27 дек, 19:01
В Европе возрастает озабоченность относительно будущего европейской безопасности, есть непонимание того, каковы границы «обороны» Европы, то есть, насколько должны быть расширены и распространены географические задачи обороны и безопасности.
США продолжают рассматривать европейское направление как приоритетное в своей политике, но одновременно США переносят фокусы внимания на Китай и соседние с ним регионы. Европа ощущает, что ее «бросают», и понимает, что она не готова к самостоятельному решению проблем обороны и безопасности.
Ведущие государства Европы способны осуществлять только ограниченные военные операции в регионах. Совершенно не понятно, как будут поступать европейцы, если возникнут более крупные конфликты в регионе Средиземного моря или на Ближнем Востоке. Франция пытается стать лидером создания «европейской обороны», то есть, повысить возможности Европейского Союза в обеспечении своей безопасности.
НАТО весьма нуждается в новых партнерах, но не может себе позволить продолжать прием новых членов в направлении Восточной Европы. НАТО не знает, что могут потребовать от альянса новые партнеры в будущем, так как пока сотрудничество носит односторонний характер. То есть, новые партнеры предоставляют НАТО гораздо больше услуг, чем получают, потому что самый дорогой ресурс - это люди.
НАТО пытается ограничить сотрудничество с новыми партнерами программами, которые давно приняты и уже исчерпаны. Нужны новые программы, которые предполагали бы оказание технической помощи и поставки вооружений новым партнерам, а также более масштабное военное сотрудничество, в том числе, участие в подготовке вооруженных сил.
Данная новая программа должна предполагать и военную помощь новым партнерам в случае военных конфликтов и внешней агрессии. Это сейчас кажется нереальным, но, по мере развития сотрудничества, возможно выдвижение инициатив новыми партнерами. Была бы интересной инициатива конференции с участием новых партнеров НАТО, с целью координации усилий в отношении выдвижения предложений НАТО.
Армения обладает некоторыми свойствами, которые представляют интерес для НАТО: тесное сотрудничество с Россией и возрастающее недоверие к ней, дружественные отношения с Ираном, опыт успешного военное строительства, возможность развивать высокие технологии и разрабатывать новую военную технику, поддержка диаспоры, которая активно занимается политикой.
Армения могла бы выдвинуть новые предложения о сотрудничестве, включая получение вооружений от государств-членов НАТО на приемлемых условиях. В Армении много игроков, играющих в различные игры, это создает ложное впечатление, что армяне - играющее общество. Но этого не происходит, и игра как таковая требует не только определенной ментальности, но и политической культуры.
Эта культура растеряна по всей Восточной Европе, и нет никаких ожиданий, что политические группы в этих странах предпочтут игровую политику какой-либо иной, что продемонстрировано в Украине.
Армения относится к странам с сильным дефицитом политической культуры, что выявилось в полной мере в связи с решением «3 сентября». Если предположить, что ближайшие 100 лет для Армении сложатся благополучно, то все равно, утрачено уже так много, и Армения потерпела невосполнимый ущерб, который не удаться восполнить, так как утрачено исторически «ключевое время». Это армяне поймут через много лет, когда возникнут другие социальные группы, получившие уже иное образование.
Если Армения столь дорожила отношениями с Россией, она должна была максимальным образом предпочесть отношения с Западным сообществом. Россия пошла бы на шантаж? Либо этого не было бы вообще, либо выглядело бы весьма декларативно. Армения – единственный и весьма ценный партнер России на Южном направлении, и Россия не отказалась бы от партнерства с ней.
НАТО преследует цель в отношениях со странами Восточной Европы добиться такого формата партнерства, при котором они сотрудничали бы с Западом и с Россией, при превалирующем значении Запада и принятии решений Западом. В этом случае, роль России уменьшается, или вернее, приобретает более конструктивный характер, так как в настоящее время, то есть, в условиях вассализации, роль Армении для России вообще не существует.
Армения может быть партнером России только в условиях гораздо более тесных отношений Армении с НАТО и с Европейским союзом. Причем, Россия, после некоторых «раздумий», приняла бы эти отношения как данность. Запад был бы весьма озадачен ситуацией, если б Армения утратила нынешние военно-политические задачи с Россией, так как Россия рассматривается Западом как фактор сдерживания существенных угроз с Юга и Востока.
В настоящее время, перед Европой и глобальной стратегией безопасности встала задача, которая не было очевидной еще год назад. Теперь Запад должен довести Россию не только до положения безопасного европейского соседа, но и придать ей статус соподчиненного партнера, что произойдет только путем сбрасывания тех элементов укрепления обороны и безопасности, которые позволили России перейти к региональной экспансии на большом фронте стран.
Россию ожидает изменение статуса, и это предполагает ее серьезное раздражение и, одновременно, то, что принято называть поиском новых отношений с Западом.
Главной задачей для Армении должен стать уход от возможной роли «разменной монеты» (при таком руководстве и таком обществе) в отношениях Запада и России. Если Турция в данных условиях продолжит курс на сближение с Россией, то такая перспектива для Армении исключается, но если Турция в данных условиях предпочтет большую дистанцию от России и продолжение своих отношений с Западом, Армения окажется в более-менее предпочтительных условиях.
Главное в этой игре то, что русские не способны в этой ситуации на игровую политику и вынуждены оборонятся, и их действия могут быть только очень жесткими, тем более, что Армения до сих пор вполне успешно демонстрировала, что с ней можно делать все, что угодно, при полном согласии того, что принято называть обществом.
Многое, очень многое упущено или нарочито погашено, но все еще имеются некоторые шансы на игровую ситуацию. Кто же должен стать игроком в подобной ситуации? Только тот, кто создаст ее и кто способен вести такую игру.
Возможно, это станет более безопасно для нас, если принять во внимание новые черты политики Западного сообщества в отношении конфликтов в Южном Кавказа и в части сдерживания экспансии Турции и России. Придется согласиться, что эта игра возможна и без участия политического элиты Армении.
lragir.am
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/332458.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua