23 фев, 22:50
Провинция – всегда осколок яви.
Где счастье-призрак людям только снится.
Мы горевать о будущем не вправе,
Пока во сне нам грезится столица.
В. Клименко
Основные его замечания: хотя это чеховский город, должен быть чеховский, но учащиеся редко посещают музей, так же как и учителя и интеллигенция. В школах забывают, вместе с русским языком и литературой, Чехова.
В Аргентине Чехов популярен, ведь там он занимает по постановкам и читаемости одно из первых мест.
Нет, Чехов не забыт в Сумах. Работает творчески и активно мемориальный дом-музей А.П.Чехова, расположенный на ул.Чехова. Еще есть дома, помнящие Антона Чехова. Это о них он сказал: «В этих заглохших усадьбах томятся души умерших красивых женщин». Уже нет парка «Швейцария», куда ранним утром пошел Антон Павлович, вместе с гостями, оставив нынешнему поколению афоризм: «парк такой, что плюнешь и полно». Еще жива память о Ксении Викентьевне Калениченко, которая донесла до нас память о Чехове Антоне и Чехове Николае.
Сумы – особенный город, со своим особенным лицом. Он имеет душу, в отличие от столичных центров, где душа штампуется как «cotemporary art project». У нас всегда была спокойная, внемодная, более классическая душа.
Провинция, в отличие от столиц, производит штучное искусство, с участием творца – в противовес столичному, обезличенному. Провинциальная культура – особая культурная среда, свои герои, свои традиции. Пример этому – бывшие сумчане, живущие в Германии, трепетно вырезают статью о Чехове, о его пребывании в Баден-Бадене – и посылают мне.
Да Чехов и сам сделал известными Сумы и его обитателей, описывая семью Линтваревых, местных жителей, включая “такого брехуна”, мальчишку-рыболова. Это давняя традиция описывать все события и людей в предлинных подробных письмах
Конечно, Чехов сразу полюбил красивую, зажиточную, теплую Украину со всем ее антуражем. Но и ему, городскому жителю, нелегко было входить в народ.
В каком-то рассказе есть такая сценка: интеллигентный, совсем городской, инженер, обращается с возмущением к мужикам, говоря, что кончится тем, вероятно, что мы будем вас всех презирать. Один мужик, придя домой, пересказывает жене слова барина, мол, господа добрые, простые, презирать будут, обещали. Эх, хорошо было бы на старости лет.
Чехов полюбил нас, несмотря на все наши смешные стороны.
То же самое произошло и с украинским провинциальным театром. Все знают и узнают юных караимчиков, одетых в боярские кафтаны, знают о ружье, о плохих декорациях, о слишком эмоциональных диалогах и всем таком прочем.
Но ведь он был воспитан на классическом театре – другой режиссуре, других артистах. Ему было трудно понять драматическую символику украинских спектаклей с необычным для него оформлением. Но он полюбил украинский театр
Он полюбил миф об Украине, ибо снял только первый слой, то есть, стереотипный литературно-мифологический образ Украины – то плачущей и спивающей, то скорбной, полной любви, измены, мести. Он знал украинский романс «Віють вітри, віють буйні» из «Наталки Полтавки» – слышал его во время гастролей украинской труппы М.Кропивницкого.
Сумские пейзажи до сих пор живут в его пьесах. Это и река Псел, и имение Линтваревых, и старые запущенные сады, и забитые наглухо, очень поэтические и грустные усадьбы, в которых живут души красивых женщин. Ценность и смысл находится в самой жизни, т.е. память о Чехове живет в городе не по паспорту, а по жизни.
А напоследок вам скажу, что мэр города любуется стоящей на его столе моделью памятника Антону Павловичу, который будет поставлен в городском сквере.
Так что, дамы и господа, сумчане Чехова не забыли! С днем рождения Антона Павловича!
Маргарита Сергиенко.
Инф.bulatovichclub.org
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/283429.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua