Закон о семейном насилии: туманные формулировки и скрытые риски

01 дек, 16:00

Вместо профилактики насилия государство может вторгнуться в личное пространство семьи. Sputnik Армения проанализировал переданный в парламент законопроект о семейном насилии и обратился к специалисту с просьбой пролить свет на спорные пункты будущего закона.

Законопроект о семейном насилии, переданный на рассмотрение парламента, был доработан после общественных слушаний. В результате, нынешний вариант законопроекта в некоторой степени отличается от представленного общественности ранее.

Однако даже с учетом правок специалисты усматривают в законопроекте ряд скрытых угроз. Некоторые из проблем в беседе со Sputnik Армения обозначил адвокат, эксперт по правовым вопросам Палаты адвокатов Армении Арташес Халатян.

Поправки в закон начинаются буквально с названия. Проект закона "О профилактике семейного насилия и защите лиц, подвергшихся семейному насилию" превратился в законопроект "О профилактике семейного насилия; защите лиц, подвергшихся семейному насилию и восстановлении гармонии в семье".
По задумке авторов, формулировка "…и восстановление гармонии в семье" является также одной из целей законопроекта.

Это выражение, как считает Арташес Халатян, приемлемо на уровне декларации, но с точки зрения практического применения вызывает очевидные вопросы.

Проект закона предполагает защиту от пяти видов семейного насилия: физического, сексуального, психологического, экономического, а также пренебрежения.

Первые два вида насилия – преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Армении. Психологическое насилие предлагается трактовать как преднамеренное причинение сильных душевных страданий, внушение обоснованного чувства страха. Экономическое насилие, согласно закону, являет собой умышленное введение жертвы в положение материальной зависимости, лишение человека средств к существованию с целью контроля над ним. Последняя форма, игнорирование, подразумевает умышленное неудовлетворение родителями или законными представителями минимальных потребностей ребенка для проживания (еда, одежда, жилье, медицинская помощь, образование и пр).

Адвокат задается вопросом: каким именно способом государство намерено измерять "страх" или "игнорирование ребенка"? Тем не менее, при подозрении на практику или отдельные случаи насилия в семье закон наделяет сотрудника полиции правом принять решение о немедленном вмешательстве в ситуацию.

На основании вышеуказанных трактовок человек, применивший насилие по отношению к члену своей семьи, может быть выдворен с площади своего проживания и из семьи в целом. Ограничивается – вплоть до запрета – право посещения жертвы и любые непосредственные контакты, способные напомнить о чувстве страха (телефонные разговоры, реальная и виртуальная переписка и прочие коммуникации). Кроме того, запрет может касаться не только самой жертвы насилия, но и детей.
Согласно закону, отмена ограничений возможна только в результате примирения сторон, по истечению установленного срока или в случае соответствующего решения суда.

Полномочия, которыми закон наделяет сотрудников полиции, – отдельная тема.

"Полицейские получают право квалифицировать инциденты и на месте принимать те или иные решения. Это чревато злоупотреблениями и возникновением новых коррупционных рисков", — отметил Халатян, подчеркнув, что изложенные в законопроекте формулировки вместо профилактики насилия могут привести к вторжению в личное пространство семей.

Законопроект предусматривает ведение института центров помощи жертвам насилия и приютов. Центры по оказанию помощи получат право открывать специальные "счета поддержки" для пострадавших, распоряжаться средствами с этих счетов, реализовывать программы по восстановлению, предоставлять услуги психолога, содействовать трудоустройству и так далее.

Что касается приютов, они будут основываться государством или частными организациями, которым выдадут лицензию. Закон требует, чтобы приюты соответствовали ряду стандартов: они должны обладать благоустроенной коммунальной инфраструктурой, быть оборудованы санитарными и противопожарными системами, системами безопасности, обеспечивать достойные условия для ухода за детьми и доступ к образованию.

Помимо бесплатного жилья, психологической и юридической помощи лицам, ставшим жертвой семейного насилия, будут предоставлены продукты питания и одежда.

Решение об определении человека в приют могут принимать сотрудники полиции и центры помощи жертвам насилия. Лицо, признанное жертвой, может проживать в приюте до одного года.

Закон запретит разглашать любую информацию личного характера о жертвах семейного насилия. Это секрет, распространяется он на всех: сотрудники полиции, центров содействия, приютов и даже СМИ.
Арташес Халатян считает, что это положение о секретности тоже несет в себе определенные риски.

"Мы неоднократно публично обращались к авторам законопроекта с предложением убрать из законопроекта пункт о том, что даже сама жертва не имеет права говорить кому-либо, где находится. Но в остальном секретность сохраняется, и это может привести к злоупотреблениям", — говорит Халатян.

Проект закона "О профилактике семейного насилия; защите лиц, подвергшихся семейному насилию и восстановлении гармонии в семье" будет обсуждаться на внеочередном заседании парламента Армении 16 декабря.

 

ru.armeniasputnik.am


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/335950.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua