12 фев, 00:43
Вверх от шумного Майдана бегут несколько маленьких извилистых улочек. На одной из них – в переулке Шевченко – стоит деревянный дом под красной крышей. Небольшие окна выходят прямо на улицу, за высоким забором и массивными воротами – уютный двор и небольшой тихий сад. Именно такую картину рисует воображение, когда перечитываешь пьесы Старицкого о жизни киевских мещан прошлого века. Когда-то эта местность называлась Козье болото, а небольшой переулок – соответственно Козиноболотским. Вот здесь в 1846 году поселился 32-летний художник Тарас Шевченко, именем которого назвали и переулок, и дом, где он проживал.
Однако этот дом привлекает не только шевченкианой. Построил его мещанин Иван Иванович Житницкий в 1835 году, поэтому, возможно, это одно из самых старых зданий в Киеве... Через 11 лет после окончания Петербургской академии искусств в Киев приехал Тарас Шевченко. В 1845 году он уже работал в киевской археографической комиссии, но постоянного жилья так и не нашел. Как-то случайно Шевченко встретился с приятелем Александром Афанасьевым-Чужбинским, который подал идею поселиться в доме на Козьем болоте. Помещение пришлось приятелям по душе, поэтому в доме вместе с владельцем Житницким поселились Афанасьев-Чужбинский, Шевченко и его университетский товарищ, русский художник Михаил Сажин. Кстати, загадочным человеком был этот Сажин. Есть почти 40 автопортретов Шевченко, а вот портрета Сажина нет. «Воспоминаний о нем в самом деле мало, – рассказывает старший научный сотрудник музея Нинель Колоскова. – Известно, что он рисовал пейзажи, но не известны точные даты его рождения и смерти». Поэтому ученые в своих исследованиях этого киевского этапа жизни Тараса Григорьевича основываются на воспоминаниях Афанасьева-Чужбинского.
Щедрый модник
На первом этаже – единственная комнатка, куда не заходят посетители, а только ее осматривают, – здесь жил Шевченко. На столе – его личные вещи: трубка из слоновой кости, подарок друзей; куманец, сохранившийся со времен долгих мытарств в чужих краях, и деньги тех времен. Последние лежат здесь не просто для воспроизведения быта XIX века. Они служат экскурсоводам иллюстрацией к истории о щедрости Шевченко: «Как-то из окна этой комнаты он бросил нищему монету – полуимпериал. Это были большие деньги, и нищий не хотел брать такую милостыню, боясь, что его обвинят в краже», – услышала я во время экскурсии.
Не менее интересные экспонаты размещены по всему дому. В одной из комнат – семейная реликвия семьи Шевченко – картина «Казак Мамай» начала XIX века. В другой – чрезвычайно интересный рушник, с одинаковой вышивкой с двух сторон. Принадлежал он переяславскому врачу Андрею Козачковскому, тому самому, у которого Шевченко написал «Заповіт» в 1845 году, когда был тяжело болен. Среди личных вещей Шевченко – рубашка, подаренная сестрой Яриной во время его последнего посещения Киева в 1859 году, и элегантный белый полотняный костюм, в котором так любил фотографироваться Тарас Григорьевич. К слову, по свидетельствам современников, поэт-художник был большим модником, и тот стереотипный образ длинноусого деда в смушковой шапке и кожухе, созданный советской пропагандой, совсем не отвечал его натуре.
Переправа через Днепр
Всего в доме восемь комнат: шесть на первом этаже и две – в мансарде, где размещалась мастерская Шевченко и Сажина. Урбанистическому жителю современного Киева трудно представить себе, что благодатной весенней порой из окна мансарды можно было наблюдать разливы Днепра. Здесь хранится мольберт Шевченко и его стульчик-раскладушка, с которым он бродил по городу, воссоздавая на бумаге для нас, его потомков, киевскую старину.
В этом доме Шевченко прожил до ареста 5 апреля 1847 года... В тот день венчался его друг и единомышленник по Кирилло-Мефодиевскому братству Анатолий Костомаров, у которого Шевченко должен был быть боярином. Он как раз возвращался от седневского помещика Лизогуба, когда его арестовали на днепровской переправе. Как воспоминание об этом досадном моменте в жизни поэта в музее рядом с его солдатской рубашкой висит картина Сажина «Переправа через Днепр в вечернюю пору»...
Умер Тарас Григорьевич в 1861 году. А за год до его смерти вышел в свет его «Кобзарь». Пять экземпляров из этой серии хранятся в коллекции музея-мемориала. Это дарственные экземпляры, подписанные рукой поэта, – Яхненко, предпринимателю-сахаровару, спонсировавшему печатание сборника; Михаилу Чалому, биографу Шевченко; Ивану Сошенко, который ввел его в круг петербургских аристократов и интеллигентов.
Созданный в 1928 году благодаря украинскому архитектору-художнику Василию Кричевскому, шевченковский дом стал первым мемориально-литературным музеем. С этого времени экспозиция мемориала пополняется разными пожертвованиями и подарками гостей, которые среди прочего делились даже рисунками Шевченко. В 1969–1973 годах в доме провели большую реставрацию, а недавно спонсоры кое-что подрисовали, подкрасили, и теперь старокиевская усадьба выглядит как новая. Особенно хорошо здесь в весенне-летний период, когда можно выйти в цветущий сад, где растет шелковица со времен Тараса. Но основной наплыв посетителей приходится на Шевченковские дни – конец февраля и весь март, отмечает Нинель Николаевна. Стоимость билетов довольно символическая: 1 гривня – для детей и 2 гривни – для взрослых. Экскурсионная программа доступна также и для малообеспеченных слоев населения. За детскую группу из 15 человек надо заплатить 5 гривен, за взрослую – 10.
Источник Информации: БЕЗ ЦЕНЗУРИ
Автор: Надежда Миколайчук
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/282801.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua