Женская логика и вьетнамская война

01 мар, 11:05

Известные авторы биографии Генри Киссинджера, Марвин и Бернард Калби, не смогли «раскопать», как советник американского президента начал секретные переговоры с Ханоем об окончании американо-вьетнамской войны...

Первый блин комом

Авторы спутали неуспешную попытку наладить контакт с Ханоем в 1967 году с успешной двумя годами позже.

Эта история из жизни секретной дипломатии началась в польских Сопотах, на совещании небольшой группы ученных. Киссинджер завел разговор о Вьетнаме с французским микробиологом Гербертом Марковичем. Тот ему сообщил, что он дружит с Раймоном Обраком, у которого ал в Париже в 1946 году вьетнамский президент Хо Ши Мин. Тогда он обсуждал с французским правительством договор о независимости Вьетнама.

Вернувшись домой, Киссинджер рассказал об этой истории в Вашингтоне, и уже через несколько дней госсекретарь Раск доверил ему договориться с вьетнамцами при посредничестве французов о начале переговоров США — Вьетнам. При помощи президента Франции де Голля Обрак и Маркович улетели в Ханой и там встретились с премьером Фан Ван Донгом и президентом Хо Ши Мином. Но пока в Вашингтоне готовился ответ на результаты этой миссии, президент Джонсон увеличил количество американских солдат во Вьетнаме до 540 тыс. человек и выбрал 24 новые цели для бомбардировок. Вьетнамцы отказались выдать французам визу для новой поездки для передачи американского ответа.

Киссинджер несколько раз прилетал в Париж, чтобы организовать новую поездку французов в Ханой, но вьетнамский посол в Париже Маи Ван Бо все время отказывал в выдаче виз. Когда я позже спросил Киссинджера, почему были проблемы с визами, он ответил, что, хотя вьетнамцы также хотели начать разговоры о конце войны, они не доверяли Джонсону и его администрации.

Супруга помогла

Наступил 1969 год. В Белом Доме правили политический бал новый президент Ричард Никсон и его советник Генри Киссинджер. Никсон написал Хо Ши Мину личное письмо с предложением начать в Париже секретные переговоры, участником которых будет от американской стороны Киссинджер.

Это письмо нужно было вручить лично, причем секретно. В то время Киссинджер вел летние курсы в Гарвардском университете. Среди участников была супруга Жана Сентени, бывшего французского представителя в Ханое, который очень подружился с Хо Ши Мином. Когда Сентени прилетел посетить свою жену, Киссинджер познакомился с ним и попросил передать письмо Никсона лидеру Вьетнама.

Через неделю из Вьетнама пришел положительный ответ. Первая встреча была назначена на 5 августа в Париже. Но как советнику президента добраться до столицы Франции, чтобы никто не знал истинную цель его поездки? В итоге прессе сообщили, что Киссинджер едет на встречу с французским президентом Жоржем Помпиду, чтобы сообщить ему о результатах своего мирового турне. Но уже в апорту в Париже Киссинджера окружили журналисты и не отходили от него ни на шаг. Наконец советнику американского президента удалось скрыться на служебной машине и добраться до улицы Риволи. Там его ждал в своей квартире Сентени вместе с вьетнамцем Хуан Туы. Сентени их познакомил, показал, где находится бар, и удалился.

Чисто женская логика?

Когда Киссинджер вернулся в американское посольство, присутствующая корреспондентка Newsday Мэрилин Бергер задала ему невинный вопрос: «Вы тоже встретитесь с Жаном Сентени?» Киссинджер едва не упал в обморок. Как журналистка могла доться? Только благодаря женской логике. Она знала, что Киссинджер и Сентени встречались в Гарварде, и ей пришло в голову, что они могли встретиться и в Париже. Но Киссинджер допустил тактическую ошибку: улыбнулся, но не ответил. Вместо того он поручил своему заместителю Соммерфельду пригласить журналистку на аперитив. Это показалось Мэрилин подозрительным. Она заехала в апорт «Орли» и перед отлетом Киссинджера вновь спросила: «Вы встретились с господином Сентени?»

На этот раз Киссинджер признался: «Да, я встретился со старым другом Сентени, мы вместе погуляли минут десять». На следующий день информация об этом событии появилась под загадочным заголовком: «Киссинджер совершил в Париже дипломатическую прогулку».

К счастью, ни Мэрилин Бергер, ни другие журналисты не знали всю правду. Они не догадывались, что Киссинджер под прикрытием ых свиданий в Голливуде секретно летал в Париж, чтобы встретиться с вьетнамскими представителями, и готовил вместе с ними договор о мире. Вполне возможно, что это был единственный случай в истории, когда политик под прикрытием ых авантюр вел дипломатические переговоры. Обычно это бывает наоборот.

Автор: Милан СИРУЧЕК

Газета "ДЕЛО"

 


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/47338.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua