ЕС предпочитает иметь для Армении запасной вариант: Микаел Золян

22 май, 11:32

Собеседник Первого Информационного – политолог Микаел Золян, координатор программ Ереванского Пресс-клуба.

- Господин Золян, президент Франции Франсуа Олланд в Ереване заявил, что ЕС должен разработать для Армении новую модель ассоциирования, чтобы Армения параллельно со своими Евразийскими политическими обязанностями, продолжала также Европейскую интеграцию. Какую модель можно сегодня придумать, если Армения будет ограничена после присоединения к Евразийскому единому экономическому пространству?

- Во-первых, нужно помнить, что Франсуа Олланд является президентом Франции, а не комиссаром ЕС, или чиновником наподобие этого, то есть, он, в первую очередь, думает о своих интересах, как президент Франции. А во Франции существует армянская община, Франсуа Олланд сегодня во Франции имеет довольно низкий рейтинг, и не может потерять еще одну группу, а это заявление было приятным для армянской общины. Вышеуказанное обстоятельство играло большую роль в этом заявлении. С другой стороны, если говорить о европейских структурах, то ясно, что европейские структуры не могут полностью отказаться от Армении. Сегодня существует неопределенная и неясная ситуация: документ о вступлении Армении в Таможенный союз, кажется, не будет подписан, будет подписан документ о присоединении к Евразийскому союзу. Но не исключено, что в один прекрасный день выяснится, что Евразийский союз тоже откладывается, поэтому ЕС предпочитает иметь то, что на английском называют plan B (второй план), или запасной вариант, поэтому уже сейчас говорить Армении, что исключен какой-либо вариант, не исходит из интересов Евросоюза. С другой стороны, открыто говорить, что давайте подождем, увидим, что произойдет со вступлением в ТС, если не получится, то мы Вас примем, естественно, невозможно выразить дипломатическим языком. Поэтому, я считаю, что проблема в том, чтобы удерживать Армению в таком состоянии, чтобы после этого можно было двигаться и в ту сторону, и в эту.

- То есть, можно предположить, что и Армения, и ЕС ждут уточнения статуса Армении в рамках Евразийских проектов?

-Да, в действительности, если Армения на самом деле станет членом Евразийского или Таможенного союза, то отношения с ЕС будут развиваться на одном поле. Возможно, будут осуществляться программы, но ясно, что о Глубокой и всеобъемлющей зоне торговли (DCFTA) речи быть не может. Если Армения не станет членом этих союзов, или если эти союзы вообще не состоятся, или же Армения будет иметь статус члена-наблюдателя, как в ЕврАзЭС на протяжении долгих лет, Армения продолжала углублять свои отношения с ЕС. То есть, здесь проблема в том, что существует неопределенность, и стороны – Армения и ЕС не хотят исключить какие-либо дальнейшие шаги.

- Получилось так, что каждая из шести стран Восточного партнерства выбрала своеобразный путь развития. Восточное партнерство, как программа, жизнеспособна на сегодняшний день?

- Я бы не сказал, что все однозначно. Например, в результате событий, связанных с Украиной, между Беларусью и Россией возникли какие-то проблемы, во всяком случае, Беларусь пытается проявить себя более независимо, то есть, не исключено, что даже Лукашенко попытается урегулировать отношения с ЕС, насколько это будет возможно. Потому что, ясно, что о Евроинтеграции не может быть и речи, но, во всяком случае, нужно вывести ситуацию из этого острого конфликта. В этом смысле, в любом случае, Евросоюз заинтересован в сохранении Восточного партнерства, потому что это уже является состоявшимся политическим инструментом. Другой вопрос, как пользоваться этим инструментом. То есть, в случае Грузии, Молдовы и Украины, с помощью этого инструмента ЕС попытается обеспечить интеграцию, а в случае Армении, Азербайджана и Беларуси, пока это невозможно в том плане, что разговоры об интеграции сегодня не столь реалистичны. Но этот инструмент можно использовать в других сферах развития отношений, хотя бы для обеспечения связи. Не думаю, что ЕС откажется от Восточного партнерства. Ходят слухи, что в рамках Восточного партнерства могут быть, так называемые, две скорости. Три страны – Молдова, Грузия, Украина, которые подпишут Ассоциативное соглашение, продолжат интегрирование более быстрыми темпами, в зависимости от того, как будут развиваться события в Украине, и вторая группа – это Армения, Беларусь и Азербайджан, отношения с которыми ЕС попытается построить на частном уровне. В этом плане, Армения может даже может обойти Беларусь и Азербайджан, как это было в свое время. Но сегодня такая ситуация, что обо всех этих возможностях трудно говорить. Очень многое зависит также от наших властей. Если наши власти будут продолжать не демократические тенденции, которые существуют сегодня, естественно, для ЕС трудно будет сохранить связи с Арменией.

- Господин Золян, Армения должна была присоединиться к Таможенному союзу, но сегодня выясняется, что мы должны присоединиться к евразийскому экономическому пространству, и вокруг этого между странами ТС существуют разногласия. Видите ли Вы перспективы Евразийских интеграционных проектов в этих условиях, или для Вас тоже эти перспективы весьма туманны?

- В отличие от ЕС, где есть открытый политический процесс, здесь в основном закрытые переговоры, и то, что мы слышим, являются всего лишь частью этих закрытых переговоров. Об этом сложно говорить нам, поскольку Армения не участвует в этом процессе. И сегодня руководители ТС ведут переговоры между собой, и решают какие-то вопросы, относящиеся к Армении, и в конце это решение будет представлено Армении, как состоявшийся факт, и Армения должна согласиться, поскольку о несогласии речи быть не может, фактически, в любом случае, должна согласиться. В этом плане, мы должны хотя бы стремиться выйти из этой ситуации, и оказать влияние на эти процессы, чтобы наши власти могли представлять наши интересы. Если входим в ТС и Евразийский союз, хотя бы мы должны это сделать на выгодных для нас условиях. Но сегодня я, к сожалению, вижу, что наши власти вообще играют очень пассивную роль в этом процессе.

- Возможно, выходом является то, о чем сказал президент Франции Олланд, что Армения может стать мостом между ЕС и ТС. Это можно рассмотреть, как выгодный вариант для Армении.

- На самом деле, это только красивые слова, но мост тоже бывает разным – нейтральным, под контролем ТС, или под контролем ЕС. Если говорить в плане стратегического будущего, то мы должны стать мостом не только между Европой и Россией, но и Европой, Россией и Ближним Востоком. Наше историческое наследие, наличие нашей Диаспоры, создают идеальные условия для создания моста. Но для этого мы должны суметь осознать наши интересы, формулировать их, и бороться за них, чего, к сожалению, мы не видим, поэтому сегодня не реально претендовать на роль моста, потому что сейчас в лучшем случае, можем бороться за сохранение нашего суверенитета.

1in.am


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/329211.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua