Интересы США в отношении Армении

28 июл, 14:01

Отношение нынешней администрации США к Армении и армянам сложилось различным образом. По всей вероятности, администрация Б.Обамы испытывает личные обиды из-за позиции армянской диаспоры, прежде всего, армянской общины США к его лицемерному поведению и откровенному обману надежд общины по поводу признания геноцида 1915 года. Аналогичные мотивы испытывает и бывший государственный секретарь Х.Клинтон, чья политика в отношении Турции и Ближнего Востока выглядит весьма противоречивой, непоследовательной и характеризуется определенной растерянностью.
В настоящее время администрация готова продемонстрировать Армении и армянской общине США свое недружелюбное отношение, а также, по возможности, свалить вину за провал процесса урегулирования турецко-армянских отношений на Армению. В любом случае, обвинения в адрес армянской общины остаются актуальными со стороны администрации США, что позволяет говорить о некоторой закомплексованности Б.Обамы.
Мало изменилось во внешней политике США с приходом в Государственный департамент Д.Керри. Только события в Украине привели США к пониманию системного изменения их внешней политики, что стало для Армении надеждой на восстановление своего суверенитета. Тем не менее, американцам сложно совместить отношение к армянской общине с отношением к политическому руководству Армении, которое выполнило все договоренности по турецко-армянскому урегулированию и по преобразованиям в Армении.
США оказались в достаточно сложном положении в отношении Армении, что вызвано противоречивостью нынешней ситуации. США не имеют никаких оснований обвинять Армению в срыве переговоров и процессе урегулирования в отношениях с Турцией. В Армении осуществляется, практически, массовая кадровая чистка, борьба с коррумпированными кругами. Армения все активнее сотрудничает с НАТО и США в сфере обороны и безопасности.
Практически, армянское руководство выполняет условия в отношениях с США в части подготовки проведения «чистых» выборов и устраняет от политической деятельности олигархические группы, так или иначе связанные с российскими интересами. Данная политика Армении уже получила определенное выражение в политической литературе и названа «новым курсом» (российские политики и эксперты настолько опасаются данного процесса, что предпочитают не освещать его в должной мере, и тем более, не приводить такую формулировку, как «новый курс»).
Вместе с тем, американцы наблюдают, как Армения продолжает развивать отношения с Россией, в том числе, в рамках ОДКБ, что представляется им как «нечестная игра» в условиях очень высокого напряжения в международных политических отношениях.
США по-прежнему проводят в отношении карабахской проблемы выжидательную политику, что связано с отсутствием каких-либо перспектив урегулирования этого вопроса, вне рамок методов «силового принуждения». США не сумели добиться в части урегулирования турецко-армянских отношений ничего позитивного, и напротив, отношения в регионе по поводу «треугольника» Турция – Армения – Азербайджан стали еще более напряженными и угрожающими. Поэтому США не хотели бы, во всяком случае, в ближайшем будущем педалировать и развертывать эту тему.
Высокопоставленные представители администрации США неоднократно заявляли о возрастании угрозы возобновления военных действий между Азербайджаном и Арменией, но, видимо, США проводят определенную работу с Турцией и Россией по поводу сдерживания угроз. Азербайджан также получал от США определенные сигналы относительно невозможности возобновления войны.
Вместе с тем, США, так же, как и Россия не сделали, практически, ничего для прекращения «вялой» агрессии Азербайджана на линии противостояния в карабахской провинции. Скорее всего, американцы и русские рассматривают «снайперскую войну» как некую отдушину для Азербайджана, в целях выпуска излишнего давления.
Одновременно, эта ситуация стала способом давления на Армению, которая, занимая позицию сотрудничества с Россией и Западом, должна находиться в состоянии определенного внешнего давления. Имеется логика и в том, что «снайперская война» является аргументом давления и на Азербайджан, потому что всем понятно, кто является инициатором такого способа противления.
Администрация США постоянно пользуется стандартными и дежурными формулировками о неприемлемости статус-кво в карабахской проблеме, но данные заявления всего лишь внешний антураж, и США по-прежнему заинтересованы в сохранении нынешнего положения в Южном Кавказе.
США более всего заинтересованы в сдерживании влияния России в Южном Кавказе, и их раздражает активизация России по карабахской теме. Провалы российской политики по карабахской проблеме вполне устраивают США, и они не видят причин реальной активизации урегулирования данной проблемы. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетом то обстоятельство, что наличие карабахской проблемы является фактором сдерживания усиления турецкого влияния в регионе.
Возможно, это обстоятельство не принималось в расчет или рассматривалось как некое третьестепенное, но в перспективе фактор сдерживания Турции станет обретать более важное значение в политике США в Южном Кавказе.
По оценке одного из турецких экспертов, работающих в системе Центров «Карнеги», влияние США на Турцию можно определить только системой сдерживающих и инициативных действий, но никак невозможно обозначить как «ручное управление». В связи с такой трактовкой турецко-американских отношений невозможно рассматривать политику США в Южном Кавказе как более-менее отлаженный, выверенный и беспроблемный процесс.
США вынуждены лавировать между интересами различных государств в регионе и вовне него, предлагая те или иные варианты сосуществования, и только в критические моменты выступают как сдерживающая сила или, напротив – инициативная сила в части управляемых конфликтов. Игровая ситуация в регионе нарастает, но США явно не заинтересованы в увеличении числа игроков, и в этом с ними солидарна Россия, которая также не спешит впустить Турцию в Южный Кавказ, как равного себе игрока и партнера.
В последние годы провалы в российско-турецких отношениях происходили совершенно безотносительно к проблемам Армении и Азербайджана. Эти государства могут игнорировать интересы своих партнеров, развертывая двухсторонние отношения.
По сведениям, собранным в связи с деятельностью и вниманием США в региону Самцхе-Джавахетия, имея в виду визиты американских дипломатов в регион, оперирование местными неправительственными организациями, результаты общения армянских общественных организаций в Вашингтоне с функционерами Государственного департамента и в Конгрессе, можно придти к выводу, что США стремятся использовать «джавахско-армянский фактор» в противлении экспансии Турции в Грузии и в Южном Кавказе.
Американцы и британцы слишком много уделяли внимание армянскому населению Джавахка, чтобы это не затронуло интересы России, и, по ряду оценок экспертов, в этой провинции готовится серьезная политическая провокация, что станет результатом не только русской политики, но и совершенно неоправданной политики Армении в этой армянонаселенной области.

lragir.am


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/330210.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua