03 дек, 10:00
Откуда взялись казаки, - этот вопрос задавали себе многие историки, но так и не найдя по этому поводу единой точки зрения создали много версий описывающие создание военизированных казачьих формирований. Эти версии часто политизированы или подогнаны исследователями под какие-то определенные обстоятельства, которые выгодны самому исследователю. Так историк Н. Костомаров ссылается на «Литовскую летопись», в которой есть ссылки о том, что жили какие-то люди с жизненным укладом таким же, как у казаков.
В упомянутой выше Литовской летописи о населении, живущем под начальством атаманов, которых Ольгерд нашел на Подоле в XIV веке, могли указываться бежавшие из Новгорода единомышленники Марфы Посадницы. Этими людьми могли быть и выдавленные Московскими князьями Новгородские ушкуйники, которые занимались разбоем и грабежом на реках, которые служили основными торговыми путями для купеческих караванов, пишет sunhome.ru
По мнению многих историков, слово «казак» тюркского происхождения и означающее – легковооруженный воин. Этому же соответствует самоназвание одного из этих племен – «казах». Казаками в дальнейшем звали разбойников объединенных в организованные отряды возглавляемых атаманами, возможно название «казак» связано со сбором налога (ясака), оборотной стороной сбора (грабежом), которого и занимались казаки длительный период времени.
Исторически же сложилось так, что наименование «казак» имеет множественные значения, основная часть которых часто относит это наименование к понятию служения, у какого-нибудь хозяина. Казаками называли дворовых людей, которые выполняли функции служащих на посылках, или составляющих эскорт сопровождения (охрану). Казачок, - домашний работник, прислуга в богатых домах.
Историк А. Ишимова, например, считает: «Имя казаков происходит от касогов». А казаки, взявшие себе это название одного из племен «черношапочников», куда-то вдруг все исчезли со сцены театра истории единовременно. «Казаки», о которых упоминает А. Ишимова, были союзниками великого князя Ивана III. Ранее на Руси существовало Касимовское царство – удельное княжество, созданное для татарских царевичей, которые переходили на службу Великому князю вместе со своими людьми.
Впервые оно было пожаловано Василием II «Темным» бывшему казанскому царевичу Касиму, давшему свое имя территориальному образованию. В дальнейшем в русской истории это место называется «городец-Касимов». Таким образом «казаки» никуда не исчезали вдруг, а ушли в свое княжество, где проживали, оберегая границы государства и участвуя во всех вооруженных конфликтах вместе с русскими воинами.
Русский историк А. Нечволодов, сообщает в свою очередь: «Донские же казаки числились за Москвой». А писатель Лев Толстой так считал: «В нашей истории казаки появляются внезапно, как уже сложившаяся сила. Вероятно, казачество начиналось или безыменно, или под иным именем. В летописях упоминаются бродники – беглецы, которые ходили за черту княжеств, бродить…».
О бродниках же говорят и многие другие источники, высказывающие свое мнение о том, что бродники впоследствии стали казаками. В летописи под 1147 г. бродники упоминаются в качестве дружинников Святослава Ольговича участвующих в борьбе с черниговскими князьями. Но в предшествующий, указанному периоду в летописи, князем Черниговским, а затем Великим князем Киевским в 1113-1125 гг. был Владимир Мономах, во время правления, которого, ни каких сведений о бродниках нет.
Первые сведения о бродниках приходятся на период развала государства и заката «Киевской Руси». Таким образом, в качестве бродников, христиан русского происхождения, бродивших по придонским степям, могли быть жители Галицкого, Киевского или Тмутараканского княжеств, которые не могли быть воинственным народом по ряду причин.
История с казачеством началась с разборок пятого поколения великокняжеского семейства, после которых как мы знаем, Древняя Русь развалилась на множество карликовых государств с особыми субъектами федеральной раздробленности Руси, - Феодальных республик. Их было всего две – Новгородская и Псковская со своими местническими демократиями. Во время правления московского князя Ивана III, можно проследить все детали исторических событий послуживших началом «организованного разбоя» на южных границах Руси.
Однако события предшествующие этой истории стали разворачиваться несколько ранее, во время правления Великого князя Московского Василия II «Темного» (1425-1462). К этому же времени русские земли, во время татаро-монгольского ига, были поделены на три отдельные территории, занимаемые Великим Княжеством Московским, Великим Княжеством Литовским и земли бывшего Галицко Волынского Княжества, которые после смерти Даниила Галицкого были поделены между Литвой, Польшей и Венгрией.
Великое княжество Литовское было наследственным владением Ягайлы, которое польский король Сигизмунд-Август, - последний Ягеллон, подарил польской короне. В 1569 году в городе Люблине был собран общий для Литвы и Польши сейм, после которого под давлением Польши к ней были присоединены Юго-Западная и Северо-Западная Русь, в которую выехали польские чиновники. Этой Люблинской унией закончилось отдельное существование Великого княжества Литовского.
Литовское дворянство, как высшее, так и низшее, постепенно ополячилось и окатоличилось; с тех пор Латинство окончательно стало в Западной Руси панской верой, а Православие – холопской и казацкой. Казаки появляются в разных краях русского мира. Мы видим их в украинских староствах Великого княжества Литовского на берегах Днепра, где казаки составляли дружины Дашкевича и Димитрия Вишневецкого. Затем они были организованы литовским правительством в военное сословие под особою командой гетманов.
В то же время казаки самовольно основали за днепровскими порогами вольное военное братство под названием «Запорожская Сечь». Организаторами казацкого сословия в начале XVI века считаются преимущественно два человека: черкасский и каневский староста Евстафий Дашкович, и хмельницкий староста Предислав Лянкоронский, хотя это военизированное сословие было создано много раньше русскими князьями. Политическая ситуация времен правления Василия II на Руси сложилась таким образом, что уделом Дмитрия Шемяки был Новгород и Северская земля.
Карательная экспедиция Василия II разгромившая Новгородскую оппозицию заставила бежать всех противников Москвы на границы Северского княжества. Эти бежавшие от преследований новгородцы и были первыми поселенцами пограничных земель, прятавшихся от Московского князя. Объединение Руси Иваном III, когда он подчинил Москве Ярославскую (1463), Новгородскую (1477), Тверскую (1485), Вятскую (1489), Чернигов и Новгород-Северский (1487-1503), заставило его противников, искать себе место, где они могли укрыться от руки московского князя.
Этим местом были Шемякин удел, - пограничные земли, отделяющие Русь от Литвы, Крымского ханства и «Дикого поля».
Царь Иван IV, продолжая укрепление границ государства, принял на службу литовского князя Димитрия Вишневецкого и организовал с ним подвижную оборону из казаков западных границ русского государства, имея опыт подобного устройства от своего предка Василия «Темного». Князья Вишневецкие, имели огромные владения по обеим сторонам Днепра до Русской границы и впоследствии именно на этих землях казаки пытались создать свое собственное казачье государство.
Казачья вольность (независимость), просуществовала всего 6 лет, - с момента восстания Богдана Хмельницкого в 1648 году до 8 января 1654 года. Когда Переяславская рада ратифицировала постановление Московского Земского собора, а Б.Хмельницкий, казацкая старшина и все население было приведено к присяге Московскому царю. Впоследствии по указу Петра I казаки утратили свою вольность, после предательства гетмана Мазепы и перехода запорожцев на сторону шведов.
E-NEWS.COM.UA
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/273416.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua