Армяне в Язловце

11 фев, 16:20

Язловец — один из древнейших населенных пунктов Подолии, сыгравший важную роль в политической и экономической жизни Украины и Польши. Этот город, построенный на оживленном торговом пути в долине речки Ольховец, издавна был одним из излюбленных прибежищ армянских переселенцев. До сих пор не установлено, когда армяне обосновались там впервые. Не установлена также точная дата основания Язловца301. Сохранившиеся сведения, основанные главным образом на сказаниях и преданиях, не убедительны. М. Бжишкян, специально интересовавшийся этим вопросом, о времени возникновения колонии ничего не пишет. Он приводит только рассказы старожилов Язловца: «Старики рассказали нам,— пишет он,— что кафинские армяне пришли сюда на жительство из Армянской долины («յ0ռմեանի դաշտէն»)302. В работе польского историка Ф. Сярчиньского приводится приблизительная дата переселения армян. Он пишет, что в 1250 г. на Руси были три армянские церкви — во Львове, в Каменце-Подольском и в Язловце. Церковь в Язловце основали армяне, переселившиеся из Крыма. В церковных делах и в суде они употребляли татарский язык303. С. Баронч почти в точности повторяет Ф. Сярчиньского и отмечает, что все это «народные преда-

_____________________________

300 М. Доронович, указ. соч., стр. 296.
301 По-украински пишется «Язлiвець», по-польски — «Jazłowiec». В армянских источниках название этого города упоминается в форме «Язлов», а чаще— «Язловца». В памятной записи Евангелия 1618 г. он назван «գիւղաքաղաք Եազլովցայ» — «местечко Язловца» (см. Матенадаран им. Маштоца, рук. № 5655, стр. 150 а). Более поздние авторы называют его «մայրաքաղաք Եազլովցա» — «столица Язловца» (см. памятные записи Псалтыря 1645 г. и Снятынского служебника, Бжишкян, стр. 130), но чаще всего называли «Եազլովցա քաղաք» — («город Язловца»). Ныне Язловец — населенный пункт районного подчинения Бучачского района Тернопольской области Укр. ССР. В 1947 г. переименован в Яблуновку.
302 Бжишкян, стр. 130. Цитируя М. Бжишкяна в переводе на польский, С. Баронч отождествляет «0ռմեանի դաշտ» («Армянская долина») с селом Ормяне близ Каменца (см. S. Barącz, Pamiątki Jazłowieckie, str. 16.
303 Galicja, jej ziemia, płody. Z pism pośmiertnych księdza Franciszka Sierczy skiego.Dodatek tygodniowy przy „Gazecie Lwowskiej", N 41, dnia 10, Lwów, 1857.

[стр. 100]

ния» и трудно установить, когда армяне появились в Язловце304.

В «Географическом словаре Польского королевства и других славянских стран», изданном в 1882 г., также отмечается, что указание о существовании в Язловце армянской церкви в 1250 г.— легенда, но приводится также другое предание, согласно которому честь основания Язловца также приписывается армянам, время основания — XV в.305

Сведения Ф. Сярчиньского, однако, не подтверждаются историческими первоисточниками306. Тем не менее, существование армянской колонии в Язловце в 1250 г. и само основание города армянами упоминается в работах, посвященных истории Язловца. В «Истории городов и сел Украинской ССР», в томе, посвященном Тернопольской области, авторы статьи «Язловец» М. Г. Иванонькив, Б. И. Мудрый и С. Д. Олесюк считают более правдоподобным высказанное в 30-х гг. нашего столетия мнение об основании Язловца в первой половине XIV в.307

3. Обертыньский пишет, что о возникновении в Язловце армянского самоуправления или прихода не сохранилось какого-либо сообщения или документа. «В именных списках тамошних жителей, сохранившихся от 1530 и 1542 гг... армян не находим». Далее он пишет, что дата постройки язловецкой армянской церкви недостоверна, что церковь «носит печать конца XVI, начала XVII вв.». «За много лет или хотя бы за несколько десятилетий до основания этой церкви должна была существовать скромная деревянная церковь»308.

Во-первых, отметим, что из надписи, высеченной на фасаде армянской церкви в Язловце и сохранившейся до наших дней, явствует, что церковь была построена в 1551 г., и если «хотя бы за несколько десятилетий» до этого «должна была существовать скромная деревянная церковь», как пишет сам 3. Обертыньский, то армяне жили в Язловце намного раньше, чем думает 3. Обертыньский309.

_____________________________

304 S. Ваr cz, Rys dziejów ormiańskich, str. 38—89.
305 Słownik geograficzny..., t. III, str. 538.
306 Yar. Dachkévytch, L'établissement das Arméniens an Ukraine pendant les XIe—XYIIIe siécles, „Revue des édutes Arméniennes", N. S., t. Y, Paris. 1968, p. 356—357.
307 Icтopiя мicт i сiл Укр. РСР, Тернопiльська область, Киïв, 1973, стр. 192.
308 3. Обертыньский, Польские армяне..., «Андэс амсорья», 1962, № 9—12, стр. 463. 468.
309 Следует отметить, что сведения об армянской церкви Язловца, а также о построенном близ нее «архиепископском доме» 3. Обертыньский получил от 3. Горнунга, который, однако, «уже не в состоянии доказать это, поскольку ре-

[стр. 101]

Как у М. Бжишкяна, так и у Ф. Сярчиньского и С. Баронча указывается, что переселенцы были из Крыма и говорили по-татарски. В этом отношении предание правдоподобно. Вероятно, речь идет о массовом переселении армян из Кафы, имевшем место сразу после взятия города турками в 1475 г. Тогда большая часть армян перебралась из Кафы в центры Подолии. Возможно, что именно в эти годы до Язловца дошли первые группы армян-переселенцев из Крыма. Но этот вопрос нуждается в дальнейшем исследовании.

Сначала Язловец со своей округой входил в состав Галицко-Волынского княжества, затем, с середины XIII в. до 20-х гг. XIV в. был в пределах Литовского государства. Удобное расположение, окружающие леса, прохладные родники и красивые холмы, на одном из которых впоследствии возвышалась язловецкая крепость со своими зубчатыми стенами, не могли не привлекать внимания жителей Подолии. В XIV в. Язловец уже был небольшим городом. При королеве Ядвиге, в 1384 г., город становится польским владением. В середине XV в. Язловец становится уездным торговым центром310. Проходившая через Язловец оживленная торговая магистраль «Вия Регия»311, связывавшая Львов с Молдавией, способствовала развитию города. Там организовывались ежегодные ярмарки, всевозрастающая популярность и успех которых стали беспокоить львовских купцов. Чтобы избавиться от этой серьезной конкуренции, львовяне вынуждены были обратиться к польскому королю с просьбой запретить язловецкие ярмарки312, но это было невозможно, поскольку ярмарки приносили большие доходы. Впоследствии значение Язловца в торговле еще более возросло, ибо в ярмарках принимали участие купцы не только из Галичины, но и из заграницы313.

В 1578 г. в Язловце было 247 домов, число жителей составляло 1235 человек314. Во второй половине XVI в. среди 66 городов Подольского воеводства Речи Посполитой Язловец, по своему значению, был третьим после Каменца-Подольского и Бара315.

зультаты его исследований были уничтожены в Варшаве во время этой войны» (см. там же, стр. 463).

_____________________________

310 Iсторiя мicт i сiл Укр. РСР, Тернопiльська обл., стр. 88.
311 3. Обертыньский, Польские армяне..., «Андэс амсорья», 1962, № 9—12, стр. 466.
312 М. Грушевський, Iсторiя Укрïни—Руси, т. VI, Киïв—Львiв, 1907, стр. 626. 313 О. С. Компан, Micтa Украïни в другiй половинi XVII ст., Киïв. 1963, стр. 320.
314 Iсторiя мicт i сiл Укр. РСР, Тернопiльська обл., стр. 88.
315 О. С. Компан, указ. соч., стр. 63.

[стр. 102]

Еще в XV в. Язловец со своей округой был наследственной собственностью Бучацких. Согласно традиции этот род начинает называться Язловецким, по имени своей главной резиденции — Язловца. В дальнейшем город переходит к Конецпольским.

Необходимо отметить, что польские магнаты Язловецкие и Конецпольские весьма благожелательно относились к армянам-переселенцам, и это было продиктовано их же интересами. Армяне развивали ремесла и торговлю, способствовали экономическому подъему этих краев, а при опасности с оружием в руках защищали страну. Следовательно, магнатам было выгодно расселение армян в своих владениях, и они всячески способствовали этому.

Армянский поэт Казар Тохатеци, обосновавшийся в Язловце в начале XVII в., в одном из своих стихотворений дает описание города, из которого узнаем, что в то время (1605—1606) Язловец был городом сельского типа, где было всего 20 домов армян. В нем трудно было найти занятие и добывать пропитание316.

Древнейшим документом, отражающим правовое положение язловецких армян, является привилегия, данная Я.-Ежи Радзивиллом 10 декабря 1615 г. Документ опубликован С. Барончем317, а его армянский перевод напечатан в журнале «Арарат»318. Приводим текст документа:

«Представ перед нами, армяне из нашего города Язловца подали нам прошение, чтобы мы, согласно данному им покойным подольским воеводой Иеронимом Язловецким обещанию, — которое, однако, из-за его скоропостижной смерти осталось неисполненным, — разрешили им строить дома и приобретать имущество, чтобы привлечь побольше армян в город. Поэтому мы даем свое согласие: не только те, которые давно переселились в наш город, но и те, которые должны прийти, имеют право покупать земли, строить дома и пользоваться всеми вольностями и привилегиями. Но если случится так, что кто-нибудь из обосновавшихся здесь не захочет далее оставаться, то таким, и их потомкам, разрешается продать дом, что-нибудь купить и свободно покинуть город, выплатив за выезд.

Мы Предоставляем армянам пастбища между Пацовом и Красным источником, от пастбища мельника вплоть до самого пруда с одной стороны, а с другой стороны поля от Кшивоудского канала до того места, где наши хлеба кончаются. И в то же время приказываем нашим наместникам, чтобы никто не решался наносить вред и ущерб этим местам. А также позволяем им [ар-

_____________________________

316 Н. Акинян, Пять поэтов-странников (на арм. яз.), Вена, 1921, стр. 207.
317 S. Barącz, Rys dziejów ormiańskich, str. 89—90.
318 С. Тандян, О польских армянах (на арм. яз.), «Арарат», Эчмиадзин, 1902, март-апрель, стр. 285.

[стр. 103]

мянам], чтобы [они] имели свой особый цех и в судебных делах подобно армянам в Каменце, как в делах духовных, так и светских, юридических и уголовных, с правом апеллирования, когда между собой будут судиться. Одновременно [даем] дом для судопроизводства.

Этой привилегией мы освобождаем их дома от налогов и приказываем, чтобы никто из наших слуг не смел притеснять их в торговых делах, посему назначаем армянам свободные места на рынках, дабы они избавлены были от посягательств евреев и других людей. Мы разрешаем, чтобы [они] имели свои кабаки, свободные и не обложенные налогом, чтобы не выполняли в городе принудительных работ, не давали никаких подарков. Но принимаем их в нашу юрисдикцию, и когда они будут судиться, опелляции от их суда к нашему замковому правительству должны приходить»319.

Как видим, в Язловце армянам предоставлялись широкие права: они могли руководствоваться своими законами, точно так, как в Каменце-Подольском. Это означало, что в городе они должны были иметь свое самоуправление с выборным войтом, судьями, советом «сорока братьев», и т. д.

Впоследствии, когда Язловец был уже собственностью Конецпольских, армяне обратились к ним с просьбой утвердить их права. Краковский каштелян С. Конецпольский 29 декабря 1643 г. удовлетворил их просьбу. Из его грамоты видно, что права армян переутверждались Язловецкими несколько раз. С. Конецпольский пишет, что он, учитывая просьбу армянского войта Язловца, старожилов города и всей армянской общины, утвердил их права, привилегии и вольности, рассчитывая на то, что своей строительной деятельностью, ростом благосостояния своих хозяйств они будут способствовать развитию города, кроме того, пригласят к себе своих близких и знакомых. Грамота выдана 25 декабря 1643 г. в городе Баре320.

Приток армян в Язловец длился много лет. Туда приезжали армяне-переселенцы не только из Крыма и Молдавии, но также из Малой Азии и самой Армении.

Армянский квартал находился в центральной части Язловца. Две улицы, населенные исключительно армянами, скрещивались в центре города. Там, на небольшой возвышенности, находилась армянская церковь св. Богородицы. «Армянская церковь, — пишет М. Бжишкян, — великолепна и красива, каменная, носит

_____________________________

319 S. Barącz, Rys dziejów ormiańskich, str. 89—90.
320 Там же, стр. 90.

[стр. 104]

имя Богородицы, построена на красивом холме, возле которого течет речка»321.

Миссионер А.-М. Пиду пишет, что кроме этой церкви у армян в Язловце за чертой города были еще часовня Благовещения и монастырь св. Григория Просветителя322. В 1657 г. армяне реконструировали монастырь, а часовня была отремонтирована на средства армянского войта Язловца Богдана Спендовского323.

Время постройки церкви св. Богородицы, как мы уже отметили, нам известно, так как сохранилась строительная надпись. В конце прошлого века Я. Болоз-Антоневич был в Язловце и скопировал надписи на церкви. Впоследствии он передал их австрийскому арменоведу Фридриху Мюллеру, который в 1896 г. в Вене опубликовал одну из этих надписей324. Имперская академия наук Австрии передала копии надписей редакции «Андэс амсорья», и Г. Галемкярян опубликовал их в 1897 г. в одном из номеров журнала325. Следует отметить, что в годы второй мировой войны от осколка пострадала надпись, установленная на верхней части центрального входа в красивом лепном обрамлении. Ее расшифровка теперь была бы невозможна без публикаций Ф. Мюллера и особенно Г. Галемкяряна. Согласно этой надписи церковь построена в 1551 г. Упоминается также имя резчика надписи священника Ованнеса326.

Церковь неоднократно реконструировалась. Надпись, сделанная на фронтоне здания в круглой раме, относится к последней реконструкции, осуществленной в 1932 г. украинцами-униатами.

Рядом с церковью сохранилась ее колокольня. Основываясь на исследованиях Т. Маньковского и румынского арменоведа Н. Иорги, 3. Обертыньский пишет, что башня сооружена после окончания строительства и похожа на те, которые сооружались в Молдавии, и это дает основание думать, что архитектор был оттуда родом и что построена башня во время волны переселения из Молдавии327.

Как в Каменце, так и здесь армяне принимали участие в воздвижении укреплений и крепостных стен вокруг города. «В то

_____________________________

321 Бжишкян, стр. 129—130.
322 А. М. Pidou, указ. соч., стр. 15.
323 С. Рошка, Хроника, стр. 170.
324 F. Müller, указ. соч., стр. 1—8.
325 Г. Г. [Галемкярян], Несколько армянских надписей польских армян, стр. 19—21.
326 Там же, стр. 19—20.
327 3. Обертыньский, Польские армяне..., «Андэс амсорья», 1962, № 9—12, стр. 470.

[стр. 105]

время, — пишет М. Бжишкян, — армяне... построили крепость, соорудили много замечательных построек»328. В язловецкой крепости, огромные стены и многие постройки которой сохранились до наших дней, можно увидеть лепной вход, который с первого же взгляда выдает свое армянское происхождение. Армяне—мастера по камню с исключительной тщательностью и со вкусом украсили раму входа (особенно верхнюю и внутреннюю части) красивыми орнаментами (снимок этого входа помещен в работе Я. Болоз-Антоневича)329.

Армянское кладбище было расположено на холме у ворот, ведущих в Бучач. В 1860 г., когда прокладывалась бучацкая дорога, из-под земли было извлечено большое количество человеческих костей330.

Из «Путешествия» М. Бжишкяна узнаем, что язловецкие армяне построили «родник с армянской надписью». Я. Болоз-Антоневич, опубликовавший снимок родника и надписи, пишет, что построили его господин Акоп и его брат Степан в 1611 г., лепные орнаменты сделал мастер по камню Абрам331.

Родник и надпись, как мы сами убедились, сохранились до наших дней в очень хорошем состоянии. Жители Язловца взяли родник под навес, а воду по трубам доставляют в сельскую столовую и небольшой хлебный завод.

Значительно выше города, там, где дорога поворачивает от Бучацкой возвышенности в ущелье, язловецкие армяне построили Армянские ворота. Этот участок, входивший в оборонительный комплекс города, по-видимому, защищали воины-армяне. Строительство Армянских ворот начал знаменитый язловецкий купец Минас Сиринович. Из его завещания, составленного 15 марта

_____________________________

328 Бжишкян, стр. 129.
329 J. Boloz Antoniewicz, Die Armenier. „Die Österreichisch-Ungarische Monarchie in Wort und Bild", Wien, 1898, s. 457.
330 S. Barącz, Pamiаtki jazłowieckie, str. 128.
331 J . Boloz-Antoniewicz, указ. соч. Часть надписи на латыни, расшифровал ее Я. Болоз-Антоневич, а основная часть — на армянском языке (расшифровали: Г. Алишан и львовский армянин Д. Давидович). Ниже приводятся русские переводы этих надписей: «Армянин Акоп для блага общества построил в 1611 г.»; «этот крест и построенный родник работы Акопа и его брата Степана. Закончены по армянскому летосчислению в 1000 и 60 году. Абрам (мастер по камню) исполнил с преданностью». Фотография источника и расшифровки надписей опубликованы также в армянском переводе труда Я. Болоз-Антоневича (см. «Базмавэп», Венеция, 1898. стр. 562). Надпись и фотография источника переизданы Т. Торгомяном (см. Т. Торгомян, Армянские медицинские надписи, (на арм. яз.), «Базмавэп», 1931, стр. 202—203).

[стр. 106]

1672 г., узнаем, что завершение строительства ворот он поручил своим сыновьям332. Армянские ворота были разрушены в 1800 г.

В отличие от Львова, где городские власти запрещали строить обширные здания, в Язловце такого запрета не существовало, и горожане, в том числе и армяне, строили обширные дома и с большим вкусом оформляли дворы. Я. Болоз-Антоневич с изумлением отмечает, что небогатые люди имели большие комнаты и под ними — сводчатые погреба. Входы украшались изысканным орнаментом333.

Выше было сказано, что язловецкая армянская колония имела привилегию управлять своими делами. Это внутреннее самоуправление осуществляли войт и совет «сорока братьев». Из устава язловецкого «братства удальцов» явствует, что в период его составления — в 1646 г. в Язловце функционировали два армянских суда — духовный и светский. Во вступительной части устава упоминаются писарь духовного суда тер Акоп и судья светского суда пан Аствацатур, сын господина Сефера-войта язловецких армян. Перечислены несколько членов совета «сорока братьев» — пан Оган, пан Асватур, пан Акоп и пан Маркос. Некоторые из них исполняли в совете административные должности: пан Акоп был «маршалеком», а пан Маркос — «воеводой». Упомянуты также судья господин Никогайос и ага пан Багдасар334.

Видно, что административные органы армянской общины в Язловце были точно такими, как и органы многих других армянских колоний Речи Посполитой. Следовательно, были войт и судья, функционировали духовный и светский суда. Советом «сорока братьев», который избирался из числа выдающихся, непременно состоятельных и достигших видного положения горожан, руководил маршал. Совет имел право контролировать деятельность войта и судей. Но самым главным лицом был войт, подчиненный непосредственно собственнику города.

Армянский суд в Язловце также имел книги, куда записывались заслушанные дела, но, к сожалению, от них сохранились лишь отрывки поздних времен—1669—1670, 1672 гг., когда в судах армянский язык уже уступил свое место польскому (но не полностью, поскольку иногда попадаются записи и на армянском). Эти акты, состоящие из 43 не очень хорошо сохранившихся страниц, обнаружил С. Баронч, опубликовавший наиболее интересные

_____________________________

332 S. Barącz, Żywoty sławnych Ormian w Polsce, str. 202.
333 J. Boloz-Antoniewicz, указ. соч., стр. 458.
334 Матенадаран венских мхитаристов, рук. № 453, стр. 2—3. См. также В. Р. Григорян, Устав «Братства удальцов» армянской колонии города Язловца, стр. 51.

[стр. 107]

из них335. Документы дают некоторое представление о деятельности армянского суда Язловца. Акты хранятся во Львове в рукописном отделе Научной библиотеки им. В. Стефаника АН Укр. ССР.

Среди армянских войтов Язловца самым знаменитым был Богдан Шеферович, переселившийся в Подолию из Армении в 1648 г. С. Баронч пишет, что происходил он из княжеского рода и подготовил себя для рыцарских дел. Обосновавшись в Язловце, Б. Шеферович посвятил всю свою энергию и способности делу обороны города. На свои средства он организовал дружину, которой была доверена оборона города. С. Баронч пишет, что Б. Шеферович умел малыми силами добиваться победы над превосходящим в числе противником. Б. Шеферович был настолько заслуженной личностью в Польше, что 5 января 1676 г. на коронационном сейме Ян Собеский перевел его в шляхетское сословие. Ему была присвоена дворянская фамилия Спендовский. В книге С. Баронча приведен полный латинский текст королевской грамоты336.

Язловец был не только важной крепостью, но и крупным торгово-ремесленным центром337. Развитию ремесел весьма благоприятствовал указ Я.-Е. Радзивилла, освобождавший ремесленников от всякого рода налогов и повинностей. Торговый тракт из Молдавии во Львов, проходивший через Язловец, превратил город в важное звено в длинной цепи восточноевропейской торговли. Активно участвуя в этой торговле и создав в Язловце свои обширные склады, армяне заключали хозяйственные сделки с торговцами из ближних и дальних городов. Из актов армянского суда Язловца явствует, что местные армяне поддерживали связи с торговцами Кафы, Серета, Подгайцев, Городенки, Львова и Каменца. Но армянским купцам Язловца не нужно было ехать далеко, чтобы продать свои товары, поскольку ежегодно в феврале в этом городе организовывались ярмарки, для участия в которых стекались торговцы не только из Польши, но и из Турции, Молдавии, Крыма и других мест. Акты армянского суда Каменца-Подольского свидетельствуют, что каменецкие купцы принимали активное участие в язловецких ярмарках338.

На ярмарку приезжали также армянские купцы из Львова. Они покупали там товары оптом для перепродажи в других мес-

_____________________________

335 S. Barącz, Pamiatki jazłowieckie, str. 110—111.
336 S. Barącz, Zywoty sławnich Ormian w Polsce str. 303—310.
337 О. С. Компан, указ. соч., стр. 170.
338 Акты армянского суда города Каменец-Подольского, стр. 130, 232, 250, 266, 316.

[стр. 108]

тах339. В XVII в. в язловецких ярмарках участвовали также армянские торговцы из Брод340 и Сучавы341

Удачливые торговцы накапливали большое богатство и своим расточительным образом жизни не отличались от львовских или каменецких богачей. А.-М. Пиду свидетельствует, что «здешние армяне более богатые и податливые, чем в других городах»342.

Сохранились сведения О некоторых язловецких армянах, сыгравших значительную роль в жизни колонии. Из них следует упомянуть Минаса Сириновича, построившего на свои средства Армянские ворота и завещавшего 300 злотых для благоустройства и обороны города. В этом завещании, составленном 15 марта 1672 г., есть указание об отчислении эчмиадзинскому и иерусалимскому монастырям по 50 талеров. Он завещал определенные суммы также армянской, польской и украинской церквам Язловца343. А другой язловецкий армянин — Шаин Киркорович, завещал городу баню, бывшую его собственностью344.

Почтенным горожанином Язловца был также Асватур Минасович, переселившийся затем во Львов. Здесь, возглавив армянскую общину, он заслужил большое уважение и доверие также у поляков, прославился своей благотворительностью. Умер в 1673 г.345

В общественной жизни язловецких армян определенную роль играли братства. Устав «братства удальцов» этого города (утвержденный в 1658 г.) дает возможность составить представление о структуре и целях этой организации. Известно, что язловецкие армяне всегда были активными защитниками города. Молодежь находилась в их первых рядах, а «братство удальцов», по всей вероятности, способствовало этому.

Наши сведения об учебных заведениях Язловца весьма ограниченны. Следует предположить, что в этом городе с многочисленным армянским населением, где функционировали светский и духовный суды, городские управления и т. д., всегда были нужны грамотные люди и как в других городах, так и в Язловце такими людьми были лица, получившие образование в духовных заведе-

_____________________________

339 Е. М. Подградская, Об армянских поселениях в Молдавии и их роли в развитии торговых связей страны с западноукраинскими землями (XVI—XVII вв.), ИСД III, стр. 215.
340 Я. С. Мельничук, Армянское поселение в Бродах, ИСД III, стр. 253.
341 Е. М. Подградская, указ. соч., стр. 216.
342 А. М- Pidou, указ. соч., стр. 15.
343 S. Ваrącz, Żywoty sławnich Otmian w Polsce, str 262.
344 S. Barącz, Rys dziejów ormiańskich, str. 90—91.
345 S. Barącz , Żywoty sławnich Ormian w Polsce, str. 203.

[стр. 109]

ниях. В памятной записи Евангелия, переписанного в Язловце в 1618 г. (хранится в Матенадаране им. Маштоца), переписчик и художник Ованес Евдокаци написал следующие интересные строки: «А еще более прошу поминать учителя Палина Тохатеци, брата моей матери, поскольку с большим усердием и трудом учил меня искусству письма...»346. Судя по прекрасным миниатюрам и красивому письму, можно сказать, что учитель был весьма искусным и, по всей вероятности, кроме Ованеса, имел и других учеников. Рукописи из Язловца, дошедшие до нас, свидетельствуют о том, что в этом городе жили и творили искусные мастера, некоторые из которых, возможно, переселились сюда из других городов и, продолжая заниматься своим делом, имели учеников и последователей.

Вполне вероятно, что для учебы армянские юноши ехали из Язловца в Каменец-Подольский, где с конца XVI в. действовала армянская школа. Когда в 1664 г. во Львове открылась папская школа, то многие родители из Язловца стали посылать туда своих детей.

В 1668 г. учащиеся старших классов армянской школы Львова поставили трагедию «Мученичество святой Рипсимэ» (автор — А.-М. Пиду) и другие пьесы («Смерть Цезаря», «Притчи Соломона», «Смерть Ирода»). Язловецкие юноши принимали в этом активное участие: в списке исполнителей ролей трагедии «Мученичество святой Рипсимэ» есть шесть учеников из Язловца347.

Выпускник этой школы Аствацатур Нерсесович (1645—1709) в 1665 г. принял сан священника и после принятия католичества занял должность проповедника в армянской церкви Язловца. Одновременно он возглавлял армянскую школу города, в которой обучалось более шестидесяти детей348. В школе преподавали армянский язык, латынь и закон божий349. А. Нерсесович, получивший образование у театинцев, был сторонником подчинения церкви польских армян папскому престолу, и надо полагать, что в этом духе воспитывал своих учеников. Отцы католической церкви заметили и оценили его радение350. Он получил денежное вознаграждение в размере 10 венгерских дукатов351.

Школа продолжала свое существование до взятия города турками в 1676 г. В это время вместе с другими армянами город покинул и А. Нерсесович.

_____________________________

346 Матенадаран им. Маштоца, рук. № 9655, стр. 150 а.
347 «Базмавэп», Венеция, 1884, стр. 329.
348 А. М. Pidou, указ. соч , стр. 108.
349 Encyklopedia kościelna, t. XYII, Warszawa, 1891, str. 443.
350 A- M, Pidou, указ. соч. стр. 109.
351 Там же.

[стр. 110]

Из язловецких рукописей мало что дошло до нас. Самая старинная из сохранившихся—Служебник 1610 г., написанный в Каменце-Подольском дпиром Аствацатуром, «для пользования новопомазанным тер Казаром и в память Ачкатар св. Богородицы Язловца»352.

Своеобразным путем попал в Язловец Судебник 1639 г. Из его памятной записи узнаем, что книга была в «плену» у иноплеменных и оказалась в городе Язловце в 1681 г. Ныне книга хранится в библиотеке армянского католического монастыря Бзоммар (Ливан)353.

В церкви св. Богородицы в Язловце находились также Служебник, перенесенный затем в Снятын, и Псалтырь, из памятной записи которого явствует, что он написан в Язловце в 1645 г.354

В 1652 г. в Язловце, по заказу ходжи Тумана, Мурат, сын Микаэла, переписал Евангелие, которое заказчик подарил церкви св. Богородицы в Серете355. Ныне Евангелие хранится в Государственном историческом музее во Львове. Впоследствии саркаваг Мурат переехал в Серет и там продолжал заниматься переписыванием рукописей356.

Некоторое время в Язловце проживал епископ Антон из Львова. 13 июля 1655 г. он начал переписывать там Служебник, но закончил работу в Серете, 11 августа того же года357. В Язловце занимался перепиской книг также иерей Аристакес, впоследствии переехавший в болгарский город Силистру358.

Как видим, из рукописей, созданных в Язловце, мало что сохранилось, но и этого достаточно, чтобы считать этот город небольшим центром армянской рукописной культуры. Местные армяне поддерживали деятельность служителей пера.

Есть сведения о том, что в Язловце распространялись книги, напечатанные в амстердамской армянской типографии Воскана Ереванци, продажа которых во Львове была запрещена. В числе этих книг была «История» Аракела Даврижеци359.

_____________________________

352 Алишан, Каменец, стр. 170.
353 М. Кешишян, Каталог армянских рукописей библиотеки Бзоммарского монастыря (на арм. яз.), Вена, 1964, стр. 433.
354 Бжишкян, стр. 130.
355 Н. Акинян, Каталог армянских рукописей Львова и Станиславова, стр. 35.
356 Бабкен сопрестольный католикос, Каталог рукописей армянской национальной библиотеки Калаты (на арм. яз.), Антилиас, Ливан, 1961, стр. 802.
357 Алишан, Каменец, стр. 191—192.
358 Там же, стр. 197.
359 Obszerna wiadomośé о połączeniu narodu ormiańsko-polskiego „ Żródła dziejowe", t. 2, Warszawa, 1876, str. 177—178.

[стр. 111]

В своей «Географии» С.-Г. Агонц опубликовал памятную запись Псалтыря, переписанного в Язловце в 1645 г., в которой архиепископ Андреас упоминается как духовный предводитель армян Язловца360. Можно ли заключить на этом основании, что в армянской колонии Язловца был основан и существовал самостоятельный епископский престол? Исследуя материалы подобного характера, С. Баронч пришел к выводу, что постоянный епископский престол армяне имели только во Львове. В других местах, в том числе и в Язловце, епископы пребывали по случаю и временно, они просто проживали там некоторое время, а не возглавляли предводительский престол361.

Из памятной записи Евангелия, написанного в Сучаве в 1640 г. (хранится в библиотеке венецианских мхитаристов), явствует, что архиепископ Андреас первоначально был предводителем армянской епархии Молдавии362. Андреас в качестве предводителя армян Молдавии упоминается в памятной записи армянского Служебника, написанного в городе Яссы (Румыния) в 1643 г.363 Затем, как видели, он упоминается в качестве предводителя Язловца. Андреас, вместе с пятью другими духовными лицами, переехал из Молдавии в Язловец в 1643 г. По мнению 3. Обертыньского причиной переезда были разногласия, по-видимому, личного характера, возникшие между господарем Молдавии Василе Лупу и армянским епископом. Воспользовавшись отсутствием Н. Торосовича, противники унии радушно приняли верного Эчмиадзину епископа и признали его предводителем Язловца. Вернувшийся из Рима в мае 1664 г. Торосович чувствовал себя не очень уверенно, поэтому вынужден был терпеть присутствие епископа Андреаса364. Андреасу в Язловце был предоставлен дом, который впоследствии местным населением назывался «архиепископским дворцом», «престольным»365. В 1644 г. армяне Замостья пригласили епископа Андреаса освятить армянскую церковь.

Других сведений об Андреасе до нас не дошло. 3. Обертыньский считает, что если бы он скончался в Язловце, то в городе сохранилось бы хоть какое-либо предание о его могиле, и предполагает, что Андреас покинул город или же Н. Торосович заставил его уехать366.

_____________________________

360 С. Г. Агонц, указ. соч., стр. 149.
361 S. Barącz, Pamiatki jazlowieckie, str. 77.
362 Алишан, Каменец, стр. 188.
363 Там же.
364 3. Обертыньский, Польские армяне..., «Андэс амсорья», 1963, № 4—6, стр. 282.
365 Там же, 1962, сентябрь—декабрь, стр. 470.
366 Там же, 1963, апрель—июнь, стр. 281.

[стр. 112]

С. Баронч, долгие годы занимавшийся вопросами истории польских армян, уделял большое внимание собиранию различных легенд и преданий. Одну из таких легенд о язловецких армянах он записал и опубликовал в своих книгах.

Согласно этой легенде внук магнатов Язловецких стал притеснять армян. Для покрытия своих беспрестанно растущих расходов он облагал их все новыми налогами, а уклоняющихся подвергал аресту и пыткам. Армянский епископ несколько раз обращался к нему с просьбой облегчить участь населения. Но жестокий правитель не захотел слушать его и выгнал из дворца. Положение армян еще более ухудшилось. К экономическим гонениям прибавилось нечто худшее: девушек отнимали у родителей и отдавали магнату и его друзьям. Народ снова посылает епископа во дворец. В церковном облачении, с посохом в руках старый епископ предстал перед Язловецким и стал увещевать его прекратить бесчинства. Но разгневанный магнат не только не захотел слушать его, но и приказал остричь ему волосы и бороду. Огорченный епископ проклинает его. Вскоре во дворец ударяет молния, Язловецкий исчезает, его сын тонет в колодце, а армяне покидают город и уходят во Львов, Галич и Городенку367.

Приведя эту интересную легенду, С. Баронч одновременно считает, что в ней многое вызывает сомнения. Польские правители всегда были благосклонны к язловецким армянам и вплоть до XVII в. армяне не подвергались никаким притеснениям368. Но как же возникла эта легенда? Эта загадка заинтересовала также 3. Обертыньского. Исследования привели его к заключению, что легенда складывалась в различных местах и в ней переплелись события, происшедшие в разное время. Он приводит ряд фактов (принятие кальвинизма внуком Язловецкого и разрушение основанного им монастыря в 1556 г., прекращение рода Язловецких, внезапная смерть вдовы С. Конецпольского и т. д.) и отмечает, что так как владетели Язловца всегда были благосклонны к армянам, следовательно, эти далекие воспоминания о притеснениях в памяти армян сохранились с тех времен, когда они жили в другом месте, вероятнее всего в Молдавии, где армяне в то время подвергались религиозным гонениям и вынуждены были переселиться в другие места, в том числе и в Язловец. 3. Обертыньский приводит данные о тяжелом положении молдавских армян в те времена, о притеснениях, которым они подвергались (вероотступничество под страхом смерти, грабеж и разрушение церквей, острижение волос и бороды епископа и т. д.), и предполагает, что возникновение легенды связано с жизнью армян в

_____________________________

367 S. Barącz, Pamiątki jazłowieckie, str. 5—6; см. его же, Rys dziejów ormia skich, str. 88—89.
368 S. Barącz, Pamiatki jazłowieckie, str. 19.

[стр. 113]

Молдавии, откуда они, вместе со своим епископом Андреасом, вынуждены были уйти в Язловец369.

Распространители католичества встретили сопротивление и в Язловце. В октябре 1665 г. в Язловец приехал один из рьяных насадников католичества Григор Бальсам (Бальсамович), который попробовал ввести в тамошние церкви католический обряд, но армяне Язловца враждебно отнеслись к нему370.

В 1666 г. сторонники унии рукоположили в священники Давида и Мартироса, которых вынудили во Львове «в течение нескольких месяцев изучать по-армянски нравственное богословие»371. Приехав в Язловец, они тоже пробовали «служить литургию по католическому обряду, как им это было приказано, что и послужило причиной значительного возмущения народа и священников»372. В связи с этим язловецкий священник Нерсес уезжает во Львов протестовать. По свидетельству А.-М. Пиду Нерсес был самым старшим из пяти армянских священников Язловца. «Есть пять священников, — пишет он, — среди них священник — официал Нерсес, 62 лет, женат, болезненный неотесанный невежа»373. Вместе с другими язловецкими юношами в армянской папской школе во Львове учились двое его сыновей — Аствацатур, который, как уже видели, впоследствии принял унию и возглавил школу в Язловце, и Григор. Архиепископ Н. Торосович призвал на помощь Аствацатура, и вдвоем они сумели «уговорить» тер Нерсеса. 7 февраля 1666 г. во Львове «он торжественно отслужил литургию в кафедральном соборе вместе со всеми исправлениями»374.

Эчмиадзинский нунций, находившийся в Молдавии, посылал в Язловец письма, по словам А.-М. Пиду, «направленные против архиепископа и против нас»375. 31 июля 1666 г. в Язловец приехали Н. Торосович, его наместник А.-М. Пиду и другие духовные лица. В духовные книги, хранившиеся в церквах, были внесены соответствующие поправки.

А.-М. Пиду пишет, что к этому времени язловецкие армяне уже приняли унию, но это не соответствует действительности. Когда 28 марта 1667 г. Анджело Певерати приехал в Язловец, то выяснилось, что хотя армяне довольно точно придерживались като-

_____________________________

369 3. Обертыньский, Польские армяне..., «Андэс амсорья», 1963, № 1—3, стр. 92—94.
370 А. М. Pidou, указ. соч., стр. 43, 44.
371 Там же, стр. 16.
372 Там же, стр. 45.
373 Там же, стр. 15.
374 Там же, стр. 45.
375 Там же.

[стр. 114]

лических обрядов, они тайком сохраняли верность армянской церкви. Было получено сведение, что священник Аристакес «несколько раз служил литургию дома без поправок и втайне причастил нескольких лиц, которые на виду были католиками, но в глубине души — раскольники и еретики». А. Певерати отправил Аристакеса во Львов376. Впоследствии он переехал в Каменец-Подольский377.

В таком состоянии находилась армянская колония Язловца, когда летом 1672 г. турецкая армия вторглась в Подолию. Турецкие войска под предводительством Хусейна паши осадили Язловец и, разрушив крепостные стены, ворвались в город. Однако в 1673 г. Яну Конецпольскому удалось освободить Язловец. В 1676 г. турки под командованием Ибрагима Шейтана паши вновь двинулись на Язловец. На этот раз город попал в их руки на более длительное время.

Турецкое владычество длилось восемь лет. После тяжелого поражения, нанесенного Яном Собеским турецким войскам под Веной, в 1684 г. Анджею Потоцкому удается с 12 000-ным войском освободить Язловец.

Турки нанесли Язловцу большой урон. Некогда цветущий город был превращен в жалкий поселок. После обычного грабежа и угона в плен сотен жителей, турки восстановили крепостные стены, построили новые укрепления, мечети, но все это за счет разрушения других построек города.

При взятии города части армян удалось уйти. Некоторые из них обосновались в Бродах, остальные последовали в Золочев, Львов, Замостье и даже в Варшаву. Те, что уехали в Броды, взяли с собой икону Богоматери, подаренную Конецпольскими, и церковную утварь378. В Броды прибыли и армяне, бежавшие из Каменца и Бучача вследствие турецкого нашествия. Этот город также был собственностью Конецпольских, и обосновавшиеся там армяне пользовались точно такими же привилегиями, как в Язловце379.

Переселенцы-армяне встретили в Бродах радушный прием. Привезенные из Язловца икона и церковная утварь были установлены в приходской церкви. Вскоре от пожара церковь сгорела, но икону и часть утвари удалось спасти. В 1692 г. в торжественной обстановке икона была перенесена во Львов и установлена в армянской церкви380.

_____________________________

376 Там же, стр. 82.
377 A. М. Pidou, указ. соч., стр. 16.
378 S. Вarącz, Pamiąjki jazłowieckie, str. 7.
379 Я. С. Мельничук, указ. соч., стр. 252.
380 С. Вarącz, Pamiątki jazłowieckie, str. 18.

[стр. 115]

В 1700 г. на Броды напали турецко-татарские орды, и язловецкие армяне переселились во Львов. Здесь в 1710 г. они основали Язловецкое братство беспорочного зачатия святой Девы Марии Богородицы, имевшее фонд в 20 000 злотых. Впоследствии эти деньги были внесены в армянский банк во Львове381.

Вследствие восьмилетнего владычества турок население Язловца сильно сократилось, поэтому польские власти, ценой значительных уступок, старались удержать оставшихся армян. В 1690 г. права армян были вновь утверждены: им было предоставлено право на самоуправление, а также привилегия свободно заниматься торговлей и ремеслами. Кроме того, армяне были освобождены от ряда налогов и повинностей382.

В 1700 г. небольшая группа армян возвратилась в Язловец, но так как население города было немногочисленным, то сочли более целесообразным иметь не отдельные суды, а объединенный польско-украинско-армянский суд, некоторая часть актов которого за 1715, 1716 и 1724 гг. сохранилась и опубликована С. Барончем. Исключительно лаконичные акты дают представление о составе суда и некоторых сторонах его деятельности. Суд возглавлял войт Ян Богданович, один из знатных армян Язловца, который, согласно С. Барончу, привлек внимание Яна Конецпольского. Бургомистром города был также армянин Павел Асланович. В одном из актов, составленном в 1716 г., он упоминается как золотых дел мастер. В актах есть упоминание о том, что налоги сдавали в Каменце-Подольском и что летом 1716 г. Язловец подвергся нашествию саранчи. В 1724 г. в качестве войта упоминается другой армянин — Кжиштоф Сеферович. Упоминается также письмо язловецкого армянского священника Семена Стечкевича, адресованное львовскому армянскому епископу. В письме говорится о поместьи армянской церкви Язловца и о налогах и повинностях крестьян. Утверждено завещание армянки Елены Аведиковой, по которому армянскому священнику в Язловце Юзефу Давидовичу завещано 100 злотых. В актах встречаются подписи на польском, украинском, армянском и еврейском языках383.

Возвратившиеся в Язловец армяне восстановили также деятельность своей молодежной организации — «братства удальцов». Одна из последних записей об утверждении организации зарегистрирована 17 июля 1714 г.384

В 1699 г. Подольское воеводство и его центр Каменец были освобождены от турецкого ига. Каменец был в полуразрушен-

_____________________________

381 Там же, стр. 120.
382 О. С. Компан, указ. соч., стр. 93.
383 S. Barąscz, Pamiatki, jazłowieckie, str. 140—141, 149.
384 А. Ташьян, Каталог армянских рукописей, стр. 924.

[стр. 116]

ном состоянии. Желая способствовать быстрому восстановлению и экономическому росту города, польские власти, как мы уже отметили, перенесли из Язловца в Каменец ежегодные ярмарки385. Это мероприятие отрицательно повлияло на судьбу Язловца. Впоследствии, время от времени, там организовывались ярмарки (в актах упоминается ярмарка в день святых Петра и Павла)386, но это уже не могло спасти положение, город утратил роль торгового центра.

Язловецкие армяне, число которых значительно сократилось, вновь начали переселяться. Одновременно с этим протекал процесс ассимиляции, принявший еще больший размах после принятия армянами католичества. Ко времени посещения М. Бжишкяна (1820) в Язловце не осталось ни одного армянина, и он вынужден был записать у себя: «Ныне здесь нет армян, половина их переселилась во Львов, а другая половина в Каменец и Снятын»387.

_____________________________

385 Е. Сецинский, Город Каменец-Подольский, стр. 228.
386 S. Barącz, Pamiątki jazłowieckie str. 149.
387 Бжишкян, стр. 130.

Источник: Вартан Григорян, ИСТОРИЯ АРМЯНСКИХ КОЛОНИЙ УКРАИНЫ И ПОЛЬШИ (АРМЯНЕ В ПОДОЛИИ) armenianhouse.org


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/327509.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua