13 ноя, 14:33
Наш собеседник – директор Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвел Саркисян.
Господин Саркисян, вчера азербайджанские силы сбили армянский вертолет. Чем обусловлен инцидент и каких можно ожидать последствий?
На территории Армении и Карабаха проходят широкомасштабные учения, о которых было объявлено заранее. 30 тыс. военнослужащих со стороны НКР, 40 тыс. – Армении. Это явление беспрецедентного масштаба, задействовано огромное количество техники, и беспокойство Азербайджана естественно, потому что недавно они сами проводили широкомасштабные учения, при участии Турции. У меня нет информации конкретно по этому инциденту, но впечатление такое, что вертолет пересек нашу линию соприкосновения, и они, видимо, воспользовались моментом и попытались продемонстрировать готовность. Ничего другого – внешнего вмешательства, российской провокации – я не вижу.
Думаю, Азербайджану нужно было сделать что-то, чтобы доказать готовность к действиям. Сейчас нужно выяснять, как все на самом деле было.
Министр обороны Азербайджана уже наградил военнослужащего, сбившего вертолет.
После августовских событий Азербайджан чувствует себя ущемленным, и теперь нужно продемонстрировать героизм, наличие армии, которая может решать какие-то задачи. После того, как в августе их армия просто покинула позиции, Азербайджан попытался начать широкомасштабные учения, даже выписал авиацию из Турции, чтобы как-то поднять «дух» армии и народа. Сейчас они используют повод, чтобы несколько успокоить людей.
Говорят, что вертолет опасно приблизился к линии соприкосновения. Что последует за этим, какие угрозы могут возникнуть? Пресс-секретарь МО обещает болезненные последствия.
Об инциденте нет однозначной официальной информации, а что касается ответа, то это война, и нужно относиться к ней серьезно. Или вы в силах наказать врага и заставить его замолчать, или нет. Тут никто не шутит и нет политических интересов. Это не «кликастые» олигархи, задача гораздо серьезнее, поэтому нужно трезво оценить, как ты можешь отстоять свои права. Если ты не в силах это сделать, значит, тебя проглотят, и диктовать будут другие. Ситуация простая и жестокая. В Армении сложилось положение, когда смысл жизни сведен к тому, чтобы оторвать кусок пожирнее, но когда ситуация жесткая, приходится отложить все в сторону и осознать, что это касается всех. В 1915 году в Турции многим казалось, что это их не коснется, но жизнь показала, что это не так. Теперь нужно отнестись серьезнее, потому что мы имеем дело с жестоким зверем.
Как предотвратить такие инциденты?
Нужно создать условия, чтобы они отстали от нас. Это и есть суть политики – сделать все, чтобы от тебя отстали, а если нет, то приходится всю жизнь так и жить. Но я не знаю, сколько человек в Армении это интересует.
Как армянской стороне следует реагировать?
До сих пор реакция была неплохая, нужно жестоко наказывать врага, если, конечно, можешь, чтобы в следующий раз ему неповадно было.
Может ли эта ситуация быть обусловлена внутриполитической конъюнктурой?
Не думаю, что есть какая-то связь. В Армении нет никакой внутриполитической жизни, люди сами что-то придумывают – Гагик Царукян, тройка, все прочее, придумывают какие-то задачи, и им кажется, что все обусловлено этим.
Президенты Армении и Азербайджана в этом году трижды встречались, и уже договариваются о новой встрече. Неужели эти встречи никак не влияют?
На этих встречах каждый пытается продемонстрировать свою силу. Сейчас мы проводим плановые учения, а до этого Азербайджан проводил учения с участием нескольких десятков тысяч военнослужащих, в том числе, из Турции. Но это были плановые мероприятия, стороны не отступили от своих позиций, и в итоге случаются подобные инциденты.
Эти инциденты не повышают риск эскалации напряженности?
Война не прекращается, но, говоря о широкомасштабной войне, мы должны понимать, что она может стать итогом политических решений и не обусловлена приграничными инцидентами. Если какая-то сторона намеревается начать войну, нужно выяснить, на что она опирается, какие есть предпосылки.
То есть, это просто очередная провокация?
Враг пытается показать, что он не напуган и готов. Поэтому он должен быть наказан. Были случаи, когда жестоко наказывали, и сейчас не нужно «шутить».
lragir.am
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/331866.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua