09 сен, 11:10
Наталья Суворова | Детский возрастной психолог рассказывает, можно и нужно ли вводить запреты в воспитание ребенка . "Запрет - явление социальное. Он необходим, чтобы сделать возможным сосуществование разных людей с различными желаниями на одном пространстве. Запрещается то, что принесет вред психический или физический самому человеку (ребенку нельзя сидеть на подоконнике открытого окна на 9 этаже) или его окружению (можно бросать камни в цель, если ты один, но нельзя бросать камни в детей. Запрет неизбежен.
По мере взросления ребенок знакомится с системой запретов, принятых в данное время, в данном обществе, стране. Чем дольше родители оберегают ребенка от запретов, тем тяжелее ему сформировать правильное представление о реальном мире, о соотношениях свободы и ответственности (уголовной, юридической), прав и обязанностей, пишет .meddaily.ru
Не используя запретов, создавая у ребенка впечатление, что ему все можно, взрослые могут сформировать эгоцентрический тип личности. Ребенок будет считать, будто главное - удовлетворение своих желаний, а ограничения не для него. И чем позднее за пределами семьи ребенок столкнется с запретами, тем болезненнее они будут им переживаться.
Однако система запретов должна способствовать, а не мешать развитию ребенка. Если ребенок постоянно слышит "Нельзя", "Не смей", "Не лезь", он никогда не вырастет инициативным, творческим человеком. Первой при таком подходе пострадает познавательная двигательная активность ребенка. Поэтому запретов строгих, категорических должно быть разумное количество. Ребенок должен осознавать последствия их нарушения.
Многие родители пользуются методом естественных последствий. Например, опрокинул на себя кружку с чаем - походи мокрым и липким некоторое время. Запреты, связанные с безопасностью и здоровьем обязательны для всех, за их соблюдением следят все члены семьи. Запреты выражаются в словах, интонациях, подкрепляются взглядом, позой и всем стилем поведения. Фраза: "Попробуй только сделать то, что я запретил, увидишь, что будет", - антипедагогическая и провокационная. Взрослый, запрещая, тут же сообщает, что есть возможность и вероятность нарушения запрета. Это глупо.
А уже дальше (увидишь, что будет) - просто провокация. Малышу, а тем более подростку, тут же захочется узнать, а что же будет такого, разэтакого. И он тут же попробует, и будет виноват. Хотя сам, не желая того, его спровоцировал на непослушание взрослый. Гораздо разумнее объяснять ребенку, почему нельзя делать что-то, и давать выбор - "так нельзя, а вот так можно и нужно". Если ребенок выбрал, что он будет сам делать, он не будет капризничать".
E-NEWS.COM.UA
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/309715.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua