06 фев, 05:20
В Свято-Троицком соборе ранним утром свершалось моление. На правом клиросе пели студенты епархиальной духовной семинарии. Перед иконостасом возле открытой раки священник речитативом читал кондаки и икосы. Глухому голосу иерея смиренно внимали верующие, читался акафист святителю архиепископу Черниговскому Филарету Гумилевскому.
Среди всех архиепископов Черниговской епархии XIX ст. Филарет Гумилевский выделялся своей учёностью. Православному свету он знаком, прежде всего, как автор «Истории Русской Православной Церкви». О ней высоко отзывались современники, а энциклопедисты Брокгауз и Ефрон сравнивали её с «Историей Государства Российского» Н. Карамзина.
Как выдающегося учёного, автора многих научных работ по церковной тематике, его избрали своим действительным членом Императорское Общество Истории и Древностей Российских, Императорское Русское Археологическое и Географическое Общество. Он являлся почётным членом Копенгагенского общества Древностей, Московского и Харьковского университетов, Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. А Киевская духовная академия, почётным членом которой он тоже являлся, пожаловала ему степень доктора богословия. Своими капитальными трудами по истории Церкви, которые и в настоящее время являются актуальными, он показал, что российские богословы занимают достойное место среди европейских теологов.
Однако Филарет Гумилевский не разграничивал научную деятельность со служением Церкви Христовой. Провидению было угодно, чтобы он окормлял Рижскую, Харьковскую и Черниговскую епархии, при нём свет православной веры возгорелся в них с новой силой.
Родился будущий светоч Православия в Шацком уезде Тамбовской губернии (теперь Шацк — город Рязанской области), в деревне Лесное-Конобеево. Случилось столь знаменательное событие в семье священника Григория Афанасьевича Конобеевского 23 октября по старому или 5 ноября по новому стилю 1805 года. В этот день переполошил всё село колокольным трезвоном и заполошными криками юродивый Алексей. Он вещал, что родился великий человек, которому суждено прославиться на всю Русь. Однако сельчане не вняли его пророчеству и с досады, что зря потревожил, побили блаженного.
В крещении новорожденного назвали Дмитрием, в память святого великомученика Димитрия Солунского.
Мальчик рано стал посещать церковные службы, которые отправлял в сельской церкви его отец, и, обладая хорошей памятью, выучил их назубок. А как-то со своей набожной тёткой посетил Саровскую пустынь и встретился со старцем Серафимом (Саровским), который благословил юнца и предрёк ему большое будущее.
В семь лет родители отправили сына в Вышинский монастырь, находящийся в 25 километрах от Шацка. Два года строгой монастырской жизни в постоянном молитвенном бдении и неуклонных постах привили юной душе смирение, породили любовь к отшельничеству. Юный Дмитрий уверовал в уготованную ему Вышним стезю и решил связать свою жизнь с Церковью. Получив родительское благословение, он поступает в Шацкое духовное училище, потом продолжает духовное образование в Тамбовской семинарии.
Над небольшим росточком семинаристом подтрунивали однокашники и в шутку называли его на латинский лад «гумилевским», что значит «низкий», «незнатный». Видимо, незлобивому нравом отроку прозвище пришлось по душе, потому что впоследствии заменило фамилию. Откуда насмешникам было знать, что со временем из этого паренька из глухой тамбовской деревни вырастет великий муж, который своими учёными трудами и неустанным молением во славу Божью прославит Русскую Православную Церковь.
Он не мыслит своей жизни вне Церкви Христовой, желает досконально знать её историю, воззрения её учителей и святых отцов. Поэтому после семинарии поступает в Московскую духовную академию. За годы учёбы зарекомендовывает себя даровитым, благоразумным студентом. Академию оканчивает весьма успешно (вторым в выпуске), получает степень магистра богословских наук и остаётся преподавателем церковной истории (июнь 1831 года). Затем переходит на кафедру Святого Писания и преподаёт богословие — комплекс дисциплин, взаимосвязанных с учением о Боге.
Строгий, аскетический дух христианских отшельников глубоко проникает в его душу, учась на последнем курсе академии, он решается стать монахом. Торжественный обряд пострижения совершает митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) и даёт новообращенному иноку имя в честь праведного Филарета Милостивого, которое носил сам. (Праведный Филарет Милостивый жил в Византии в восьмом веке и прославился своим нестяжанием).
И уже с этих пор Дмитрий Конобеевский стал величаться Филаретом Гумилевским, под этим именем и фамилией он навсегда вошёл в историю Русской Православной Церкви. Филаретом Гумилевским его узнали и запомнили верующие епархий, которыми он управлял.
Своей праведной жизнью Филарет Гумилевский снискал уважение среди духовенства, оттого совсем не удивителен стремительный взлёт его церковной карьеры. За несколько лет он проходит путь от простого монаха до архимандрита, становится инспектором, а потом ректором Московской духовной академии (14 декабря 1835 года). А позже становится ещё и настоятелем московского Богоявленского монастыря.
«Между учеными архимандритами первое место занимает ректор академии Филарет, молодой летами, но весьма сведущий, скромный и постник, умевший внушить к себе уважение», отзывались о нём близко знавшие его люди. Став ректором академии, он затеял выпуск «Творений святых отцов в русском переводе», а также академического журнала «Прибавления к творениям святых отцов». Выдающаяся деятельность Филарета Гумилевского на посту ректора не остаётся незамеченной, за усердную службу его представляют к ордену св. Анны второй степени (1839).
А через два года Филарета Гумилевского возводят в сан епископа и направляют на Рижскую кафедру, одновременно он становится викарием Псковской епархии. Здесь он блестяще проявляет себя как талантливый администратор и проповедник. При нём в Прибалтике во многажды увеличилось число приходов (с 6 до 98). А благодаря его дару красноречия (он прекрасно владел немецким языком), почти 114 тысяч крестьян перешло из протестантской в православную веру.
Об этом сохранилось убедительное свидетельство профессора Дерптского университета М.А. Розберга. «Это зрелище (перехода крестьян в православие – авт.) не только возвышает и трогает, но и являет собой торжество православной духовности, ибо это не нарушители, не полудикие язычники, не униаты, ближе стоящие к русской Церкви, но протестанты, три столетия находившиеся под влиянием красноречия образованных лютеранских священников».
Бурно взросшие на прибалтийской земле семена православной веры вызвали неприязнь лютеранского духовенства. И пришлось епископу Филарету ратоборствовать со своими недругами, стойко ограждая православную веру и своих прихожан от недружественных козней и наветов.
Эта неравная борьба послужила причиной его перевода на Харьковскую кафедру (ноябрь 1848 года). И здесь, благодаря его неустанным заботам, оживает православная жизнь. Становится женское епархиальное училище, строится новое помещение духовной семинарии. Признавая его заслуги, именно Харьковский университет первым в России избирает его своим почётным членом (1852). Здесь же, на Слобожанщине, он получает сан архиепископа (1857).
Последние семь лет своей жизни архиепископ Филарет Гумилевский окормляет Черниговскую епархию (1859-1866). Для древнейшей в Малороссии епархии его деятельность стала днями расцвета. На черниговской земле в полной мере раскрылся его управленческий талант, а запущенных дел в епархии было много. «Нерешённых дел консистории оказалось до 1000. Между тем каждый день поступает до 30-40 просьб. К тому же и делать дела по консистории некому, все люди старые, дряхлые. Коротко сказать: некогда задумываться. Против Харькова втрое дел епархиальных”, пишет архиепископ Филарет своему знакомому. К тому же черниговское духовенство не отличалось благочестивой жизнью. «Сутяжничество, лёгкое отношение к своим обязанностям и слабая забота быть добрым примером для окружающих чуть ли не составляла тогда общую его черту”, свидетельствовал современник.
И владыка Филарет ревностно принялся за преобразования. Заботится о благосостоянии черниговской духовной семинарии, которая основательно пришла в упадок, как духовно, так и материально. Показателен в этом отношении случай, когда проездом в Чернигове побывал император Александр II с супругой Марией Александровной (1857). Семинаристам, по причине бедности их одеяния, запретили показываться в городе, чтобы не дай Бог, не попались на глаза августейшим особам.
Первым делом он уволил ректора семинарии, а на его место назначил молодого архимандрита Евгения (Шерешилова). Когда Синод отказался выделить средства на ремонт семинарии, владыка Филарет обратился за помощью к духовенству и мирянам. Деньги собрали быстро, на них возвели новый каменный корпус и отреставрировали старые семинарские здания. (Теперь в бывшей духовной семинарии находится военный госпиталь). За свои деньги владыка перестроил находившуюся при семинарии церковь князя Михаила Черниговского и боярина Фёдора.
А чтобы учебный процесс в семинарии проходил на должном уровне, владыка привлекает к преподаванию лучших учителей, старается улучшить их материальное положение. “Пока не иссякнут средства Черниговской кафедры, отпускать из неокладных сумм ея в пособие наставникам 960 руб. серебром в год, то есть по 80 руб. рублей на каждого”. А позже добился разрешения Синода ежегодно отчислять из церковных доходов 4,5% на повышение содержания преподавательского состава. Заботясь о духовном развитии семинаристов, он открывает для них библиотеку, в которую поступился своими сочинениями. И завещает семинарии свою библиотеку, насчитывающую 1752 тома, стоившие не менее 6000 рублей, немалая по тем временам сумма.
А для детей духовенства отдалённых районов епархии владыка Филарет открывает духовное училище в Стародубе. Заботясь о женском духовном образовании, на добровольные пожертвования и свои деньги открывает женское епархиальное училище (1 января 1866 года), которое незадолго до революции 1917 года назвали его именем. Радеет об укреплении православной веры и распространении грамоты среди своей паствы. Если раньше в епархии действовало всего 20 церковно-приходских школ, в которых обучались дети небогатых сословий, при нём количество их увеличивается до 848.
Владыка Филарет заботится, чтобы церковно-приходские школы были обеспечены учебниками, и подарит им 200 книжек из своей библиотеки. А также распоряжается закупить буквари на малороссийском наречии и много других книг, чтобы «разослать к благочинным для раздачи лучшим ученикам и ученицам приходских церквей”.
Заботясь о духовенстве, владыка Филарет учреждает особое попечительство, призванное выплачивать пособия нуждающемуся в нём духовенству, сиротам и вдовам священников. Даёт распоряжение организовать епархиальную эмеритальную кассу (для начисления дополнительных пенсий вышедшим на покой священнослужителям), открывшуюся уже после его смерти.
Много силы и старания отдаёт архиепископ Филарет обновлению черниговских соборов, Елецкого и Троице-Ильинского монастырей. Устраивает при монастырях типографии, организовывает завод по производству свечей. По праву его детищем считаются «Черниговские Епархиальные Известия», печатавшиеся полвека в губернской типографии (1861-1911).
Однако за своими неустанными повседневными делами владыка не забывает и свою научную деятельность, пишет «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», описывает черниговские монастыри и соборы. Здесь нужно заметить, что список научных трудов архиепископа Филарета весьма обширен, насчитывает 143 работы, однако, как считают специалисты, — неполный. Большинство документов из архива архиепископа было утрачено ещё в конце XIX века. В настоящее время три дела из архива находятся в Национальной библиотеке Украины (НБУ) имени В.И. Вернадского.
Неустанные старания Его Высокопреосвященства архиепископа Черниговского Филарета Гумилевского не остались втуне. За выдающиеся успехи на ниве духовной его представляют к ордену святого князя Александра Невского (1866).
Летом 1866 года южные уезды Черниговской губернии охватила эпидемия холеры. И владыка Филарет, несмотря на отговоры, решается навестить охваченные столь опасным поветрием свои владения, чтобы ободрить упавших духом людей. Пребывая в самом очаге тяжкой болезни, он заразился и слёг, всю ночь чувствовал себя крайне плохо, а ранним утром 9 августа преставился. Произошло это печальное для черниговской паствы событие в Конотопе. Как повествуют, после его смерти эпидемия холеры в Черниговской губернии прекратилась.
Девять дней верующие шли крестным ходом от села к селу, сопровождая траурную колесницу с телом своего архипастыря, и так 180 вёрст от Конотопа до Чернигова. Погребли Филарета Гумилевского в Черниговском Свято-Троицком соборе, под спудом алтаря в архиерейской усыпальнице.
По завещанию Филарета Гумилевского весь его архив достался Черниговской духовной семинарии, а своё имущество и деньги он завещал Хорошевскому девичьему монастырю, находящемуся недалеко от Харькова (теперь не существует), сиротам Тамбовской семинарии и родственникам. Не забыл он и Харьковское духовно-сиротское училище для девиц: позволил ему издавать свои сочинения и переводы, а полученные за них гонорары использовать на свои нужды.
Даже после своей смерти он желал быть достойным своего духовного покровителя Филарета Милостивого, поступавшего в своей жизни так, как проповедовал апостол Павел: «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт… ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор 9:6–7).
Филарет Гумилевский оставил светлую память среди духовенства и своей паствы. В Глуховском духовно-сиротском училище для девиц была учреждена стипендия его имени, стипендиантки даже получали его фамилию «Гумилевская». А журнал «Черниговские Епархиальные Известия» в память своего основателя стал ежегодно выделять из своих доходов благотворительную помощь Черниговской духовной семинарии в размере 150 рублей.
И вот почти через полтора столетия, 25 октября 2009 года, в черниговском Свято-Троицком кафедральном соборе прошла Божественная литургия, на которой епископа Русской Православной Церкви, архиепископа Черниговского Филарета Гумилевского торжественно прославили в лике святителя. Возглавил её Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). На службе присутствовали иерархи Украины, Беларуси, России и множество духовенства. При большом стечении верующих архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий огласил решение Синода УПЦ о причислении Филарета Гумилевского к лику местночтимых святых, а епископ Святогорский Арсений зачитал его житие.
И теперь каждое утро по вторникам и пятницам у новой раки святителя, установленной перед иконостасом рядом с правым клиросом, читается в его память акафист.
Днями поминовения святителя Филарета Гумилевского стали 9/22 августа (день кончины) и 12/25 октября (день прославления).
Инф.gorod.cn.ua
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/280800.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua