
09 фев, 15:00
Аднан Челик и Намик Кемаль Динч в книге «100-летний стон: Диарбекир 1915-го года по следам коллективной памяти» собрали свидетельства очевидцев и рассказали, как 100 лет назад были убиты армяне в Диарбекире (Тигранакерт). О своей книге авторы рассказали в интервью Radikal.
«Диарбекир стал одним из городов-символов 1915г., как из-за своего армянского населения, так и из-за изгнанных из других районов и поселившихся там армян.
Несмотря на то, что прошло 100 лет, тем не менее, боль еще жива в этом городе, и народ рассказывает обо всем так, как будто все это случилось еще вчера.
Аднан Челик отмечает, что для описания событий 1915-го года жители Диарбекира (в основном курды - Tert.am) используют разные выражения, однако все сходятся в одном– хотят объективно представить произошедшее. Курды на курдском языке называют произошедшее «истреблением», «иссушением корней», «периодом уничтожения»…
Намик Кемаль Динч отмечает, что курды не оставили о себе положительных воспоминаний в памяти армян, а у курдов все наоборот. У них об армянах, в основном, хорошие воспоминания и они рассказывают об этом.
«Армяне удавалось все, они были творцами, хорошо выполняли свою работу. У них на глазах была армянская община, которая имела современную школу. Восхищение по этому поводу они выразили в первых курдских газетах, вышедших в свет до 1915г.», - рассказывает он.
Динч отмечает, что курды об армянской интеллигенции говорят с восхищением, выдвинули вопрос предоставления им власти.
По заверениям авторов книги, курды были впечатлены культурой армян.
«Моя бабушка, когда пекла для детей хлеб, перекрещивалась. Имена некоторых ее детей были армянскими. Причина была в том, что эти дети были убиты в младенчестве. Например, одного из детей назвала Тиграном. Она верила, что ангел смерти не заберет его жизнь», - рассказал Аднан Челик.
Намик Кемаль Динч отмечает, что помимо политических мотивов, в убийстве армян курдами были и религиозные мотивы. Например, убийца 6 армян был уверен, что для того, чтобы попасть в рай нужно довести эту цифру до 7. «Эту историю мы слышали неоднократно....», - рассказал он.
Еще одним фактором был страх.
Говорили, что в пятницу армяне должны напасть на церкви и убить всех мусульман, но это было не так, в Диарбекире армяне не обладали такой силой.
Авторы коснулись и политики уничтожения следов армян после 1980г.
«Уничтожением оставшегося после армян наследия, совершалась попытка предать забвению их существование здесь. В этом плане, в одной стороны орудовали искатели сокровищ, пытавшиеся заполучить имущество богатых армян, а с другой стороны – государство само пыталось уничтожить следы культуры армян.
Авторы книги упомянули в своем труде и спасшихся от Геноцида армян, отметив, что большинство из них составляли женщины, которых выдали замуж за мусульман, но были и мужчины. По их словам, в числе спасшихся были, в основном, дети богатых армян. Те, кто содержал их, надеялись, что смогут забрать их имущество или заполучить большой выкуп.
tert.am
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/332763.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua