересный факт: туберкулезные палочки, содержащиеся в большом количестве в мокроте туберкулезного больного, погибают, когда попадают в землю. Исследование этого вопроса было поручено Зельману Ваксману – известному в кругах специалистов знатоку почвенных бактерий, пишет sunhome.ru
Ваксман долгие годы занимался почвоведением и со своей лабораторией изучал способность почвы к превращению лишенных жизни и ценности веществ в полноценные, дающие жизнь, то есть формирующие плодородную почву и мечтал, видимо, об открытии в области сельского хозяйства. В почве растет и развивается много видов бактерий и грибков. Ученый к тому времени уже 25 лет упорно исследовал почвенный грибок, относящийся к виду стрептомицетов, а именно группу лучистых грибков.
Итак, Ваксман принял предложение – почвовед стал искать лекарство для людей.
Для начала он решил проверить способность почвы к уничтожению туберкулезных палочек, для чего культуру вредоносных палочек просто покрыл землей. Вскоре туберкулезные палочки исчезли – земля их уничтожила. Это было первым шагом к открытию необходимого лекарства. Но небольшой комок земли содержал бесчисленное количество разнообразных микроорганизмов, среди которых необходимо было найти те, которые обладали нужными свойствами.
(Справедливости ради надо отметить, что по-настоящему первое открытие лечебных свойств почвы сделали наши предки. До начала загрязнения окружающей среды сельские люди замазывали землей небольшие раны и ссадины, которые после этого успешно зарастали.)
Только через год лаборатория Ваксмана сделала следующий шаг к открытию: в культуре лучистого грибка был обнаружен антибиотик актиномицин, который, к сожалению, оказался очень ядовитым. Были сделаны открытия и других антибиотиков, вновь оказавшихся ядовитыми.
И только в 1942 году наконец было сделано долгожданное открытие: найдено неядовитое антибиотическое вещество, которое успешно уничтожало туберкулезные палочки. Ваксман назвал это вещество стрептотрицином, на основании которого затем разработал лечебное средство стрептомицин.
В то время уже была эра антибиотиков, но Ваксману удалось открыть такой из них, который дополнял пенициллин, не являющийся универсальным лечебным средством против всех инфекций. Открытие стрептомицина дало врачам дополнительное средство борьбы с инфекционными заболеваниями. Следует отметить, что больные, страдающие аллергией на пенициллин, преимущественно имеют нормальную реакцию на стрептомицин.
Публикация первых сообщений об открытии нового противотуберкулезного препарата и о его благоприятных результатах привлекла всеобщее внимание. Миллионы больных пожелали немедленного его использования, но промышленное производство лекарства к тому времени еще не было налажено.
После клинической апробации лечебного средства открытие стрептомицина нашло наконец свое практическое воплощение в 1949 году, когда началось промышленное производство теперь уже всем известного эффективного лечебного препарата.
Великое открытие, давшее начало вирусологии
Исследования и великие открытия в бактериологии, казалось, довели эту область науки до зенита своей славы. Но исследователи все же должны были признать, что в их науке еще много пробелов: не были найдены возбудители таких болезней, как оспа, корь, грипп и др. Ученые догадывались, что эти возбудители – мельчайшие микроорганизмы, увидеть которые микроскоп не в состоянии.
Первым, кто заговорил о вирусах, был Пастер, хотя еще их напрямую не обнаружил и не имел о них правильного представления, но уже сделал открытие: разработал прививки против бешенства. Не видя «врага», но зная о его существовании, ученый смог сделать открытие и создать против него оружие.
Среди ученых, которые вслед за Пастером приступили к изучению вирусов с помощью специальных фарфоровых фильтров, не пропускающих бактерии, был русский ботаник Дмитрий Ивановский, занимавшийся физиологией растений. Он изучал мозаичную болезнь табака. Листья табака, пораженные болезнью, теряли хлорофилл.
После многих лет исследований Ивановский пришел к научному открытию: мозаичная болезнь вызывается двумя возбудителями – грибком, низшим растением, и еще неизвестным микроорганизмом. Ивановский установил, что это болезнетворное вещество проходит через мельчайшие поры фильтра и сделал вывод, что это не бактерии, а яд.
В 1895 году в своей диссертации Ивановский писал, что возбудитель мозаичной болезни – организм корпускулярного строения. В клетках пораженных листьев табака им были обнаружены образования, напоминавшие кристаллы, которые вначале были названы «кристаллами Ивановского» в честь сделанного им открытия.
Впоследствии было установлено, что это скопления вирусов. Открытие Ивановского, которое вправе назвать великим открытием, положило начало новой ветви в бактериологии – вирусологии, учению о вирусах.
E-NEWSC.OM.UA
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/271439.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua