Армению снова забыли спросить

08 фев, 10:04

Армению вновь проигнорировали при подписании региональных проектов. Как заявил статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин, российско-грузинское соглашение от 2011 года «О мониторинге грузов на российско-грузинской границе» может приблизиться к реализации, однако об Армении в нем нет ни слова.

Российский дипломат отметил, что в Праге вскоре ожидается очередной раунд переговоров с грузинской стороной по ряду проблем, в том числе и возобновления переправки грузов через общую границу, в чем возможен прогресс.

Столь обнадеживающее для Москвы и Тбилиси заявление не предвещает, однако, ничего хорошего для Еревана.
«Просьба Армении о пропуске ее грузов через российско-грузинскую границу у нас действительно есть. Но в данном случае речь идет о сугубо двустороннем соглашении между Россией и Грузией, заключенном при содействии Швейцарии. Оно не влечет за собой обязательств перед третьими странами, включая, разумеется, Республику Абхазия и Республику Южная Осетия», - отметил российский высокопоставленный чиновник.

Так что налаживание отношений торговых отношений между Россией и Грузией никаких перспектив Армении не сулит. Григорий Карасин не счел нужным назвать какие-либо условия присоединения к этому документу и Еревана.

Между тем для Армении открытие этой дороги имело бы колоссальное значение. Запуск торговых коридоров по территории Абхазии и Южной Осетии мог стать для нее альтернативой КПП «Верхний Ларс», действующему в зависимости от погодных условий, которые в тамошних горах весьма проблемные.

Документ, о котором пойдет речь в Праге, подписан между Москвой и Тбилиси еще семь лет назад, однако до сих пор не вступил в силу, поскольку не урегулированы политические разногласия. Новым соглашением предусмотрено, что, несмотря на политический конфликт, транспортное сообщение по территории Абхазии и Южной Осетии в грузино-российском направлении восстанавливается, а мониторинг будет осуществлять швейцарская компания.

А надежды Еревана на договоренность Москвы и Тбилиси рушатся потому, что соглашение об открытии дороги подписано и обговорено на условиях Грузии, настоявшей, чтобы Абхазия и Южная Осетия, не говоря уже об Армении, в документе никоим образом не будут упоминаться, и реализоваться оно будет именно по этой логике, то есть без участия третьих стран. Иными словами, границей будут считаться рубежи России, а не Абхазии и Южной Осетии.
Тем самым, говоря об Армении, Карасин намекает, что у нее есть только один вариант, чтобы соглашение работало и для нее: если Грузия «третьей стороной» признает Абхазию с Южной Осетией. Но представить, каким образом Грузия может признать Абхазию и Южную Осетию «третьей стороной», практически невозможно, а значит, ею не сможет стать и Армения.

По существу, Москва ставит Армению в такую ситуацию, когда она напрямую вынуждена будет убеждать Тбилиси. А как считает армянская газета «Жаманак» (Время), это просто бессмысленно, даже сама попытка будет абсурдной.

Можно констатировать, что, по сути, создается своего рода безвыходная для Еревана ситуация. Во всяком случае, это следует из заявления Карасина. В конце прошлого года Серж Саргсян побывал в Грузии, где по окончании переговоров он сообщил, что им обсуждался вопрос развития транзитных транспортных мощностей. Сразу же из Грузии Саргсян отправился в Москву для участия в неформальном саммите СНГ. Эта последовательность визитов в Тбилиси и Москву весьма примечательна. Можно не сомневаться, что Саргсян попробовал, так сказать, по горячим следам, провести по данному вопросу обсуждения и в России. И заявление Карасина подсказывает, что эти обсуждения не были эффективными. Если Москва и заинтересована в Абхазии и Осетии, то в альтернативные пути для Армении ее не особо волнуют.

Так считает и профессор Черноморского университета, грузинский эксперт Ника Читадзе.

«Конечно, Армения наиболее заинтересована в задействовании договора со швейцарской компанией между Грузией и Россией. С другой стороны, для Грузии с политической точки зрения невыгодно пропускать товары через нелегальные для Грузии пункты – Рокский тоннель или абхазскую железную дорогу. Это противоречит национальным интересам Грузии», - уверен он.

Так что Еревану, как и прежде, придется дожидаться весны в Верхнем Ларсе.

haqqin.az


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/336298.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua