Женщина-дирижер?Да!

14 май, 10:32

Женщин-дирижеров в мире на пальцах сосчитать, а в Армении и того меньше, точнее, всего одна. Вардуи Минасян - прекрасная хозяйка, заботливая мать, любящая жена. Она умудряется не только готовить, убирать дом, ухаживать за садом, помогать сыновьям с занятиями по музыке, но и аккомпанировать певцам и дирижировать оркестром. С супругом, известным гобоистом Ованесом Папикяном, она обсуждает дела по дороге на работу в Национальный филармонический оркестр Армении, где работает практически со студенческой скамьи.

ВАРДУИ МИНАСЯН ЗАТРУДНЯЕТСЯ СКАЗАТЬ, КАКАЯ ИЗ ПРОФЕССИЙ - пианист или дирижер - главная в ее жизни. "Каждая из них по-своему важна, занимает свое прочное место в моем творчестве, но важнее их синтез. Знание фортепианного искусства помогает мне руководить оркестром, а дирижерская практика нередко идет на пользу как пианистке", - рассуждает Вардуи.

Свой приход в музыку Вардуи Минасян считает генетически предопределенным. Ее мама, известная исполнительница на каноне Лаура Меликян, по праву считается корифеем народной музыки, в Гюмри она воспитала не одно поколение прекрасных музыкантов. Папа, Вардгес Минасян, хотя и выбрал профессию инженера, был прекрасным знатоком музыки и даже руководил в свое время одним из гюмрийских духовых оркестров. Родители не стремились направить дочь по своим стопам. Более того, стройная девочка Вардуи с детства имела хорошие спортивные данные, и родители определили ее в секцию плавания, подумывая о будущей спортивной карьере. Однако вскоре маленькая Вардуи отказалась от спорта, пожелав заняться музыкой.

"Так я очутилась в фортепианном классе музыкальной школы им. Шерама в родном Ленинакане. Помню своих прекрасных педагогов Карине Бадалян, у которой проучилась два года, освоив азы игры на фортепиано, и Люсю Маркосян, заложившую во мне основы профессионализма. Я не просто от всего сердца полюбила классическую музыку, но и стала на путь, ведущий в большое искусство", - рассказывает Вардуи.

Следующий этап творческой биографии Вардуи Минасян прошел в музыкальном училище под рукой Дели Меликян. Рабочий стол Дели Николаевны был украшен фотографиями ее учеников разных поколений, начинался он с Аракс Сарьян, Карлена Топчяна и других известных музыкантов, а закончился фотографией Вардуи Минасян, ее последней ученицы. В ереванскую консерваторию Вардуи поступила с самым высоким баллом, и уже через два месяца ее стали называть "наша Спивакова". Все шло своим чередом, однако трагедия Спитакского землетрясения 1988 г. унесла жизнь ее 15-летнего брата, кларнетиста Вардана. Преодолевая горе, девушка старалась учиться за двоих. Музыкальное дарование Вардуи не умещалось в стереотип обычной студентки: в дополнение к фортепиано она взяла факультативные курсы по органной музыке и композиции, делая успехи и на этих поприщах.

"ОДНАЖДЫ АРМЕН СМБАТЯН, КОТОРЫЙ ПРЕПОДАВАЛ МНЕ ГАРМОНИЮ И СОЛЬФЕДЖИО, поручил нам обработать предложенную тему в стиле какого-либо известного композитора. Я выбрала Моцарта, досконально проработала тему, и, когда представила ее на уроке, Смбатян пришел в изумление и предложил мне заняться композицией, - рассказывает Вардуи. - Во мне было так много музыки, что я задыхалась от желания выразить все ее краски, рождавшиеся в душе сюжеты, переливы чувств и эмоций. И когда на третьем курсе мне предложили поступить на дирижерский курс Юрия Давтяна и получить вторую полноценную музыкальную специальность, я согласилась не раздумывая. Я думала о погибшем брате, который мечтал стать дирижером духового оркестра. Символично, что в моей зачетке по ошибке написали "Минасян Вардан" и все годы фактически я получала отметки под именем брата".

Вардуи Минасян с теплом и благодарностью вспоминает всех своих педагогов: заботливую Жанну Зурабян, сторонника свободы в творчестве Александра Еолчяна, Розу Тандилян, Левона Мамиконяна и многих других. Благодаря им Вардуи смогла учиться одновременно на двух отделениях, получить прекрасные знания, обрести профессионализм, который оставалось подтвердить на практике.

В жизни Вардуи наступил период, когда в консерватории она преподавала фортепиано на одном факультете и училась на дирижера на другом. Именно в это время ей предложили работу концертмейстера у Лориса Чкнаворяна, в Государственном филармоническом оркестре Армении. А когда маэстро узнал, что Вардуи заканчивает дирижерский факультет, предложил ей возглавить концерт Молодежного симфонического оркестра и тем самым защитить дипломную работу. Вардуи Минасян с улыбкой вспоминает, как впервые встала за дирижерский пульт: "Меня охватило волнение, хотя все вокруг вдохновляли и подбадривали меня. И вот настал заветный момент, я подняла руку и уронила дирижерскую палочку. Кто-то из музыкантов быстро подал мне ее, и тут страх как рукой сняло. Я поняла, что прошла крещение".

ВАРДУИ ОКАЗАЛАСЬ ПЕРВОЙ ВЫПУСКНИЦЕЙ КОНСЕРВАТОРИИ, которой доверили дирижировать оркестром. Позже Лорис Чкнаворян продолжил подобную практику и с другими студентами, открыв перед многими молодыми дирижерами зеленую дорогу в мир симфонической музыки. Вскоре девушка-дирижер получила еще одно предложение от маэстро Чкнаворяна - стать его ассистентом. В этом году исполнится 20 лет, как она работает ассистентом главного дирижера Филармонического оркестра Армении, из них 17 лет - Эдуарда Топчяна. За годы дирижерской карьеры Вардуи Минасян выступала с разными коллективами: с Симфоническим оркестром Гюмри, детским оркестром ЮНИСЕФ, Государственным оркестром солистов, а также со сборными коллективами и ансамблями. А как пианистке, ей довелось играть на международных фестивалях, на крупных концертах, репетировать с оперными певцами и вокалистами мировой значимости.

Имея большой опыт, Вардуи Минасян тем не менее считает профессию дирижера мужской. Но это не мешает ей сохранять на сцене свой женский образ.

"Большинство женщин-дирижеров выступают во фраке и брюках, словно подчеркивая мужскую принадлежность профессии. Я же стремлюсь всегда сохранять женственность, что позволяет вести себя естественно. Ведь стоять за дирижерским пультом - праздник, а не будни, - говорит Вардуи. - Я чувствую себя свободно и раскованно, стараясь уловить дыхание оркестра и передать всем музыкантам частичку своего "я". Иное дело - выступать в качестве пианиста, когда ты предоставлен самому себе и должен донести красоту музыки публике. Тут меня охватывает волнение".

У Вардуи Минасян нет стилевых предпочтений, она чувствует себя свободно как в лирике, так и в патетике, с большим интересом работает и с оперными, и с симфоническими произведениями. Европейская или русская классика, музыка армянских композиторов - что бы ни исполняла она как пианист или дирижер, везде выделяет краски, свойственные каждому произведению, подчеркивает своеобразие композитора, показывая всем своим творчеством, что профессия дирижера доступна и женщине.

http://golosarmenii.am


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/336801.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua