Научное издание Российской Империи: Предания об армянском монастыре «Цицернаванк»

31 авг, 12:03

В рамках проекта «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» в 34 выпуске за 1904г. опубликован очерк смотрителя Хинзырского двухклассного училища Н. Ширакуни, посвященный современному автору Зангезурскому уезду: природа, ведение сельского хозяйства, нрав и быт населения, образование и отношение к нему. Также в очерке приведены исторические сведения и рассказывается о религиозных сооружениях и памятниках старины.

Во второй части очерка, посвященного Зангезурскому уезду, Н. Ширакуни коснулся темы двух армянских монастырей – преданиям древнего Цицернаванка, во дворе которого находится священный Агравахач и надписям монастыря Воротна-ванк.

«Из древних монастырей в Зангезурском уезде, более всего замечателен в своей архитектуре, великолепии и древности «Цицернаванк» – «монастырь мизинца», находящийся в 20 верстах от «Хиндзырака» к северу на невысокой вершине холма под названием Гочас», – пишет автор.

Об основании монастыря Цицернаванк предание гласит, что в давние времена один из армянских меликов по имени Туман, живший в селении Гочас, был человеком весьма недобрым и снискал к себе ненависть сельчан и духовенства. Вскоре под тяжестью грехов, на голову мелика посыпались несчастья. Мелик взмолился: «Я потерял жену и детей, лишился имущества, меня теперь ждет ад, я грешник и погибший навеки человек. Для меня уже более нигде не найти спасенья!». Он решил провести остаток дней своих в Риме, в монастыре св. апостола Петра. Через несколько лет мелику во сне приходит прощение и освобождение от греха, дарованное Иисусом. А еще через некоторое время ему является св. Петр и говорит, чтобы мелик вернулся на родину, взяв с собой мизинец правой руки св. Петра, и на плоской вершине холма Гочаса воздвиг великолепный монастырь.

«Проснувшись утром, мелик, не говоря никому ни слова, осторожно спускается по лестнице в подземную пещеру, находящуюся под монастырем, где покоились мощи св. Петра, на могиле которого он видит мизинец. Взяв его, он опять осторожно поднимается из святой пещеры. Как раз в это время все иконы святых со страшным грохотом падают со стен на пол. Монахи, пораженные таким неожиданным зрелищем и заметив мелика, выходящего из пещеры с мизинцем апостола, бросаются на него, чтобы насильственным образам отнять его. Но вдруг послышался из-за алтаря неведомый голос: «Не троньте мелика!» Тогда монахи отпускают его, и он с мизинцем апостола Петра благополучно возвращается на родину, где с величайшей торжественностью, при громадном стечении духовенства и народа погребает мизинец св. Петра на плоской вершине Гочаса», – гласит предание.

Далее, на том самом холме мелик Туман на свои собственные средства воздвигает сохранившийся поныне монастырь, который носит название «Ծիծեռնավանք» («Цицернаванк» – «монастырь мизинца»).

Другая достопримечательность монастыря – зарытый у западной стены монастыря в землю крестообразный камень, под которым погребено тело святой Вороны-избавительницы, вследствие чего оно носит название «Агравахач» – «вороний крест».

Согласно преданию, в то время, когда строился монастырь, мелик Туман давал обед всем мастерам и рабочим в неделю два раза. Однажды повар, разрубив мясо на мелкие кусочки, положил его в медный котел, а сам пошел за водой. В отсутствие повара в медный котел забралась и спряталась между кусками сырого мяса гадюка, свернувшись калачиком. Ничего не подозревающий повар, возвращается и наливает принесенную воду в котел, а затем, закрыв его каменной плитой, ставит на пытающий очаг, сделанный на открытом месте, вблизи монастыря. Вдруг громким карканьем и свистом откуда-то прилетает ворона, которая начинает летать вокруг котла с пищей: то садится на каменную плиту, то опять поднимается вверх, то чуть не бросается в очаг. Рабочие, заметив это, пытаются отогнать ее, но упрямая птица не отлетает от котла. Когда же повар снял плиту, чтобы попробовать, готова ли пища, ворона, кружившая в воздухе над котлом, бросилась в котел, где и сварилась окончательно. Увидев это необыкновенное зрелище, мелик Туман и рабочие сочли эту пищу оскверненной, нечистой и приняли единогласное решение выбросить ее.

«Но каково, же было их удивление, когда они заметили в выброшенной пище разварившиеся куски змеи. Только тогда они догадались, почему так упорно кружила и каркала над котлом ворона, пожертвовавшая собой для спасения от гибели более 200 человек», – гласит предание.

Слух о чудесном явлении быстро разнесся по окрестностям, и народ со всех сторон начал стекаться, чтобы увидеть тело вороны, присланной Богом для избавления от верной гибели более 200 человек. По общему совещанию собравшегося народа и духовенства тело избавительницы-вороны с великим торжеством, по христианскому обряду похоронили у западной стены монастыря, в том месте, где построен крестообразный камень, отчего он носит название «Агравахач». Ежегодно в дни праздников Вознесения и Преображения Христова со всех концов уезда жители Зангезура стекались в Цицернакаванк на поклонение мизинцу апостола св. Петра. Женщины, у которых дети нескоро начинают ходить, купают их над Агравахачем, оставляя там пару восковых свечей, два яйца и одну подкову с двумя гвоздями.

По предположениям историка Орбеляна, монастырь Цицернаванк основан во второй половине IX века (884 г.) вместе с Татевским и Воротинским монастырями.

Напомним, «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» – масштабное издание нарративных источников, осуществлявшееся управлением Кавказского учебного округа в период с 1881-1908 гг., включающее в себя исследования и описание истории, жизни, быта, этнографических особенностей народов, населяющих Кавказский регион Российской Империи.
 

Источник: Panorama.am


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/334094.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua