Секреты долгожителей из Абхазии

28 янв, 16:44

Почему у одних народов продолжительность жизни заметно выше, чем у других? Можно ли, отвечая на этот вопрос, ограничиться дан­ными о географических особенностях территории или о генофонде? Ученые предпочитают изучать проблему в комплексе. Именно такую задачу попытались решить американские и советские специалисты, которые некоторое время назад совместно исследовали феномен абхазского долгожительства.

 

Американка Сула Беннет постаралась понять, в коей мере образ жизни абхазов и характер их социальных отношений влияют на продолжительность жизни

 

Образ жизни, при котором система господствующих ценностей никогда не подвергается сомнению, способствует уменьшению количества стрессогенных ситуаций и недоразумений. Кроме того, существование неписаного кодекса правил поведения, которому подчиняются как старые, так и моло­дые, значительно снижает вероят­ность конфликтов между разными поколениями.

 

В ходе моих бесед с абхазами я про­сила их перечислить возможные в жизни стрессогенные ситуации в порядке уменьшения их значимости. Ответы были удивительно сходны. После смерти члена семьи самая страшная вещь, которая может слу­читься, — это когда родители, в осо­бенности отец, отрекаются от своего ребенка и запрещают ему переступать порог родного дома. Вслед за этим по степени серьезности стрессовых ситуаций следует оскорбление, нане­сенное родителям, особенно отцу. После этого следует оскорбление, нанесенное жене. К моему удивлению, очень редко кто упоминал о личном оскорблении, как если бы оно никогда не имело место. На вопрос анкеты: «Что бы стал делать опрашиваемый, если бы встретил человека, стремяще­гося к спору и ведущего себя при этом оскорбительно?» — 69% опрошенных ответили, что они просто отошли бы от него.

 

Большое внимание уделяется семейной чести. Когда семейная честь в опасности, это «все равно что рушится крыша». Внутренние семей­ные конфликты рассматриваются как менее стрессогенные. Есть основания думать, однако, что брак с человеком, воспитанным в рамках другой культу­ры, мог бы стать источником насто­ящих стрессогенных ситуаций из-за различий в жизненных ценностях и моделях поведения.

Для современного общества харак­терно стремление его членов к более высокому положению и успехам на жизненном поприще; при этом расхо­ждение между действительными воз­можностями человека и тем, что ожи­дает от него семья, часто вызывает чувство глубокого разочарования. В тех же случаях, когда жизненные планы не расходятся с возможностями их осуществления, когда человек продвигается по жизненному пути в соответствии с его способностями, стрессогенные ситуации случаются значительно реже. В некоторых обще­ствах общепризнанные престижные жизненные цели достижимы только для немногих избранных, результатом чего у многих является разочарование и, как следствие этого, глубокий стресс.

В противоположность этому требо­вания, которые предъявляет к себе абхаз, являются очень реалистически­ми. Традиционное общество или семья не оказывают на своих членов давле­ния, понуждая их добиваться высоких результатов, превышающих пределы их возможностей. В Абхазии редко можно встретить озабоченность по этому поводу или парализующий страх провала и неопределенного будущего. Абхазы не устанавливают для себя предельных сроков выполнения того или иного дела; срочность и безотлага­тельность проявляются только в кри­тических ситуациях. Дух соревнования, когда он имеет место, обычно связан с второстепенными областями деятель­ности, такими как развлечения, крас­норечие, спорт, танцы, музыка и т. д. Успех человека определяется количе­ством и влиятельностью дружествен­ных и преданных ему людей в соб­ственном доме, в роду и в обществе.

С появлением в каждой деревне школы очень большое внимание стало уделяться успехам в учебе. Поскольку ряд юношей и девушек продолжают учебу в высших учебных заведениях, чтобы стать врачами, агрономами, архитекторами, а поступление в вузы основывается на оценках знаний, успехи в этой области приобрели пер­востепенное значение. Мне много­кратно приходилось слышать, что низ­кие оценки, получаемые детьми в шко­ле, являются предметом серьезной озабоченности их родителей. Эта ситуация является предметом дискус­сий, а ее влияние на душевное здо­ровье предстоит проследить.

Обычаи, связанные с приемом пищи, меняются медленно, особенно в обществах с прочными традициями. Поколение за поколением абхазы едят одну и ту же пищу, приготовленную традиционным способом. Поэтому уро­вень физиологической адаптации очень велик. Дети, взрослые и старики придерживаются одной и той же диеты и не проявляют никакого интереса к незнакомой для них пище. Дело совсем не в том, что у них нет выбора и они должны ограничиваться только про­дуктами, производимыми в данном районе, — просто они любят свои тра­диционные блюда и не видят причин заменять их чем-либо  или разнообра­зить их.

Как для мужчин, так и для женщин, худощавая конституция тела счи­тается идеальной. Тучность связы­вают с нездоровьем. Абхазы говорят: «Человеку, который не знает объема своего желудка, часто приходится сты­диться самого себя». Пища откусы­вается очень маленькими кусочками и хорошо пережевывается. Абхазы счи­тают, что очень горячие или очень холодные блюда или напитки приносят вред, поэтому пища к столу подается тепловатой. Стол всегда накрывается в одни и те же часы, пища — обычно только самая сбежая. Считается дур­ным тоном рассказывать за столом грустные истории, поскольку это нару­шает спокойную, уравновешенную атмосферу, которая всегда царит в часы приема пищи. Возникнув в самом раннем детстве, эти привычки в при­еме пищи усиливаются во взрослом возрасте и остаются точно такими же, когда человек стареет.

Данные по ряду стран мира свиде­тельствуют, что получаемое от работы удовлетворение способствует долго­летию, и люди, удовлетворенные своей работой, как правило, живут дольше, и здоровье их лучше. Некото­рые исследователи склонны даже из всех признаков именно удовлетворе­ние работой считать важнейшей пред­посылкой долголетия.

В ходе своего занявшего 9 лет исследования долгожителей Абхазии профессор Сичинава очень подробно изучил их трудовые обычаи. В усло­виях колхозной системы члены обще­ства работали на началах сдельной оплаты. Исследованная профессором Сичинавой группа пожилых крестьян работала с производительностью, не превышающей 1/5 производительности молодых колхозников. Пожилые поддерживали свой темп, работали ровно и без ненужной суеты, время от времени останавливаясь отдохнуть на несколько минут. В работе они никогда не доводили себя до изнеможения и никогда не пытались превзойти соб­ственные возможности. В противопо­ложность этому молодые работали быстро, стараясь превзойти своих соседей.

Важно отметить, что пожилые абхазы ничуть не чувствуют себя обес­кураженными своими ограниченными силами и никогда не склонны состяза­ться с более молодыми членами кол­лектива. Тем не менее некоторые, пожилые колхозники умудрялись за год выработать поразительно большое число трудодней. Я спросила одного ; старого человека, не надоела ли ему монотонная полевая работа. Он был очень удивлен моим вопросом. «В конце концов, — сказал он, — это та работа, которую я знаю лучше всех других. Она мне не тяжела, и я люблю ее. Почему же я должен менять ее?»

В прошлом мужчины вступали в брак в относительно позднем возрас­те. Абхазы полагают, что для того, чтобы сохранить энергию в половой жизни, как и во всем остальном, необ­ходима самодисциплина и что регуляр­ные половые отношения должны начи­наться в более зрелом возрасте, потому что воздержание, по их мне­нию, продлевает потенцию и способ­ствует хорошему самочувствию. То, что при этом удовлетворение отклады­вается на будущее, рассматривается отнюдь не как удручающее обсто­ятельство, но скорее как многообеща­ющее ожидание предстоящих насла­ждений. Продолжение половой жизни до глубокой старости считается таким же естественным явлением, как сохра­нение хорошего аппетита и здорового сна.

Регулярность, свойственная абхаз­скому образу жизни, видимо, является главной причиной хорошего самочув­ствия людей. Постоянство ежедне­вного распорядка дня во всем, что касается еды, работы, половой жизни и досуга, должны уменьшать нагрузку на организм и, видимо, способствовать долголетию. Физиология человечес­кого организма не приспособлена к внезапным переменам. Способность к адаптации стареющего организма особенно ограничена. Это относится ко всем основным функциям, процессам жизнедеятельности и активности орга­низма: еде, сну, работе, отдыху, естественным отправлениям. Ритмич­ность всех этих жизненных процессов вносит несомненный вклад в состо­яние здоровья и способствует долголе­тию.

В обществах традиционного типа биологический ритм с самого детства служит тому, чтобы помогать индиви­дууму адаптироваться к требованиям существующей культуры. Исследова­ния условий жизни долгожителей Абхазии показывают, что они всю свою жизнь проживают в одном и том же месте, делают одну и ту же привычную им работу, в одно и то же время каждый день едят традиционную для них пищу. У людей преклонного воз­раста, которые по тем или иным причи­нам были вынуждены сменить привыч­ный для них образ жизни в деревне на городской, отмечаются неблагоприят­ные отклонения в состоянии здоровья.

Среди абхазов распространено представление, что долгая и плодо­творная жизнь — это нормальное явление, и старики это представление подтверждают. Старики-абхазы про­должают активно участвовать в Семейной и общественной жизни, сохраняя положительное самовоспри­ятие. Поэтому физические и умственные признаки старения оказывают на них гораздо менее пагубное влияние и не являются таким источником стрес­сов, как в обществах других типов.

 

Инф.wbc2t.ru


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/279714.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua