Армянская палитра на китайском пленэре

31 май, 18:39

По приглашению руководства провинции Цзянсу Китая и Нанкинского педагогического университета (Nanjing Normal University) группа армянских художников побывала в Китае, где приняла участие в большом культурном проекте по обмену опытом. Проект был организован в международном трехстороннем формате для китайских, армянских и казахских мастеров изобразительного искусства. Неделя совместной работы под открытым небом увенчалась выставкой картин, созданных художниками "здесь и сейчас" и вызвавших большой интерес у китайской общественности.

ПРОЕКТ, РЕАЛИЗОВАННЫЙ С 30 МАРТА ПО 12 АПРЕЛЯ, ПРОШЕЛ В РАМКАХ программы "Армянская палитра" и был инициирован нашим соотечественником Гагиком Аветисяном, который давно работает в Нанкинском педагогическом университете и действующей при нем экспериментальной школе. Благодаря его усилиям вот уже несколько лет во дворах этих образовательных очагов Китая рядом с флагами разных стран поднят и флаг Республики Армения. Под нашим триколором и собрались художники, чтобы по-своему возвестить о возрождении Шелкового пути в сфере культуры.

Левон Абрамян, Ваагн Галстян, Сурен Амирян, Мелкон Аветисян, Ара Акопян и Сурен Сафарян (Сафар) – все шесть участников китайского проекта хорошо известны в Армении и за ее пределами. Каждый из них занимает собственную нишу в отечественном искусстве и уже успел внести значительный вклад в современную армянскую культуру. Разнообразие их живописных стилей и художественного видения оказалось той самой фишкой, которая определила интерес к их творчеству. Работа наших мастеров на китайском пленэре оказалась в центре внимания китайских и казахских коллег, а также начинающих художников Китая и ценителей изобразительного искусства: армянские живописцы отличились быстротой восприятия окружающего мира, яркостью красок и самобытной подачей живописного материала, что удивило китайцев, мало знакомых с армянской живописной школой.

Проект включал работу на природе, мастер-классы для воспитанников университета NNU и экспериментальной школы, а также подготовку экспозиции. Китайцы создали все условия для полноценной работы и свободного творчества участников проекта, обеспечив их не только жильем, питанием и интересным культурным досугом, но и всем необходимым для творческой работы. Пленэр был организован в живописных уголках Нанкина и расположенного неподалеку города Уси (Wuxi). Как рассказывают участники проекта, работа шла под открытым небом в местности, где перед взором предстают совершенно непривычный ландшафт, новый спектр красок и необычные архитектурные формы, гармонирующие с элементами буддийской культуры. Все увиденное превзошло ожидания и вылилось в неделю откровений. Погрузившись в работу, художники пытались разгадать тайны природы, проникнуть в философскую глубину архитектуры, раскрыть особенности китайских культурных традиций.

КАК ОТМЕЧАЕТ ВААГН ГАЛСТЯН, ДВЕ НЕДЕЛИ, ПРОВЕДЕННЫЕ В КИТАЕ, произвели на него огромное впечатление. "Я впервые посетил Китай, о традициях и древней культуре которого знал по обширной информации, литературе, фотографиям и фильмам. Однако живое общение со страной, в корне отличающейся от привычной нам Армении и Кавказского региона, превзошло ожидания, - рассказал Ваагн. – Я словно оказался на другой планете, пронизанной богатой духовностью и культурой, что позволило мне как художнику раскрыть для себя новые творческие пласты. Китайцы оказались не менее гостеприимными, чем армяне, и это также помогло более глубокому проникновению в их самобытную культуру. Весь период нашего пребывания там, помимо рабочих будней, был насыщен обширной культурной программой - посещением музеев и иных достопримечательностей, встречами с лучшими мастерами традиционной китайской акварели, творчество которых просто ошеломило меня".

В рамках проекта состоялся также обмен опытом и знаниями между армянскими, казахскими и китайскими художниками. Как подчеркивают участники проекта от Армении, китайские мастера также обнаружили для себя много нового в работе армянских коллег, их живописном мышлении. Необычное видение китайской природы в полотнах гостей из далекого Еревана, непривычные технические решения, особое, отличное от китайской школы чувство цвета – за каждым штрихом армянских художников китайцы следили с нескрываемым интересом. По словам Левона Абрамяна, в Армении мастера мыслят более экспрессивно и рисуют намного быстрее, чем в Китае, где работа над одной картиной более размеренный процесс и может длиться много дней и недель. Левон также подчеркнул, что Китай стал совершенно новой творческой площадкой, что позволило нашим художникам проявить новые возможности и подходы к живописи. Возврат к корням, истокам и построение на этой базе передовой эстетики и мировидения – на этом, по его мнению, строится искусство современного Китая.

- Природа и весь внешний антураж китайской действительности сильно отличаются от родных нашему глазу армянских ландшафтов и пейзажей, ставя перед художником совершенно иные, непривычные художественные задачи. У меня создалось впечатление, будто здесь между художником и природой есть несколько уровней взаимоотношений, и каждый из них требует четкого понимания стоящих задач и их решений, - говорит Левон, подчеркивая также неразрывную связь прошлого с настоящим, которая в Китае не просто предстает перед взором, но и ощущается на чувственном уровне.

МЕЛКОН АВЕТИСЯН ИМЕЕТ ОПЫТ НЕ ТОЛЬКО ЖИВОПИСЦА, НО И МАСТЕРА ПО ДЕРЕВУ, поэтому в рамках проекта он проявил особый интерес к старинной архитектуре Китая, по образцам которой и сегодня здесь сооружается немало строений с сохранением всех традиционных подходов и материалов. Мелкон также исследовал скульптурные работы и композиции мастеров древности, обратил внимание на виды дерева, которыми они пользовались и которые продолжают оставаться актуальными и сейчас.

- Когда изучаешь технику работы с деревом других народов по книгам, приобретаешь чисто теоретические знания. Иное дело - видеть сами работы и процесс их изготовления вживую, своими глазами. В этом случае ты обогащаешься практической информацией, которая однажды тебе пригодится. Я был в восторге от посещения гончарной мастерской, где мне довелось увидеть, как местные керамисты изготовляют традиционные китайские чайники с учетом всех нюансов. Работа настолько кропотливая и детальная, что на один чайник мастера тратят целых три месяца", - рассказывает он.

Отдельной частью проекта стали мастер-классы для учащихся экспериментальной школы Нанкина. Организованность учеников, их умение слушать, терпеливо работать над обычными студенческими эскизами и вбирать новые знания покорили армянскую делегацию. Впрочем, как и отношение молодежи к опытным художникам: юноши и девушки подбегали к участникам проекта и брали из их рук этюдники и другие атрибуты живописца. Как оказалось, для китайских учеников особая честь нести рабочие инструменты мастера.

Проект завершился выставкой работ, сделанных его участниками на пленэре. В экспозицию вошло по 4 работы от каждого участника, на открытие прибыл посол Армении в КНР Сергей Манасарян. Выставка состоялась в здании Нанкинского педагогического университета и вызвала широкий резонанс.

- ОТКРЫТИЕ ПРОШЛО ПРИ ПОЛНОМ АНШЛАГЕ, СРЕДИ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ были представители мэрии Нанкина, руководство и преподаватели университета, художники, студенты, жители города, представители прессы и даже несколько студентов из Армении, проходящих учебу в Китае, - рассказывает Сурен Сафарян. – Я впечатлен не только приемом организаторов проекта, но и вниманием студентов, теплотой и дружелюбием всех, с кем нам довелось встретиться в течение двухнедельного визита в Китай.

- Действительно, Китай по гостеприимству превзошел наши ожидания, - продолжил мысль Сурена Сафаряна его коллега и тезка Сурен Амирян. – Китай оказался для нас не просто Востоком, а очень далеким Востоком, поскольку совсем не похож на знакомые нам восточные страны. Там гармонично сосуществуют и дополняют друг друга традиции и история, с одной стороны, и передовое образование и технологии - с другой. С точки зрения живописной колористики Китай не очень яркий и красочный, но он оказывает некое магическое воздействие, словно заставляет нас вносить армянские краски в свою действительность.

Проект, реализованный в Китае, позади, однако, как утверждают наши художники, он обязательно будет продолжен. И не только в сфере живописи, но и скульптуры. Тем более что один из видных современных скульпторов Китая намерен подарить нашей стране свое творение, над идеей которого он уже работает.

http://golosarmenii.am


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/336891.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua