29 июн, 11:24
По образному выражению американского хирурга Лиллихея, инфаркт миокарда называют «черной оспой XX века».
В самом деле, данные мировой статистики не утешительны.
Так, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) сообщает, что 2/3 смертельных исходов от сердечно-сосудистых болезней среди лиц в возрасте от 45 до 64 лет приходятся на долю ишемической болезни сердца и главным образом инфаркта миокарда.
В США, например, от инфаркта умирают около 600 тысяч человек в год (данные Американской сердечной ассоциации); во Франции жертвами этого заболевания ежегодно становятся 200 тысяч человек, из них 50 тысяч умирают внезапно или в первые часы заболевания. В Москве инфаркт миокарда поражает ежегодно в среднем 3 из 1 000 мужчин старше 40 лет.
Во всем мире признано, что у нас в стране прекрасно организованная и тщательно разработанная противоинфарктная служба. Сюда включаются ранняя госпитализация больных, специализированные отделения, где применяются новейшие методы лечения, и, наконец, реабилитация больных.
Большая заслуга в создании этой службы принадлежит известным советским ученым: Н. Н. Аничкову, А. Л. Мясникову, П. Е. Лукомскому, Е. И. Чазову, И. К. Шхвацабая и их ученикам.
Таким образом, врачи-терапевты сделали очень многое для диагностики и лечения ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда.
Сравнительно недавно к лечению этих заболеваний подключились хирурги. В статье рассказывается о работах, ведущихся в Отделении сосудистой и коронарной хирургии, которым руководит профессор М. Д. Князев ( Институт клинической и экспериментальной хирургии Министерства здравоохранения).
Начало хирургического лечения острого инфаркта миокарда
Вначале 1972 года в отделение сосудистой и коронарной хирургии поступил больной М. У этого 52-летнего мужчины были поражены две главные артерии, питающие сердце.
М. принимал до 60 таблеток нитроглицерина в сутки, но никакие лекарственные средства не помогли. 20 января у больного развился острый инфаркт миокарда.
Решено было его экстренно оперировать.
В этот день все наше отделение держало серьезный экзамен: и профессор М. Д. Князев, который впервые в нашей стране делал подобную операцию, и мы — хирурги, ассистировавшие ему.
События разворачивались драматически: в начале операции у М. остановилось сердце – наступила клиническая смерть.
Массаж сердца восстановил сердечную деятельность.
Операция двойного аортокоронарного шунтирования прошла успешно. Человек был спасен.
М. поправился. Прошло почти три года. Состояние его хорошее, он работает, много ходит пешком и не испытывает никаких болей в сердце.
Этой операцией в институте было положено начало хирургического лечения острого инфаркта миокарда.
Природа инфаркта
Снабжение сердца кровью идет через коронарные артерии – правую и левую, которые отходят от аорты и затем разветвляются на артериолы – более мелкие сосуды, пронизывающие сердечную мышцу.
При некоторых заболеваниях основная артерия может быть закупорена сгустком крови – тромбом, или атеросклеротической бляшкой.
В этом случае в результате острого нарушения кровоснабжения сердечной мышцы наступает катастрофа – инфаркт миокарда.
Еще сравнительно недавно тромбоз коронарных артерий был почти синонимом инфаркта. В последнее десятилетие представления о природе этого заболевания значительно расширились и углубились. Было установлено, что причиной инфаркта может быть резкий спазм коронарных артерий, нарушение обменных процессов в миокарде, вызванных стрессом.
Выявилась важная для хирургов закономерность: тромб в коронарной артерии чаще всего обнаруживается в 2-4 см от места отхождения ее от аорты, а сосуды ниже места закупорки проходимы. Следовательно, появляется возможность выполнить операцию на коронарных артериях.
Операции по восстановлению кровотока в закупоренной коронарной артерии разрабатывались в эксперименте с 50-х годов. 9 мая 1967 года в США, в Кливлендском хирургическом центре, доктор Рене Фавалоро (4 месяца спустя после первой в мире операции пересадки сердца, сделанной профессором Барнардом) успешно произвел и внедрил в практику операцию так называемого аортокоронарного шунтирования аутовеной.
Аортокоронарное шунтирование
В чем же суть такой операции?
Аортокоронарное шунтирование – это создание нового пути для притока артериальной крови из аорты в коронарную артерию. Используют для этого вену, взятую из бедра больного (аутовену), которая одним концом вшивается в аорту, а другим – в коронарную артерию. Шунтировать можно в зависимости от поражения одну или несколько артерий. Чтобы представить, насколько ювелирна подобная операция, и какой филигранной техники требует она от хирурга, достаточно сказать, что приходится сшивать сосуды, диаметр которых от 2 до 1 мм.
В мире сейчас сделаны десятки тысяч подобных операций больным, страдающим ишемической болезнью сердца. Их эффективность очевидна. Тысячи больных, прикованных к постели из-за жестоких приступов стенокардии, принимавших постоянно нитроглицерин, были избавлены от болей и возвращены к труду.
«Зона надежды» . Хирургия инфаркта миокарда
А если все же развился инфаркт? Нельзя ли помочь больному, экстренно восстановив кровообращение в закупоренном коронарном сосуде, и тем самым предотвратить дальнейшее распространение заболевания?
Оказалось, что можно.
Опыт, накопленный при хирургическом лечении хронической ишемической болезни сердца, позволил применить операцию аортокоронарного шунтирования и у больных с острым и так называемым угрожающим инфарктом миокарда, когда больной находится на грани перехода от стенокардии к инфаркту.
Возникает справедливый вопрос: какой смысл в восстановлении кровотока, если инфаркт уже развился?
Ведь, как известно, пострадавшая от инфаркта и затем омертвевшая часть сердечной мышцы не восстанавливается. На этом месте со временем образуется соединительно-тканый рубец.
Однако оказалось, что вокруг очага инфаркта существует так называемая периинфарктная зона, которая играет важную роль для исхода заболевания. Зона эта очерчена не резко, поэтому ее еще называют «сумеречной зоной».
С хирургической точки зрения ее правильно было бы назвать «зоной надежды», ибо, снабжая во время операции пораженную часть сердечной мышцы нужным количеством крови, мы тем самым повышаем сократительную функцию сердца, предотвращаем развитие шока и распространение очага инфаркта. Кроме того, в дальнейшем быстрее наступает рубцевание самого инфаркта.
Следует сразу же оговорить: хирургия инфаркта миокарда не панацея. Это один из новейших методов лечения тяжелого заболевания оперативным путем, который применяют в тех случаях, когда терапевтические средства исчерпаны.
Операции эти могут выполняться только в специализированных центрах, где накоплен большой опыт коронарной хирургии, есть квалифицированные кадры врачей и современная лечебно-диагностическая аппаратура.
Этюды оптимизма в лечении инфаркта
Отделение сосудистой и коронарной хирургии, которым руководит профессор М. Д. Князев, было создано много лет назад.
Теперь операции по замене пораженных сосудов стали уже здесь повседневными. Десятки больных избавлены от болей в сердце и возвращены к нормальной трудовой жизни. Больные приезжают сюда со всех концов страны.
Операции аортокоронарного шунтирования помогли сломить психологический барьер, отделяющий хирургов от терапевтов. Убедившись в эффективности операции, терапевты охотно начали передавать в руки хирургов своих больных.
Разумеется, это только начало, и, повторяю, мы далеки от мысли рекомендовать операцию каждому больному. Только выполненная по строгим показаниям она будет для больного добром, а не злом.
По инициативе главного врача станции «Скорой помощи» Москвы кандидата медицинских наук Н. М. Каверина и профессора М. Д. Князева была создана первая специализированная машина с бригадой врачей-кардиологов, которые решают, нужно ли госпитализировать больного в специализированное отделение для обследования, в частности коронарографического.
Если есть необходимость, больных с инфарктом миокарда транспортируют в Институт клинической и экспериментальной хирургии, где отделение рентгенодиагностики возглавлял ведущий специалист в этой области — профессор И. X. Рабкин.
Коронарография позволяет получить четкое рентгеновское изображение сосудов и определить, насколько они поражены. С помощью коронарограмм врач может установить точный диагноз, решить, нужна ли больному операция, и какая именно, или лучше ему рекомендовать консервативное лечение.
Несколько слов о перспективах кардиохирургии. В недалеком будущем хирургия инфаркта миокарда не будет ограничиваться только операцией аортокоронарного шунтирования.
Есть больные, у которых артерии сердца настолько поражены атеросклерозом, что операции по замене сосудов здесь практически невозможны. Думается, что один из путей помощи таким людям – искусственное сердце. Над этой проблемой уже несколько лет работают советские ученые во главе с профессором В. И. Шумаковым.
Инф.rusnel.ru
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/300842.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua