Мистическое ощущение вокруг памятника Шевченко (Харьков)

18 фев, 07:10

Два часа фотоcъемок, за которыми стоит десяток лет подготовительной работы фотографа Игоря Лаптева и журналистки Инны Можейко. Вид сверху и с тех точек, откуда памятник видели более 70 лет назад только его создатели, монтажники и несколько операторов во время открытия, Игорь Лаптев смог снять только в 2008 году, когда ему и Инне выделили на пару часов подъемник.

 

Так появилась выставка-фотохроника «Т.Г. Шевченко навеки в сердце первой столицы Украины», которая открылась ко Дню соборности в клубе «Гостиная на Дворянской».

 

— Иногда появляется мистическое ощущение, что шестнадцать фигур, окружающие памятник, — живые, — признается фотограф. — Малейшее изменение освещения и точки съемки — и их лица меняются. В чертах Катерины я видел в разное время и печаль, и суровость, и одиночество, и даже гнев.

 

К слову, актриса Наталья Ужвий, позировавшая для Катерины, как-то сказала: «Жутко становится от мысли, что тебя на свете не станет, а в бронзе останешься на века»…
На фигурах много следов осколков и пуль. Авторы нашли очевидцев, которые рассказали, что это немцы развлекались, стреляя по Тарасу из пистолетов.

 

Глумились над памятником и в 70-е годы ХХ века, рассказывает Инна Можейко. У студентов политехнического института была варварская традиция. Возвращаясь из стройотрядов с большими деньгами, они брали такси, платили водителю 30 рублей и объезжали памятник по кругу, а потом спиливали ленточки на бескозырке матроса. Укрепление их болтами не помогало (на фотографиях болты отлично видны), поэтому до сих пор матрос одет не по форме. Отсутствует и часть штыка у красноармейца. А вот зубцы на граблях у крестьянки в прошлом году были восстановлены.

А в последние годы памятник стал центром новой традиции. Сегодня можно увидеть, как ярко блестит бронза на ноге лежащего запорожца — это студенты, на счастье, трут его ногу. Еще один миф — чтобы у тебя все было хорошо, нужно найти колесо на памятнике.

— Существует много версий, кто является прототипом фигур памятника, — говорит Инна Можейко. — Например, человек с ружьем — это будто бы сотрудник аппарата ЦК КП(б)У, член комиссии по сооружению памятника Шевченко в Харькове Андрей Хвыля, позже репрессированный. Но документальных свидетельств о том, что Хвыля позировал Манизеру, мы не обнаружили.

А еще рассказывают, что для статуи комсомолки позировала пионервожатая харьковской школы № 25 Наталья Щетинина (Гордиенко). Мол, скульптор встретил спортсменку, комсомолку и отличницу в университетском саду — она работала там с детьми — и пригласил в свою мастерскую. Там, под неусыпным оком жены, Манизер измерил комсомолку и посоветовал учиться на натурщицу.

— Это хорошо, что памятник Шевченко становится основой для мифотворчества, — уверена Инна Можейко. — Значит, о нем думают, он людям нужен. А что может быть лучше для памятника?!

Кто автор композиции? Торжественное открытие состоялось 24 марта 1935 г. Авторы — действительный член Академии искусств СССР скульптор Матвей Манизер и доктор архитектуры профессор Иосиф Ланг­бард. На момент открытия памятник Т.Г. Шевченко был самой большой бронзовой композицией в СССР. Его высота — 16 метров (поэта — 5,5 м).

Матвею Манизеру позировали актеры харьковского театра «Березиль»: Наталья Ужвий («Катерина»), Сусанна Коваль (молодая крестьянка с граблями на плече), Амвросий Бучма (повстанец времен Колиивщины и крестьянин с камнем на плечах), Иван Марьяненко (старый запорожский казак — связанный, но не покоренный), Лесь Сердюк (молодой хлопец с косой в руках и крепостной со связанными руками).

 

 

Инф.excurskharkov.narod.ru


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/282499.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua