20 мар, 11:04
В Украине за прошлый год было продано около 3 млн. единиц крупной бытовой техники на сумму $1 млрд.— на 30% больше, чем в 2004 г. К 2010 г. рост рынка замедлится до 15% в год.
Емкость рынка
По оценкам опрошенных «ЭИ» экспертов, за 2005 г. в Украине было реализовано около 3 млн. единиц крупной бытовой техники (стиральных и посудомоечных машин, холодильников, газовых и электрических плит.— Авт.) на сумму более $1 млрд. По разным оценкам, рост в сравнении с 2004 г. составил от 25% до 30 %. Специалисты разошлись в оценках, поскольку аналитические компании еще не публиковали результаты своих исследований за прошлый год.
Замглавы представительства компании Indesit Company в Украине Сер Ложкин оценивает продажи «крупного быта» в 2,7 млн. единиц примерно на 5 млрд. грн.«Рост продаж, по нашим данным, в прошлом году составил 35%. При этом лидирующие позиции среди производителей техники, представленной на рынке Украины, занимает Indesit Company с общей долей рынка более 22%. Мы представляем на украинском рынке такие бренды как Ariston, Indesit и Stinol. Техника, производимая под данными торговыми марками, занимает лидирующие позиции в соответствующих ценовых сегментах и составляет Ariston — 5,4%, Indesit — 15,6%, Stinol — 1,5%. Ближайшими нашими контами являются корейские производители техники Samsung и LG, с долей рынка равной приблизительно Samsung — 9,5%, LG — 11,4%»,— «скромно» пояснил он.
Эксперты отмечают, что в 2005-2006 гг. наблюдается заметный рост продаж встраиваемой техники. Маркетинг-менеджер ООО «БСХ Бытовая техника» Елена Загоруйко утверждает, что наибольший рост пришелся на дорогую технику: «Мы наблюдаем существенное увеличение продаж именно в дорогом сегменте. Марка бытовой техники обретает у потребителей такую же ценность, как и марка автомобиля или одежды, незаменимым атрибутом которых всегда были, есть и будут качество и надежность, причем в неразрывном сочетании друг с другом».
По разным оценкам, продажи встраиваемой техники выросли на 30-40% (в количественном выражении) до приблизительно 200 тыс. единиц. Правда, при этом на «серый» импорт пришлось около 60 тыс. шт. Объем этого сегмента «в деньгах» эксперты оценивают на сумму от $40 млн. до $50 млн. Ориентировочная структура продаж выглядит примерно так: варочные поверхности, духовки и вытяжки — по 25%, посудомоечные машины — 15%, холодильники — 8%, стиральные машины — 5%.
Тенденции
Опрошенные специалисты отметили, что в этом году помимо роста продаж наблюдалось еще и увеличение суммы средней покупки. «Основная тенденция развития рынка в прошлом году — увеличение стоимости средней покупки, что свидетельствует о качественном преображении покупателя. Думаю, что тенденция будет сохраняться и в 2006-м»,— рассказывает продакт-менеджер компании Electrolux Александр Кузик. Кстати, в начале прошлого года — на фоне выборов и «оранжевой революции» — операторы говорили об увеличении продаж по итогам года на 15-20%. Но итог года составил 25-30%. Не в последнюю очередь из-за того, что в январе-феврале 2005-го наблюдался лавинообразный рост спроса: боясь обесценивания гривни, покупатели, по образному выражению одного из продавцов, «сметали с полок все». Кроме того, продавцы из-за колебания валют повышали розничные цены на 20%, а потом делали акции со скидками на 15%. «Изменения цен на технику связаны прежде всего с изменением курсов валют и изменениями законодательства. Также важную роль ают изменения, связанные со стоимостью производства техники. Нестабильность курса евро в прошлом году влияло на привлекательность техники европейских производителей, по сравнению, например, с корейскими брендами»,— объяснил г-н Ложкин.
Еще одна аномалия прошлого года — увеличение покупок бытовой техники в августе-сентябре (считающихся среди продавцов «мертвым» сезоном из-за отпусков.— Авт.). В бытовых сетях объясняют этот нонсенс тем, что люди, «возвращаясь из отпусков, тратят оставшиеся от отдыха деньги». Что, впрочем, выглядит сомнительно.
Серая техника
Главной проблемой все эксперты единогласно называют «серую» технику. По словам Сер Ложкина, общий объем серой техники оценить сложно. В первую очередь из-за отсутствия возможности получения какой-либо статистической информации. Кстати, в большинстве случаев покупка такой техники означает и проблемы для покупателей. «Проблема заключается в поставках некоторых моделей, предназначенных для продаж в других странах. Данные модели не сертифицированы для продажи в Украине, а обслуживание этих моделей не поддерживается официальными сервисными центрами»,— пояснил г-н Ложкин.
Тем не менее, по оценке Александра Кузика, доля «серого» импорта составляет около 15-20% от общего объема продаж. По самым примерным прикидкам получается, что в 2005 г. в Украину было нелегально ввезено приблизительно 450 тыс. единиц крупной бытовой. Чаще всего несертифицированную технику операторы розничных сетей приобретают потому, что стоит она несколько дешевле, по этой же причине на нее клюют и покупатели.
Прогнозы на 2006 год
Прогнозируя развитие рынка в этом году, эксперты были единодушны: продажи крупной бытовой техники будут расти, вот только темпы немного снизятся. Если с 2002 по 2004 гг. в среднем рост рынка ежегодно составлял 30-40%, то в этом году — с сожалением отмечают опрошенные специалисты — продажи увеличатся максимум на 25%.
«В целом рост рынка в 2005 году по сравнению с 2004-м, по нашим данным, составил приблизительно 35%. Рост рынка в этом году будет несколько меньше и составит приблизительно 20%»,— утверждает Сер Ложкин. При этом, по мнению Александра Кузика, «средний» чек при покупке крупной бытовой техники будет еще больше. «Эта же тенденция наблюдалась в прошлом году. Думаю, она сохранится и в 2006-м»,— заявил он. По мнению Елены Загоруйко, в этом году покупатели будут также приобретать более дорогую встраиваемую технику. «Основным объектом внимания сейчас становится обустройство жилья и интерьера, в котором главным аккордом является кухня. Кухонная мебель хорошего качества подразумевает и встраиваемую технику, так как она более функциональна и наделена стильным дизайном. А поскольку марка техники для потребителей становится также важна, как дорогая машина, думаю, увеличатся продажи встраиваемой техники премиум сегмента»,— объясняет свои предположения г-жа Загоруйко.
Темпы развития мирового рынка крупной бытовой техники последние несколько лет тоже несколько замедлились в связи с его перенасыщением. Не в последнюю очередь именно поэтому производители переносят свое производство в страны с более дешевой рабочей силой. Это позволяет компаниям инвестировать большие суммы в разработку и продвижение новых моделей, подогревая интерес к себе у покупателей и создавая искусственный ажиотаж. По прогнозам мировых аналитиков, продажи ежегодно будут снижаться на 10%, и к 2010 г. рост может практически прекратиться, «застыв» на уровне 10%. Впрочем, украинскому рынку замирание пока не грозит. Что автоматически делает его и рынки других стран СНГ предельно интересными для крупных мировых производителей. «Если в стране не произойдет никаких катаклизмов, в 2006-м продажи увеличатся на 20% до 3,5 млн. единиц крупной бытовой техники, а к 2010 году рост нашего рынка в отличие от Европы замедлится в худшем случае до 15-20%»,— считает один из экспертов.
Доли продаж крупной бытовой техники | ||
Производитель | Бренд | Доля в количестве продаж |
Indesit Co. | Indesit | 17,9% |
Ariston | 3,7% | |
Stinol | 0,7% | |
Всего: | 22,3% | |
Ardo | Ardo | 7,4% |
Atlant | Atlant | 3,0% |
Brest | Brest | 0,1% |
Bosch-Siemens | Bosch | 4,0% |
Siemens | 0,3% | |
Всего | 4,4% | |
Candy | Candy | 2,4% |
Daewoo | Daewoo | 0,2% |
Electrolux | Zanussi | 5,6% |
Electrolux | 2,3% | |
Aeg | 0,1% | |
Всего | 7,9% | |
Gorenje | Gorenje | 3,5% |
Mora | 0,4% | |
Всего | 4,0% | |
Koc Grp | Beko | 4,8% |
LG | Lg | 10,2% |
Liebherr | Liebherr | 1,3% |
Nord | Nord | 8,6% |
Samsung | Samsung | 8,8% |
Whirlpool | Whirlpool | 5,5% |
Другие: | Всего: | 9,1% |
По данным операторов
Автор: Ангелина БАКАЛИНСКАЯ
Газета «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/48896.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua