С чего начинает свою историю Свято-Борисо-Глебский женский монастырь (Харьковщина)

17 фев, 02:15

Свято-Борисо-Глебский женский монастырь начинает свою историю со строительства храма во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Строительство указанного храма было начато во второй половине XIX века  на средства местной барыни Ключаровой Серафимы Николаевны и пофессора Харьковского Императорского университета Фёдора Александровича Зеленогорского, предположительно по проекту архитектора Немкина Владимира Христофоровича.

 

Возведенный на высоком холме на трассе Харьков – Змиёв, храм прекрасно воспринимается с большого расстояния, подчёркивает ландшафт, дополняя его вертикальным акцентом. Построен он на месте существовавшей с 1819 года деревянной церкви Бориса и Глеба с использованием моментов византийской архитектуры.

 

Одноглавая, крестообразная в плане одноаспидная церковь, соединена с двухъярусной колокольней. Второй ярус последней, решённый в виде легкой восьмигранной ротонды, вырастает из прямоугольного в плане объёма первого радиуса. Пространство церкви перекрывается кирпичными сводами. Внешняя оболочка купола, покоящегося  на восьмигранном барабане, выполнена в деревянных конструкциях и покрыта железом. Стены выполнены из неоштукатуренного красного кирпича.

 

 В интерьере сохранились росписи начала ХХ века, представляющие  определённую художественную ценность.

 

Со слов старожилов, строительство храма длилось долгие годы. Роспись храма была поручена местному художнику – самоучке, служащему у боярыне Ключарёвой. Расписывал он этот храм около 25 лет, и умер, не закончив работы. На время работы были приостановлены, затем возобновлены, и окончательно строительство храма было закончено в 1905 году.

Свято-Борисо-Глебский храм, как с внешней, так и с внутренней стороны не является большим строением. Не является храм и слишком высоким. Ему свойственна компактная пластичность. Некоторую приземлённость и массивность храма смягчает сравнительно невысокая колокольня.

В архитектурном плане Свято-Борисо-Глебский храм является отпечатком почти забытого византийского стиля кресто-купольной формы сооружения. Однако этот храм не полностью представляет византийский стиль, в нём сохранены черты традиционной древнерусской культуры.

По мнению специалистов Свято-Борисо-Глебский храм, в общем, в архитектурном стиле – элегантен, в нём нет ничего схематичного, вычерченного. Храм подобен органическому существу в своей энергичной и мощной пластике. Такая оценка специалистов свидетельствует о профессионализме и вкусе устроителей Свято-Борисо-Глебского храма.

В 1906 году и устроительница храма барыня Ключарёва и профессор Зеленогорский закончили свой земной путь, и оба были похоронены на территории недавно отстроенного храма, о чём свидетельствуют надгробные плиты.

В годы гонений надгробные плиты были выброшены на свалку, найдены при строительстве обители и установлены справа от алтаря с наружной стороны храма.

После революции 1917 года в Свято-Борисо-Глебском храме продолжалось богослужение до 1932 года. Последним, кто вёл богослужение до разорения храма, был священник отец Афанасий, который проживал в сторожке рядом с храмом. В годы гонений сторожка, подвал, относящийся к храму, ограда из красного кирпича были снесены. В том же 1932 году были сняты пять колоколов, при снятии один из них – самый большой – упал и разбился, остальные были увезены.

На территории храма, в нынешнем здании трапезной и кухни была церковноприходская школа, закрытая при закрытии храма.

Во время Великой Отечественной Войны в этой местности проходила линия фронта. На стенах храма и ныне видны пулевые воронки. В 1942 году на короткое время были возобновлены богослужения в храме. Вёл их священник отец Емельян, у которого основной приход был в Боровом. В 1943 году храм был вновь закрыт.

Долгие годы храм был в полном запустении. Он был превращён в склад, где хранились минеральные удобрения, мел, стройматериалы и прочее.

В 1984-1985 годах председателем Харьковского облисполкома Бездетко А.П. было дано указание председателю Змиевского райисполкома Белашову П.И. взорвать храм. Указание было спущено ниже, председателю совхоза «Третий решающий» (название совхоза) Грещуку В.П., который, побеседовав с местным населением, отказался выполнить указание. Мотив отказа был следующий: православные христиане, бывшие прихожане Свято-Борисо-Глебского храма, утверждали, что за содеянное зло (взрыв храма) обязательно последует кара Божья, и речка, протекающая близ храма, затопит всё село. Это возымело действие: храм уцелел, указ был отменён. Так Господь сохранил Свято-Борисо-Глебский храм для будущей обители.

Храм продолжал оставаться в запустении и использоваться под склад до 1991 года.

В 1991 году делается первая попытка реставрации и открытия храма. По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима настоятелем Свято-Борисо-Глебского храма по совместительству был назначен священник Александр (Таняшкин), имевший основной приход в селе Боровая.

Примерно через два года настоятелем Свято-Борисо-Глебский храма был благословлён отец Григорий (Луженцов), у которого основной приход был в Змиёве. В связи с тем, что у назначенных священников Свято-Борисо-Глебский храм не являлся основным приходом, восстановление и реставрация велись очень медленно.

В 1995 году по благословлению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима настоятелем Свято-Борисо-Глебский храма назначер иеромонах Севастиан (Щербаков). В этом же году отец Севастиан приступил, а в 1996 году завершил работы по реставрации храма во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. По завершению восстановительных работ высокопреосвященнейшим митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом отец Севастиан был возведён в сан игумена и благословлён на строительство первого монашеского корпуса.

15 апреля 1997 года Священным Синодом УПЦ был утверждён Свято-Борисо-Глебская женская обитель (монастырь), духовным пастырем которого благословлён игумен отец Севастиан. До официального утверждения монастыря обитель являла из себя религиозную общину. Первой насельницей храма была послушница Ирина (Мерлан).

По утверждению обители Священным синодом, первой настоятельницей монастыря стала игуменья монахиня Серафима (Санталова), игуменство которой длилось недолго. Вскоре настоятельницей обители была назначена монахиня Мария Магдалена (Кашкина). Сбор средств на развитие монастыря вёлся с первых дней назначения игумена Севастиана настоятелем храма.

Средства и помощь поступали от прихожан храма, от духовных чад отца Севастиана. Поступали средства и от личного сбора от населения. Несколько послушниц выезжали и уходили в разные города Украины, России, Белоруссии. Это был нелёгкий труд. Часто поруганные, униженные и оскорблённые, и в холод и в зной, и в дождь и в  ветер, хранимые Богом, они прошли от северных рубежей Украины до южных берегов Крыма и до Дальнего Востока в России. Это был подвиг.

На собранные и пожертвованные средства в 1997 году был построен и освящён первый монашеский жилой корпус для насельниц обители, восстановлено здание для трапезной и кухни, построены вспомогательные помещения и хозяйственный двор.

Усердные молитвы и старания по восстановлению и развитию Свято-Борисо-Глебской женской обители были отмечены Богом. Милость и благословение Божье монастырь ощутил вновь.

Так 18 июля 1997 года после проведения Божественной литургии и молебна в честь преподобного Сергия Радонежского, игумен Севастиан, выйдя из храма, водрузил свой крест в землю и сказал: «здесь будет колодец».

Приглашённые специалисты после тщательных исследований и измерений с удивлением вынуждены были подтвердить правильность выбора источника подземных вод. Но какое было удивление специалистов, когда выяснилось, что в этом месте, у храма, стекаются три ключа подземных вод. Вырытый колодец был освящён игуменом Севастианом.

К радости насельниц монастыря, паломников и мирян, вода этого Богом определённого колодца имеет не только освежающий, приятный вкус, ног она целебна. Удивительно также и то, что уровень воды в колодце не меняется.

Каждый может легко представить, что у монастыря большая потребность в воде: в приготовлении пищи, для различных хозяйственных работ, для полива посаженных клумб, первых угодий. Ранее в воде монастырь испытывал большую нужду и неудобства. Приходилось носить воду из села в вёдрах на коромыслах. Сейчас проблема с водой в прошлом. По мере необходимости она используется во всех потребностях монастыря, её берут паломники, приходят и боголюбивые миряне из села. Всем хватает. Позднее в благодарение к милости Божьей и по благословению игумена Севастиана харьковским художником Николаем Масемой был расписан колодец. Центральными росписями колодца являются изображения Евангельских повествований: «беседа господа Иисуса Христа у колодца с Самарянкой», святые страстотерпцы Борис и Глеб и образ нерукотворного Спаса. О нём дальнейший рассказ.

В воскресный день 20 июля 1997 года во время божественной литургии, которую вёл отец Севастиан, во время чтения Святого Евангелия, чудным образом обновилась старейшая икона образа Спаса Нерукотворного. Милость великую явил Господь к этой убогой, ничем, казалось, непримечательной, только что начинающей свою подвижническую жизнь обители.

Боголюбивая раба Божия Проскурина Александра Леонтьевна, проживающая в селе Красная Поляна Змиевского района Харьковской области, передала свою любимую семейную святыню 9 января 1997 года в храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

Как установлено позднее, икона эта древняя, византийского стиля иконописи, написана на деревянной доске. Досталась Александре Леонтьевне от родителей, то есть была семейной, родовой святыней.

Во время войны Александра Леонтьевна покинула село и дом, а для сохранности икону вместе с другими вещами опустила в погреб. После того, как военные действия отошли от Харьковской области, А.Л.Проскурина возвратилась в родное село, но от своего дома застала лишь руины и пожарище. Все вещи и икона в погребе сильно пострадали от пожара. И пожар, и неблагоприятные условия, в которых продолжительное время находилась икона, возымели своё действие: икона потемнела в некоторых местах до неузнаваемости, надписей не было видно вовсе, местами потрескалась и отслоилась.

Благовейно приняв пострадавшую святыню, игумен Севастиан поместил её в алтаре на горнее место. Более полугода ежедневные Божественные литургии совершались пред образом Нерукотворного Спаса.

Название иконы Нерукотворный Образ  Спасителя (Убрус) возвращает нас к древней истории, ко дням Мессианских проповедей  Иисуса Христа. В сирийском городе Эдессе  в те времена правил Авгарь, которого постигла страшная болезнь – проказа. Слух о дивных чудесах Спасителя распостранился по всей Сирии и дошёл до Авгаря. Не видя Христа, Авгарь уверовал в него, как в сына Бога, и через своего живописца Анания послал письмо Христу с просьбой разрешить ему написать изображение его Божественного Лика. Не имея возможности пробиться к нему через толпы народа к Христу, Ананий стал писать Образ Господа, но это ему никак не удавалось. Вдруг Спаситель сам подошёл к Ананию, желая ублажить веру Авгаря, захотевшего иметь его образ, попросил принести воду и убрус (полотенце), на котором отпечатался его Божественный лик.

Сей образ Ананий принёс правителю Авгарю, который с величайшим почтением и благовением принял необыкновенную святыню и с твёрдой верой в Господа, как в сына Божия, приложился к святыне и исцелился от постигшей его тяжёлой болезни.

 И вот накануне великого события 2000-летия Рождества Христова совершилось непостижимое человечеким разумом – Божественное и Чедодейственное обновление Пресвятого Лика Спаса Нерукотворного. В этот день, 20 июля 1997 года на Божественной литургии во время чтения святого евангелия и при открытых Царских вратах прихожане храма увидели в алтаре сияние золотистого света в виде вспышки и ощутили как бы дуновение воздушной волны. Обновление святой иконы увидели пономарь Пестунов Андрей и отрок Забродский, которые находились в алтаре. По их свидетельству икона заблестела ярким золотистым светом, после чего проступили ранее неразличимые надписи, чётче вырисовался облик Спасителя, позолота приобрела светлый вид, по бокам стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. От иконы начало изливаться неземное благоухание, наполнившее весь храм. Оно истекало обильно в течении пяти дней, затем стало ослабевать. Отмечая Божественное, непостижимое чудо обновления Митрополит Никодим сказал: «Посигая верою Божие благоволение к нам, можем ли мы не радоваться столь дивному событию, через которое Господь обновляет нам разум, сердце и волю своим Божественным снисхождением».

День 20 июля 1997 года стал особо чтимым днём в жизни обители. В этот день многие стремятся побывать в храме на Божественной литургии.

В 1-ю годовщину празднования Божественного обновления Образа собралось столько желающих, что храм не вмещал всех. Для того, чтобы присутствовать на литургии, слышать её, на улице под навесом был устроен летний алтарь.

Всего в монастыре 21 насельница во главе с настоятельницей – монахиней Марией – Магдаленой. 

Много трудится монастырь. Живёт в основном за счёт своих трудов. Любят насельницы всякую живность, которая живёт в их обители. Любят насельницы и аистов, поселившихся напротив храма. Аисты – особые птицы, они поселяются в благодатных местах.

Ежедневно, к концу вечернего Богослужения игуменом Севастианом, настоятельницей монастыря монахиней Марией – Магдаленой, насельницами обители, прихожанами храма совершается крестный ход вокруг храма с обновлённой иконой Образа Спаса Нерукотворного. И ежедневно эту процессию встречает семья аистов стоя.

По рассказам насельницы монастыря инокини Варвары, однажды вечерняя служба затянулась (по чину великого поста она была длиннее обычного), поэтому задержался и крестный ход. Оба аиста в обычное для Крестного хода время встали в своем гнезде и стали щёлкать клювами, напоминая клёкотом своим о времени проведения Крестного хода. Эти удивительные птицы, это малое творение Божье, не может уснуть, не увидев лика Творца своего – Образа Спаса Нерукотворного. Аминь.

Проникнись и ты, читатель, трудностями обители, помоги возрождению её, внеси посильную лепту. Милостивый Господь помилует тебя, не оставит без своей Благодати, сохранит тебя во всех путях твоих и воздаст тебе сторицею. «Не оскудеет рука дающего» - поётся в псалтыре. Начни помогать обители, и ты явно увидишь справедливость Божественных слов, увидишь, как поправятся твои дела: кому воздастся средствами, кому здоровьем.

Матерь Божья, Пресвятая Богородица, покрывающая святые обители, покроет и тебя от всякого видимого и невидимого чистым своим омофором.

 

 

Инф.excurskharkov.narod.ru


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/282484.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua