03 апр, 16:06
Военные специалисты, в том числе иностранные, расценивают операцию по подавлению военной базы азербайджанской армии в Кельбаджарском районе как блестящее проявление военнкусства.
В период с 27 марта по 5 апреля 1993 года Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики (НКР) осуществила операцию по ликвидации огневых точек противника в Кельбаджарском районе. Расположенные в указанном районе азербайджанские вооруженные формирования представляли реальную угрозу западным рубежам НКР, обстреливали мирные населенные пункты и били в тыл карабахских сил самообороны.
27 марта 1993 года с целью предупреждения намечавшегося весеннего наступления азербайджанских вооруженных сил карабахская сторона предприняла атаку на Кельбаджар (Карвачар). С запада от Кельбаджара располагалась Армения, с юга занятый силами самообороны НКР в 1992 году Лачин, с востока – Мартакертский район НКР, а на севере располагались горы, единственный путь через которые, проходил через Омарский перевал.
К 29 марта райцентр Кельбаджар был окружен карабахскими силами, а 3 апреля огневые точки противника были полностью подавлены. Установив контроль над перекрестком, связывавшим Кельбаджар с Гянджой (Гандзак), карабахские силы 5 апреля вышли к Омарскому перевалу.
Таким образом, согласно выкладкам военных аналитиков, в результате продолжавшихся несколько дней упорных боев была закреплена стратегическая инициатива армянских сил на Омарском перевале, создана возможность для целенаправленного использования живой силы и техники на других фронтах, обеспечено безопасное движение по магистрали Степанакерт – Горис, а также фактически была открыта вторая сухопутная связь между НКР и Республикой Армения – дорога Мартакерт – Варденис.
Военной операции по освобождению Кельбаджара, ее роли и значении в обеспечении безопасности народа Нагорно-Карабахской Республики был посвящен организованный 31 марта научным центром «Качар» круглый стол в городе Шуши, в котором приняли участие историки, политологи, представители неправительственных организаций и средств массовой информации, а также сами участники операции.
«С целью обеспечить безопасность на жизненно важном Лачинском коридоре, карабахские силы перешли к решительным наступательным действиям в направлении Кельбаджара – исторического армянского Карвачара (Цара), продвигаясь по трем направлениям и имея целью окончательно разбить лачинско-кельбаджарскую группировку противника и перекрыть Омарский перевал, – отметил инициатор мероприятия, руководитель центра «Качар», кандидат исторических наук Мгер Арутюнян. – В результате одновременного удара с Лачинского и Мартакертского районов 2 апреля карабахские силы овладели тоннелем на магистрали Кельбаджар – Гандзак и райцентром Кельбаджар. Затем, во взаимодействии с подразделениями восточной группировки карабахские силы, развивая наступление, вышли к стратегическому Омарскому перевалу. В результате проведенных со стороны Мартакертского, Мартунинского и Шушинского оборонительных районов молниеносных военных операций была окончательно разбита азербайджанская лачинско-кельбаджарская военная группировка, что провалило агрессивные намерения противника, обеспечило безопасное движение по «дороге жизни».
Обосновывая необходимость проведения кельбаджарской военной операции в контексте сложившейся тогда в регионе военно-политической ситуации, историк, в частности, отметил, что села района были превращены властями Азербайджана в военные базы, где концентрировалась живая сила и техника с целью перехода к широкомасштабному наступлению.
«С учетом реальной опасности населению близлежащих армянских населенных пунктов командование Армии обороны НКР разработало план неотложных мероприятий. Необходимость подавления группировки противника в направлении Лачин-Кельбаджар актуализировалась в связи с попытками азербайджанских вооруженных сил отрезать окрестную территорию Лачина и Нагорный Карабах в целом от Республики Армения, а также непосредственной опасностью для тыла карабахских сил, ведущих освободительные бои в направлении райцентра Мартакерт», – отметил Мгер Арутюнян.
Вкратце остановившись на развернутых в ходе операции боевых действиях, Мгер Арутюнян заметил, что, несмотря на объективные трудности – нехватку боеприпасов, горючего и других материально-технических средств, тяжелые горные условия, ограниченные возможности использования боевой техники, а также большую концентрацию живой силы и техники противника, карабахские военнослужащие проявили мужество и стойкость и благодаря решимости освободить родную землю, эффективным организационным работам командиров и штабов, с успехом выполнили поставленные перед ними задачи.
По словам историка, грамотно и умело действовали артиллеристы и связисты, инженерная служба. Боевым действиям предшествовала детальная разведка и тщательная работа командиров со своими штабами. Были оптимально перегруппированы и перераспределены силы и военная техника оборонительных районов и подразделений центрального подчинения.
Мгер Арутюнян также сообщил, что мирному населению Кельбаджара была предоставлена возможность покинуть район боевых действий, оно оставило город по горным перевалам или было эвакуировано вертолетами.
«Армянские вооруженные силы проявляли гуманное отношение к мирным жителям и были привержены международным принципам ведения войны», – подчеркнул он.
Говоря о кельбаджарской операции, участник боевых действий Абрик Айрапетян, занимавший ответственные должности в Армии обороны НКР, отметил, что в то время он лично обращался по громкоговорителю к мирным кельбаджарским жителям, объявляя, что безопасный исход из зоны боевых действий гарантирован. В данном контексте он отверг утверждения азербайджанской стороны о зверствах армян в отношении мирного населения Кельбаджарского района. По его словам, такие измышления бакинской пропагандистской машины имеют целью скомпрометировать армянскую сторону.
Автор этой статьи, будучи тогда собственным корреспондентом ереванской газеты «Голос Армении» в Степанакерте, сам беседовал с группой кельбаджарцев, в основном стариков и женщин, которые весной 1993 года были выведены карабахскими военными из зоны боевых действий в целях безопасности и временно содержались в Степанакертском детском саду №3. По свидетельству этих людей, карабахские власти проявляли к ним доброжелательное отношение и создали необходимые условия для проживания. К слову сказать, тогда не каждая карабахская семья могла позволить себе каждодневно употреблять сахар и масло, кельбаджарцы же обеспечивались этими и другими дефицитными для тогдашнего блокадного Карабаха продуктами. А беременная на тот момент молодая женщина из Кельбаджара родила в Степанакерте четырехкилограммового мальчика, и местные врачи позаботились о здоровье роженицы и ребенка. Вскоре все кельбаджарцы, оказавшиеся, как сами признавались, заложниками развязанной азербайджанскими властями войны, были переданы Азербайджану.
Участники круглого стола в Шуши остановились также на реакции международных структур на события в Кельбаджаре, в частности, на резолюциях Совета Безопасности ООН, которыми постоянно спекулирует официальный Баку. Было отмечено, что карабахская сторона в своих действиях осталась приверженной международным нормам.
«Известно, что в статье 51 Устава Организации Объединенных Наций закреплены принципы индивидуальной или коллективной самообороны в ответ на вооруженное нападение. В данном случае, одно государство – Азербайджан – напало на другое – Нагорно-Карабахскую Республику. Объект агрессии – НКР – предпринял меры для самообороны, всеми доступными средствами. Индивидуальная защита может иметь и наступательный характер и переместиться на территорию агрессора с целью пресечения вооруженного нападения и предотвращения нового. НКР, как сторона, подвергшаяся внешней агрессии и обладающая в соответствии с международными нормами правом на самозащиту, еще 6 мая 1992 года проинформировала Совет безопасности ООН соответствующим официальным обращением об осуществлении своего права на самооборону», – отметил Мгер Арутюнян.
Надо заметить, что принятая 30 апреля 1993 года Резолюция 822, требовавшая «немедленного прекращения военных действий, установления перемирия, вывода местных армянских сил из Кельбаджарского района» и призывавшая все стороны конфликта «немедленно возобновить переговоры по урегулированию конфликта в рамках мирного процесса под эгидой Минской группы ОБСЕ» в большей мере относилась к Азербайджану, ибо власти этой страны не отказывались от своих агрессивных намерений и не раз в дальнейшем предпринимали наступательные действия против НКР, блокируя посреднические усилия и нарушая договоренности о перемирии, используя их для перегруппировки живой силы и боевой техники с целью нанесения «решительного удара», который обернулся против них самих.
Кстати, 6 апреля на экстренном заседании Совет Безопасности ООН отклонил предложенную Турцией формулировку «агрессии Армении против суверенной Азербайджанской республики». 6 апреля было сделано заявление Председателя Совбеза ООН, а 30 апреля была принята резолюция, где выражалась серьезная обеспокоенность «в связи с ухудшением отношений между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой», отмечалось беспокойство по поводу «эскалации вооруженных военных действий, и в частности последнего вторжения местных армянских сил в Кельбаджарский район». И провокатором подобного развития событий, судя по всему, была азербайджанская сторона.
В начале 1994 года Азербайджан предпринял еще одну отчаянную попытку овладеть ситуацией, активизировав наступательные действия по всему фронту. Тяжелые бои развернулись от высокогорного Омарского перевала до Аракса. Невзирая на огромные потери, противник не отказывался от своих агрессивных планов. Выдержав оборону и проведя ряд успешных контрнаступательных операций, Армия обороны НКР в начале февраля приступила к ликвидации баз противника в зоне Омарского перевала. 18 февраля северный участок, включая Омарский перевал, полностью перешел под контроль карабахских сил. Тем самым Кельбаджарский район целиком был занят войсками Армии обороны НКР. Сегодня здесь нашла приют небольшая часть изгнанных с родной земли жителей оккупированного Азербайджаном армянского Шаумянского района, ныне переименованного и заселенного азербайджанцами.
Остается добавить, что в условиях ведущейся со стороны Баку активной информационно-пропагандистской войны против Нагорного Карабаха и Армении, против всего армянского вообще, объективная оценка того или иного события нашего недавнего прошлого крайне важна для формирования правильного общественного мнения в мире и адекватных выводов, столь необходимых для будущего.
Ашот Бегларян, Степанакерт
Источник: russia-armenia.info
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/328292.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua