14 янв, 02:59
Став вторым по величине после древнего Подола ремесленным районом, Копырев конец был уникальной административной единицей еще и потому, что сочетал в себе как аристократические княжьи постройки, так и «концы» улицы ремесленного и торгового люда.
Западный форпост древнего Киева, с мощными воротами, расположенными со стороны древнего Подола, прозванными в народе Подольскими, а также главными въездными Западными воротами, название которого, к сожалению, не сохранилось, представал во всем великолепии перед взором въезжающего в древний пригород XI — первой четверти XII вв. (времени правления династии Ярославовичей и Владимира Мономаха), к тому времени став неотъемлемой частью древнего города.
Как и весь древний Киев, Копырев конец был опоясан высокой деревянной стеной-городней, с городницами — клетями, из которых она была сложена, и боевыми площадками — заборолами, расположенными над верхней частью стены. Довершал грозную мощь городских деревянных укреплений глубокий ров, доверху наполненный водой.
Первое, что бросалось в глаза путнику, въехавшему в город, были вновь возведенные княжьи хоромы на «новомъ дворъ», постройки которого относятся ко второй половине ХII в., и великолепный комплекс Семионовского мужского монастыря. Церковь Семиона величественно завершавшая весь монастырский комплекс, сложенный из нежно-розового кирпича — древнерусской плимфы, выполненной в знаменитой технике смешанной кладки, основой которой была гашенная известь, приготовление которой, порой, занимало гораздо больше времени, чем само строительство.
Славился Копырев конец также церковью Иоанна Предтечи, расположившейся ниже усадьбы современной художественной академии и построенной приблизительно к 1184 г., когда она и была торжественно освящена. Историки полагают, что фундатором ее основания стал былинный князь Святослав Всеволодович, герой знаменитого «Слова о полку Игореве». Судя по азимуту продольной оси церкви, который фиксирует восток в день закладки, она была заложена в начале января, вероятнее всего, в день Св. Василия. Поскольку здание было небольших размеров (10,5 х 15,5 м. с апсидой), возводилось оно не более двух-трех строительных сезонов и величественно вписалось в общий комплекс городских церквей и соборов. Многие исследователи древнего Киева считали, что церковь была построена на месте деревянной, относящейся к, возможно, еще языческим временам.
Любопытнее всего то обстоятельство, что само пространство от Западных ворот к Подольским было перегорожено дополнительными деревянными укреплениями, крепостной стеной, разграничивающей всю территорию посада как бы на две составные части, первая из которых представляла дворы и усадьбы челяди, купцов и бояр, вторая же состояла из уже перечисленных монастырей и церквей с небольшими подсобными сооружениями, примыкающими к ним.
Следует отметить, что через Жидовские ворота, связывающие Копырев конец с центральной частью, всякий желающий мог попасть в пределы «города Ярослава», то есть в один из самых престижных районов древнего Киева. Следовательно, не без оснований можно утверждать, что Копырев конец играл роль некоего анклава — территории довольно значительной и престижной с точки зрения проживания. Селились здесь, как правило, те слои аристократического населения, которые по тем или иным причина не смогли войти в состав счастливцев, проживающих рядом с Великим киевским князем в пределах Киевского детинца, либо уже упомянутого «города Ярослава Мудрого».
Новый княжий двор Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславовича располагался в районе нынешнего Нестеровского переулка, большая часть построек которого была деревянной и внешне походила на своих старших собратьев древнего Киевского детинца.
Отметим, что княжьи терема заметно отличались даже от самых богатых и изысканных дворов ближайших к князю бояр тысяцких и воевод. Главным и наиболее богато украшенным в них оставался приемный зал, в котором проводились торжественные приемы иноземных послов, давались пиры и приемы в честь князя и его дружины.
Зал разделяли цельные, украшенные резьбой дубовые опоры, выстроившиеся в два ряда по всей его длине. На стенах обычно в изобилии развешивали оружие и светильники, а на восточной стене отводилось место для алтаря, без которого не обходилось ни одно сооружение
такого рода. Прием пищи всегда начинался с молитв, которые правил либо священник, либо старший в роду то есть сам великий князь. Здания были многоэтажными, изобиловали лестничными переходами, красным крыльцом, имевшим несколько ярусов, фасады второго и третьего этажей украшались мощными дубовыми полуколоннами и аккуратным резным поясом на уровне закомар. Второй и третий этажи традиционно отводились под жилье со знаменитыми «светлицами для девиц», которые располагались под самой крышей.
Плоскости и откосы оконных и дверных проемов завершали полусферические резные ставни с врезанными наборными оконцами из сплошного дерева — круглыми, создающими замысловатый геометрический узор.
Со времени Киевской Руси труд стекольных мастеров широко применялся в строительстве. В княжьих «теремах» и «хоромах» использовали как обыкновенное, прозрачное, так и цветное — витражное стекло. Летописные источники указывают на дворовой характер застройки и планировки этой части города, а раскопки, проведенные в «пределах Копырева конца», позволили выяснить, что площадь одного двора равнялась тогда приблизительно 200 кв. м. Таким образом было установлено, что общее количество киевлян, проживающих в этот период в древнем Киеве, достигало 50–65 тыс. человек. Для средневекового города Восточной Европы это была огромная цифра.
Лаврентьевская летопись сообщает о существовании десяти самых выдающихся боярских дворов: Никифора, Чудина, Гордяты, Воротислава, Путяты, Глеба, Борисова, Ратши и других. С полной уверенностью можно сказать, что часть этих комплексов находилась на территории обозначенного района.
Также Копырев конец сыграл немалую роль как стратегический узел в обороне древнего Киева в 1240 г., его мощные валы надежно отражали атаки монголо-татарских орд, даже после прорыва захватчиками городских укреплений в районе знаменитых Лядских ворот монголы долго не могли овладеть «злым» Копыревым концом.
Древнеславянская столица времен правления Ярославичей и Владимира Мономаха олицетворяла в застройке отсутствие монолитности и скупченности, напротив, только в древнем Киеве впервые были применены приемы проектирования улиц и площадей с учетом законодательной основы, регулирующей эстетическую сторону строительства жилья.
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/278802.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua