Ожидания Армении от избрания Путина: удастся ли Москве усмирить милитаризм Алиева

21 мар, 16:03

Переизбрание российского президента вновь подняло вопросы - какую политику будет выстраивать Россия на Южном Кавказе, будет ли помогать Армении и Азербайджану выпутаться из конфликта, насколько нарастание конфронтации России и Запада затронет данный регион.
шот Сафарян, Sputnik.
Переизбрание Владимира Путина на посту президента России не застало врасплох экспертное и политическое сообщество в Армении, впрочем, как и в самой России. В условиях тотального давления и массового психоза со стороны Запада, образ сильного лидера, способного играть на опережение, принимать нестандартные и доказывающие со временем свою эффективность решения, как никогда был востребован в российском обществе. При всем уважении, ни хозяйственник Грудинин, ни гламурная дива Собчак, ни опытный экономист Явлинский, ни скандальный и эксцентричный Жириновский по определению не могли удовлетворить эти запросы российского электората.
Но… вернемся к Армении, тем более, что, как уже неоднократно сообщалось, в том числе и на страницах нашего издания, в воскресенье у посольства России в Ереване в буквальном смысле слова яблоку негде было упасть. Огромные массы народа, преимущественно армян, имеющие российские паспорта, пришли на избирательный участок отдать свой гражданский долг. И если, к примеру, на думских выборах 2016 года в российском посольстве в Ереване проголосовало 1070 человек, то вчера этот показатель достиг рекордных 5 тысяч граждан.
Долг — потом свадьба: армянская невеста пришла на выборы президента России в Ереване>>
Подобная активность имеет свои причины. В первую очередь, как бы ни лирично это ни звучало, свою роль сыграло традиционное положительное восприятие образа Путина со стороны армян. Политический вес России, активность Москвы в разрешении тех или иных конфликтных ситуаций в регионе и мире во многом связываются с именем российского лидера, который сумел бросить вызов гегемонии США. Ему также приписывается экономическое благосостояние страны, которая к тому же является основным источником поступающих в Армению трансфертов.
Безусловно, есть в Армении и крайне негативное отношение к деятельности Путина и российской политике в целом. В основном это обусловлено поведением Москвы в карабахском конфликте, в частности, поставками оружия Азербайджану. Объяснения официальных российских лиц о том, что параллельно Москва поставляет современные вооружения Армении – своему союзнику, причем по льготной цене – критиков не удовлетворяют.
Вот и сейчас, после убедительной победы Путина, вновь актуализируется вопрос, как будет позиционировать себя Россия на Южном Кавказе в ближайшие годы, будет ли помогать Армении и Азербайджану выпутаться из затянувшегося конфликта, насколько нарастание конфронтации России и Запада затронет данный регион.
Депутат Национального собрания Армении от правящей Республиканской партии Мигран Акопян полагает, что в ближайшее время Москва и Ереван будут акцентировать свое внимание на укреплении военно-политического взаимодействия, выработке новых идей и проектов в этом направлении.
"Российский президент с большим отрывом одержал победу на выборах. Никогда еще в своей политической карьере Путин не получал такое количество голосов (за него проголосовали почти 77% избирателей – прим. ред). Это означает, что российский народ в целом поддерживает политику Путина, в том числе и ее внешнюю составляющую. Думаю, что в ближайшие годы армяно-российские отношения продолжат развиваться", — заявил он в интервью Sputnik Армения.
Акопян считает, что Москва сохранит свою посредническую активность в решении карабахской проблемы, поскольку это ключевой вопрос не только для Армении, но и для самой России.
"Россию не может не беспокоить тлеющий очаг напряженности у южных рубежей. Она как одна из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, географически ближе всех расположена к зоне конфликта. Южный Кавказ играет ключевую роль в обеспечении безопасности России, необходимо учесть и политическую, культурную и экономическую близость со странами региона", — подчеркнул Акопян.
Переизбрание Путина фактически констатирует еще одно немаловажное обстоятельство, а именно, в ближайшие годы конфронтация с Западом сохранится. В этой связи актуализируется вопрос, как эта конфронтация отразится на ситуации на Южном Кавказе, будут ли предприняты попытки дестабилизировать обстановку в самом подбрюшье России. Акопян в этой связи считает, что напряженность на Кавказе действительно сохранится, ибо регион – часть геополитического клинча между Россией и Западом.
"Трудно сказать, какие шаги будут предприняты на Южном Кавказе со стороны соперников России, и как на них отреагирует армяно-российский военно-политический союз. Но в том, что конфликт в разных дозах еще долго будет давать о себе знать, сомневаться не приходится", — отметил депутат.
Материал еще готовился к публикации, когда стало известно, что президент соседнего Азербайджана вновь выступил с территориальными претензиями в отношении Армении. Выступая в понедельник на всенародном праздновании в преддверии праздника Новруз, Алиев, в частности, заявил, что территория сегодняшней Армении – исторические азербайджанские земли.
Безусловно, в преддверие президентских выборов, как неоднократно отмечалось экспертами и наблюдателями, азербайджанский лидер стремится "урвать" наиболее радикальное настроенный сегмент электората. А карабахская тематика – один из наиболее эффективных инструментов для решения этой задачи. Однако обуславливать агрессивный настрой Алиева одними лишь внутриполитическими соображениями было бы крайне опрометчиво. Баку не отошел и в обозримом будущем вряд ли отойдет от воинственной риторики и политики "бряцания оружием". Опыт показывает, что эта политика время от времени может выливаться во вполне себе серьезные боевые действия в зоне карабахского конфликта.
Исходя из этого, думается, что российской дипломатии еще не раз придется примирять враждующие стороны, задействовав весь свой арсенал влияния на Армению и Азербайджан.
"Западные френдз" просчитались: Симоньян отмела хрустальную швабру "британских ученых">>
Мало кто помнит, но Москва устами Владимира Путина однажды уже реагировала на юношеский максимализм Ильхама Алиева. Было это в августе 2016 года. Тогда на пресс-конференции президентов Армении и России в Москве Путина попросили прокомментировать очередное заявление Алиева, в котором он говорил, что армянская сторона чуть ли не обязалась вернуть пять районов Нагорного Карабаха, затем – еще три района.
Журналисты поинтересовались у Путина, насколько эти заявления Алиева соответствуют духу переговорного процесса. Российский лидер сказал буквально следующее: "Когда идет очень сложный процесс согласования позиций и поиска компромиссов, то в ходе этой достаточно сложной работы применяются все политико-дипломатические средства, в том числе и использование средств массовой информации, для того чтобы сформулировать какие-то запросные позиции. Здесь нет ничего необычного, это, по сути, обычная практика".
В переводе с дипломатического языка это означало, что Алиев в своей вотчине и своей прессе может сказать все, что угодно, и озвучивать какие-то амбиции и устремления – его личное дело. Но важно, насколько все это коррелируется с переговорным процессом. Судя по интонации Путина, подходы Алиева не отражают реального положения дел за столом переговоров.
С большой долей вероятности можно предположить, что российская сторона и сегодня придерживается этого подхода в урегулировании. Владимира Путина трудно упрекнуть в переменчивости настроений и позиций по тем или иным ключевым вопросам. А значит, милитаризм бакинского руководства и впредь продолжит вызывать отторжение со стороны российского руководства.

ru.armeniasputnik.am


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/336521.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua