16 фев, 05:15
Эта поездка состоит из двух частей – духовной и светской. Начинается она с посещения действующего монастыря в селе Водяное Змиевского района.
Автобус покидает пределы города Харькова, и следующий населённый пункт по трассе – посёлок Безлюдовка. Судя по его названию, на момент основания его население было не очень велико. Но, тем не менее, в старину существовал чёткий критерий, как отличить село от деревни, или по-украински хутора. Очень просто, если в населённом пункте существовал храм, то это село; нет, значит, хутор. А если кроме храма есть ещё и крепость, то это уже город, хотя во многих тогдашних городах население не превышало одной тысячи человек.
Храм в старину для людей выполнял функцию и клуба, и общественного центра, и кинотеатра, и просто общественного места. Для людей это было всё средоточие общественной жизни. Поэтому в любом, даже самом маленьком, населённом пункте первое, что строилось – был храм.
По дороге к Водяному мы проедем мимо двух храмов – Безлюдовского и Васищевского.
И после этого, преодолев пойму реки Уды, попадаем в село Водяное. Издавна существует традиция ставить Божьи храмы на самых красивых местах. На Слобожанщине это, как правило, высокий правый берег реки, утопающий в зелени горы, на или под которой стоит храм. Такова Киево-Печерская Лавра, такова Святогорская Лавра, и также под горой стоит Борисоглебская обитель.
Храм сей сравнительно молод. В начале двадцатого века его, как приходской храм, построили при содействии профессора Харьковского императорского университета Фёдора Зеленогорского и местной помещицы Серафимы Ключарёвой. Исполнив своё земное предназначение (храм был освящён в 1905 году) оба его строителя покинули наш мир. Могилы их расположены здесь же, во дворе храма.
Но недолго звучало в сим храме слово божье. Во всём Змиевском районе из 78 храмов, находившихся в нём до революции, уцелели только два. С приходом советской власти он был закрыт, и для помещения не нашлось лучшего применения, как использовать его под склад химикатов. С тех времён здание храма испытывает серьёзные проблемы, связанные с засолением кирпичной кладки. Но духовная жизнь здесь всё-таки возродилась.
Свято-Борисоглебский женский монастырь был утверждён Священным Синодом Украинской Православной Церкви 15 апреля 1997 года. За два года до этого, находящийся в полном убожестве и запустении храм Святых страстотерпцев Бориса и Глеба стал возрождаться для будущей обители.
За короткий срок выросли жилой келейный корпус, множество хозяйственных построек, кухня, просфорная, облагорожен и украшен двор.
Легендой монастыря является гнездо аистов, расположенное рядом с монастырём. Как говорят сами монахини, аисты настолько привыкли к распорядку жизни монастыря, что когда один раз служба задержалась, начали проявлять беспокойство.
Особой духовно-благодатной вехой в жизни обители явилось дивное событие, через которое, по словам Высокопреосвященейшего Владыки Никодима «Господь обновляет наш разум, сердце и волю своим Божественным снисхождением».
20 июля 1997 года, в воскресный день, во время Божественной литургии, чудесным образом обновилась старейшая икона Спаса Нерукотворного. Икона заблистала ярким золотистым светом, вырисовался чётче Образ Спасителя, по бокам стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. От иконы в течении пяти дней изливалось неземное благоухание.
У этой иконы непростая судьба. Во время войны она находилась в одном из домов в селе Красная Поляна, расположенном неподалёку. Когда в село вошли фашисты, икону спрятали в погреб. За сотрудничество с партизанами село было полностью сожжено, а икона, завёрнутая в тряпицу, осталась, хотя и была сильно закопчена, несмотря на то, что хата сгорела дотла.
Священный Синод УПЦ(МП) 28 октября 1997 года постановил считать обновлённую икону Спаса Нерукотворного чудодейственной, и праздновать это событие 20 июля. Владыкой Никодимом была составлена служба и акафист Всемилостивому спасу, который читается в монастыре ежедневно.
Поклониться Чудотворной иконе, помолиться о здравии и спасении приезжает в монастырь множество благочестивых христиан, находящих тёплый и радушный приём у настоятельницы и боголюбивых сестёр, коих в Обители около пятидесяти. На территории монастыря есть колодец, расписанный евангельскими сюжетами, дающий освящённую, обладающую целебными свойствами воду. Монастырь продолжает строиться. Сёстры проводят время в молитвах, возделывая огороды, ухаживая за пасекой и разной живностью.
После монастыря мы посетим краеведческий музей в городе Змиёве, один из рядовых музеев на Харьковщине. Его экспозиция начинается с краткого обзора об уроженцах Змиевского района, которые в жизни чего-то достигли, о змиевском гербе. Далее нам расскажут об орудиях труда человека каменного века, об основании города Змиёва, покажут выставку орудий труда времён Киевской Руси. Далее в экспозиции и картинная галерея местных художников, и предметы быта XIX века, среди которых представляют интерес ткацкий станок и примитивная пилорама. Далее мы пройдём в зал, посвященный Великой Отечественной войне, и зал предоставленный для поделок местных мастеров.
Из представленных тут картин интересны картины XIX века, запечатлевшие крушение царского поезда в Спасовом Скиту в октябре 1888 года, и сам Спасов скит, относившийся к Святогорскому монастырю. Часовня Спасова скита в период разрухи советского периода. Легендарная Казачья гора в изображении местного художника.
Далее наш путь проляжет в Коробовы Хутора. Это бесподобное по своей красоте место, здесь ещё до революции начала осваивать Харьковская знать. Несмотря на бездорожье, сюда приезжали люди, и строили здесь себе дачи. Моста через Донец, по которому мы сейчас будем проезжать, ещё не было. Дорога на Коробов Хутор проходила по правому берегу, по очень гористой местности, через село Гайдары. С Гайдарами связано детство известного в советские времена детского писателя Аркадия Голикова. Несколько лет он здесь жил целое лето, пас овец, и настолько ему эти места понравились, что когда он решил себе взять себе псевдоним, то не задумываясь он назвался Аркадий Гайдар. Перед пересечением с рекой справа от нас виден высокий холм, носящий по сегодняшний день название «Змиев курган». На нём в ещё домонгольское время находился древнерусский город. По преданию именно на этом холме сидел Змей Горыныч и созерцал окрестности. Раз в год к нему приводили в качестве дани молоденьких девушек. И принимая их в дар, он приговаривал: «гай дары… гай дары…». По другой легенде именно здесь произошел бой с Кириллом Кожемякой, в которой Змей был повержен, и убегая, Змей пропахал отсюда до самого синего моря так называемые Змиевы валы. На сегодняшний день Змиев курган перекопан археологами, и вряд ли что-нибудь там можно найти, но как и в каждом приличном древнерусском городе там осталась система подземных ходов.
Затем мы пересекаем Северский Донец. В селе Задонецкое представляет интерес ресторан «Капитан Морган», оформленный в пиратском стиле.
С Белым озером связана одна из самых красивых и романтических легенд здешних мест. Когда над Змиевским казачьим монастырём сгустились тучи, казаки приняли меры для того, чтобы сокровища монастыря не достались царским войскам. Золото, которого было очень много, закатали в бочки, и в этих бочках спрятали в близлежащем лесу, а серебро, которого было ещё больше, в бочки закатать не успели, и просто ссыпали его в Белое озеро. По этой легенде озеро после этого побелело. Кстати недавно химиками Харьковского университета имени Каразина был проведен химический анализ воды Белого озера. Согласно данных, полученных при этом анализе, в воде озера содержание серебра вдвое превышает аналогичный показатель в воде Северского Донца. Так что есть информация к размышлению. Кстати с тех времён над старым дном образовался слой ила толщиной около пяти метров. Все попытки при помощи самого современного водолазного оборудования докопаться до серебряного слоя пока ещё ни к чему не привели.
Мы подробнее остановимся на истории Свято – Николаевского казачьего монастыря. Монастырь этот входил в структуру Запорожской сечи, и играл в ней роль своего рода дома престарелых. Здесь собирались казаки, получившие ранения в боях, а так же достигшие преклонного возраста. В казацкий период монастырь играл оборонительную роль, монахам часто приходилось вступать в стычки с татарами. Вдоль Донца проходил торговый путь, и казаки – монахи его охраняли.
Но во время ликвидации Запорожской сечи царь решил ликвидировать казачью вольницу, полностью уравняв украинские земли с российскими. Казакам было предложено либо влиться в регулярную армию, преобразовавшись в гусарские полки, либо сложить оружие и превратиться, по сути, в крестьян. Терпеть на своей территории воинские формирования, не подчиняющиеся центральному правительству, не станет ни одна страна. Сейчас это событие трактуется по-разному по обе стороны российско-украинской границы. Но действия царского правительства по ликвидации сечи были вполне логичными.
Под непосредственным руководством фаворита императрицы Екатерины II светлейшего князя Потёмкина Таврического началось освоение украинских земель, ставившее своей целью их полное слияние с великорусскими землями. На берегу Днепра началось строительство новой, южной, столицы империи города Екатеринослава, название которого говорит само за себя. Естественно, Запорожское казачество не вписывалось в концепцию новой единой страны. Слободские полки были упразднены, а на их территории были созданы губернии, как и по всей России. Запорожская сечь была разогнана, естественно монастырям жить оставалось недолго. Монастырь, к слову, был небедным. К тому же монахи, которые по сути были воинами, после того, как край наш потерял оборонительное значение стали потихоньку грабить проезжавших мимо купцов. Естественно, такой расклад не устраивал царское правительство. Царица Екатерина лично подписала указ «стереть с лица земли это змиево логово».
Перед тем, как уничтожить монастырь, в него под видом старца пришёл сам Григорий Потемкин. Лицо его было обезображено, да и эра фотографии тогда ещё не наступила, посему узнать его монахи не могли. За полгода жизни в монастыре князь Потёмкин разведал всю инфраструктуру монастыря, то есть подземные хода, подходы и так далее. Ну а завершилось взятие монастыря победой царских войск и уничтожением монастыря.
Некоторое время, отражая нападение царских войск, казаки, они же монахи убедились в бесполезности сопротивления. Воспользовавшись одним из подземных ходов, они попытались выйти в лес, и по этому лесу уйти в сторону Гомольши с тем, чтобы затеряться в лесу. Но в районе поляны, которую мы с вами только что проходили, казаков уже ждал отряд царских войск. Сдаваться было не в правилах казаков, и они предприняли отчаянную попытку спастись – прыгнуть с горы в Донец. Если сегодня высота горы около шестидесяти метров, то в те времена она была около восьмидесяти метров, иными словами высота нынешнего семнадцатиэтажного дома. Если вы неудачно прыгаете с обрыва в воду и ударяетесь о неё животом, то испытываете не самые приятные ощущения. А представьте себе прыжок с такой высоты. Шансов остаться в живых у защитников монастыря практически не было, тем более что ниже по течению находился ещё один кордон царских войск. Из участников той битвы не уцелел практически никто.
Сами монастырские здания были ликвидированы ещё в екатерининские времена. На месте монастыря находятся его развалины, над которыми в советское время был построен магазин.
Сейчас на месте монастыря и на Казачьей горе установлены кресты с памятными надписями.
Дорога на гору проходит по живописной лестнице, мимо памятника советским воинам. Во время войны здесь было жесточайшее сражение.
С казачьих времён высота горы уменьшилась, со временем она осыпается. Наряду с видом с горы Кременец в Изюме вид с Козачей горы считается красивейшим в области.
Для желающих предусмотрено катание на катере по Донцу. Реку в девственном виде, как она выглядела до цивилизации, видели далеко не все. Маршрут проходит мимо Казачьей горы, но только снизу. Пейзажи реки бесподобны по своей красоте, мы даём их без комментариев.
Инф.excurskharkov.narod.ru
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/282367.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua