18 янв, 07:40
По сравнению с древними киевскими местностями нынешняя Терещенковская улица совсем еще молодая: в первой половине позапрошлого века на ее месте были загородные пустыри, возле которых велось строительство каменной громадины Киевского университета. Потом, когда уже пролегли Кадетская и Бульварная улицы (теперь ул. Богдана Хмельницкого и бульвар Тараса Шевченко), между ними появился коротенький переулок, который называли Алексеевской улицей.
А дальше начиналось обширное свободное пространство между фасадом только что построенного университета и нечетной стороной Новоелизаветинской (Пушкинской) улицы. Пыльная захламленная территория в добрых 10 га, слывшая рассадником преступности, в 1869 году получила солидное название «Университетская площадь». Но благоустройством, обычным для городских площадей, здесь и не пахло.
Между тем в 1870 году в Российской империи была проведена реформа городского самоуправления, следствием которой стало избрание в Киеве новых Городской думы и управы. Муниципальные власти получили реальные полномочия, позволявшие распоряжаться городской землей, в том числе и продавать ее в частные руки. Одной из первых таких приватизационных акций стала распродажа Университетской площади.
Уже в 1871-м была подготовлена и одобрена распланировка площади. Ее разделили пополам улицей, ставшей продолжением Алексеевской (некоторое время она называлась Ново-Алексеевской). Весь квартал между этой и Новоелизаветинской улицами был разделен на 20 участков и выставлен на торги. За приватизированную землю город получил не столь уж много – от силы по 10 рублей за квадратную сажень (4,55 кв. м). Позже, в начале ХХ века, та же сажень оценивалась от 150 до 300 рублей! Всего «выторг» составил около ста тысяч. Эти деньги пошли главным образом на строительство здания Городской думы на центральной площади (нынешнем Майдане).
То ли случайно, то ли преднамеренно многие усадьбы, сформированные на Университетской площади, попали в руки представителям новой городской власти – предпринимателям, купцам, профессорам университета. Последнее, впрочем, и не удивительно: ученые мужи были рады возможности поселиться в двух шагах от места работы. Так, участок № 7 по нынешней Терещенковской достался профессору Виктору Субботину, участок № 11 – профессору Евгению Афанасьеву, участок № 19 – профессору Михаилу Ващенко-Захарченко (позже, правда, он его перепродал). Да и среди других домовладельцев улицы можно было встретить известных, даже знаменитых людей. Особое место среди них принадлежит семье сахарозаводчиков Терещенко.
Дом «старого Николы»
В феврале 1875 года Никола Терещенко приобрел роскошное строение на углу бульвара и Алексеевской улицы, ранее принадлежавшее первому руководителю обновленной Городской думы – князю Павлу Демидову-Сан-Донато. После небольшой перестройки двухэтажный дворец принял нового хозяина. На фасаде здания появился необычный геральдический знак. Теперь иногда говорят, что здесь изображена сахарная свекла, – ведь этот корнеплод мог бы служить символом предпринимательского могущества сахарозаводчиков Терещенко. Но на самом деле мы видим фамильный герб потомственных дворян Терещенко, который описан так: «В лазурном щите золотая оторванная львиная лапа, держащая три серебряных колоса с таковыми же листьями и сопровождаемая двумя золотыми византийскими монетами». Роду Терещенко был присвоен и девиз, прекрасно выразивший суть их деятельности: «Стремление к общественным пользам».
За те годы, которые Николе Артемьевичу суждено было прожить в «матери городов русских», он успел продемонстрировать киевлянам свой щедрый характер, в общей сложности на нужды Киева пожертвовав приблизительно два миллиона. Значительные суммы шли от него на больницы, училища, приюты, храмы.
Как крупнейший предприниматель и выдающийся филантроп Никола Терещенко получил чин тайного советника (один из высочайших в Табели о рангах), несколько орденских звезд, звание почетного гражданина Киева. Когда в 1899-м миллионеру исполнилось 80 лет, гласные городской думы выступили с предложением еще при его жизни наименовать Терещенковской бывшую Алексеевскую и Ново-Алексеевскую улицу, на которой жил юбиляр и почти вся его семья. Весной 1900 года это предложение утвердил вице-министр внутренних дел Российской империи – и на карте Киева появилась фамилия благотворителя. При советской власти улица, правда, носила имя революционера Чудновского, затем художника Репина, – но теперь снова увековечивает деяния украинского промышленника. А в бывшем дворце «старого Николы» находится Музей Тараса Шевченко.
Улица музеев
Терещенковскую смело можно назвать улицей музеев: на ее небольшом протяжении расположены художественные собрания и литературные музеи. Так, в доме № 5 действует мемориальный музей-квартира Павла Тычины. Здание было выстроено в 1930-е годы (архитектор Сергей Григорьев) как резиденция высокопоставленных деятелей советской Украины. К их числу принадлежал и Тычина – академик, депутат, лауреат, одно время министр просвещения УССР.
Трагические метаморфозы в жизни и творчестве Павла Тычины проницательно исследовал выдающийся поэт и правозащитник Василь Стус. Он, к слову, часто бывал в другом доме на той же улице – № 25. Здесь жила его единомышленница художница Алла Горская, чья квартира была неформальной штаб-квартирой киевских диссидентов. На ее трагическую гибель в 1970 году поэт отозвался стихотворением «Пам’яті Алли Горської».
На участке № 9 первоначально стоял небольшой особняк, но в 1882–1884 годах к нему был пристроен роскошный двухэтажный палаццо по проекту архитекторов Андрея Гуна и Владимира Николаева. Заказчиком реконструкции был новый владелец – сахарозаводчик Федор Терещенко, младший брат Николы. Он тоже занимался филантропией и собирал предметы искусства, составив у себя в особняке первоклассную коллекцию русской живописи.
На фасаде хорошо заметны горельефы во фризе, на которых сцены жертвоприношения чередуются со сценами веселого досуга. Первоначально главный вход был эффектно оформлен кариатидами, но они не сохранились. Исключительной роскошью отличаются интерьеры – вестибюль, парадная лестница и господские помещения второго этажа: Серебряная и Золотая гостиные, просторный Белый зал, художественно отделанные деревом кабинет и столовая, курительная в турецком стиле. Всю эту красоту теперь видят посетители столичного Музея русского искусства, разместившегося в особняке Федора Терещенко. У здания в 1984 году была установлена статуя Ильи Репина – русского художника родом с Украины, несколько полотен которого могут увидеть посетители музея.
Искусство от Ханенко
Одна из дочерей «старого Николы» Варвара Терещенко стала женой юриста, бизнесмена и общественного деятеля Богдана Ханенко. В 1888 году отец уступил ей только что построенный на его средства по проекту архитектора Роберта Мельцера особняк на участке № 15. С тех пор дом стал резиденцией супругов Ханенко – самоотверженных меценатов, собирателей картин западноевропейских художников и произведений искусства Востока.
Богдан Иванович скончался в 1917 году, завещав свое собрание Киеву как будущий общедоступный музей. Его вдова, оберегая художественные сокровища среди бурь и опасностей гражданской войны, сумела выполнить последнюю волю мужа, и в 1919-м музей был открыт. Впоследствии он пополнялся другими работами, но коллекция Ханенко осталась его основой.
Любопытный сюрприз ожидает тех, кто заглянет во двор музея. На тыльном фасаде обнаруживаются монументальные художественные композиции – «Мать», «Сердце Данко», «Ветка каштана», «Голубь мира» и др. Их автор художник Василий Овчинников до 1978 года был директором музея и создавал свои произведения для украшения двора в свободное время и за собственный счет.
«Алло!» по-киевски
В доме № 17, выстроенном в 1875–1878 годах архитектором Владимиром Николаевым, несколько лет жил крупный инженер, разработчик новых моделей паровозов и организатор железнодорожного транспорта Александр Парфентьевич Бородин. Он активно участвовал в деятельности местного отделения Русского технического общества, регулярно демонстрируя коллегам новые изобретения. Порой заседания общества проходили прямо у него на дому. Однажды (дело было в 1880 году) Бородин поразил киевских технарей одним из первых в нашем городе телефонных аппаратов – дал, что называется, потрогать, повертеть и даже позвонить с этажа на этаж.
Выразительной деталью дома доныне остается металлический навес над крыльцом, характерный для старых киевских зданий. По Терещенковской, 17 теперь действует восточный отдел Музея искусств им. Ханенко.
Чем привлекает улица покупателей?
По словам директора АН Park Lane «На Театральной» Андрея Игнатенко, улица Терещенковская уникальна: она застроена преимущественно дореволюционными домами, из которых большая часть – нежилые помещения (музеи, Союз ветеранов и другие). Условно ее можно разделить на две части, одна из которых расположена рядом с излюбленным местом отдыха киевлян и гостей столицы – парком им. Т. Шевченко.
«Новостроек на Терещенковской нет, среди наиболее интересных жилых домов – дома №№5, 7, 13, 21. К примеру, дом под номером 5 был построен в 30-е годы прошлого века для советских писателей, деятелей науки и политической элиты. Это нетипичная «сталинка», в ней находятся большие, просторные квартиры с высотой потолков 3,3 метра. На сегодняшний день стоимость 1 м2 в этом доме 4-5 тыс. долларов в зависимости от уровня ремонта и меблировки», – рассказывает Андрей Игнатенко.
Особняк №13 был возведен до революции, его окна выходят на парк им. Т. Шевченко. Стоимость апартаментов в этом доме обойдется в 5 тыс. долларов за м2.
Что касается нежилого фонда, то на сегодняшний день на Терещенковской предлагаются объекты как для аренды, так и для продажи. Средняя стоимость 1 м2 коммерческого помещения варьируется в рамках 4-4,5 тыс. долларов за м2. Аренда будет стоить от 20 до 45 долларов за м2 в месяц.
Номер 13 -- дважды подросший
На месте современного дома № 13 с 1875 года стояло трехэтажное кирпичное здание. Строил его все тот же Владимир Николаев, а владельцем был помещик Павел Липко-Парафиевский (между прочим, один из первых пропагандистов нудизма в Киеве). В дальнейшем дом был выкуплен Николой Терещенко, оставившим эту недвижимость в наследство дочери Ольге. Но затем участок перешел в собственность Варвары Ханенко, и в 1913–1914 годах по заказу супругов Ханенко вместо прежнего дома было сооружено громадное семиэтажное доходное здание, образовавшее двор-каре. По замыслу владельцев, доходы от аренды квартир должны были способствовать пополнению их коллекции.
Дом № 13 со временем был признан памятником архитектуры. Но это не помешало неким оборотистым дельцам буквально на наших глазах надстроить его еще одним этажом и мансардой, в результате чего облик здания-памятника существенно изменился.
Источник http://www.interesniy.kiev.ua
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/279399.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua