20 мар, 13:36
Евросоюз и США вовлекли Украину в процесс экономического давления на Приднестровскую Молдавскую республику. В результате Киев утратил статус гаранта мирного разрешения этого конфликта.
С начала марта украинская таможня под давлением ОБСЕ и ЕС перестала пропускать на свою территорию товары из Приднестровья без выданных молдавскими таможенниками сертификатов их происхождения. Чтобы получить такой сертификат, а также другие таможенные документы, груз теперь нужно везти на правый берег Днестра, предъявлять его молдавским властям вместе с сопроводительной документацией, а заодно регистрировать в Кишиневе само предприятие.
Приднестровские власти решили не идти ни на какие уступки и устроили самоизоляцию. От своих бизнесменов они потребовали не подчиняться новым правилам и заблокировали таможенные переходы на границе с Украиной. За две недели действия новых правил украинские таможенники завернули со стороны Приднестровья только тринадцать вагонов и пятнадцать грузовых автомобилей. У пропускных пунктов скопилось огромное количество грузовиков и железнодоных составов, однако никто даже не пытается найти компромисс с таможенниками. Товары из Украины в Приднестровье хотя и ввозятся без ограничений, однако в ответ Тирасполь заблокировал транзит: грузовики, которые не пропустила украинская таможня, приднестровцы использовали для блокирования всех дорог, они также перестали пропускать в Молдавию железнодоные составы и пассажирские поезда из Украины и третьих стран. Из-за блокады резко сократился оборот грузов в портах — дунайском Рени и Измаиле Одесской области (единственная железнодоная ветка из этих портов идет через Приднестровье).
Украинская таможня постоянно продлевает сроки транзита и вывоза товаров для транспортных средств, скошихся на переходах, и пытается снять растущее напряжение ежедневными брифингами. При этом товары из Молдавии в Приднестровье и обратно перемещаются беспрепятственно — там вообще нет таможни, поскольку Кишинев не признает сам факт существования границы. Получается, что в таможенной войне с Приднестровьем участвует не столько Молдавия, сколько Украина. В практике ЕС и ОБСЕ нет традиции компенсировать участникам экономических санкций потери от их введения, так что Киев сам несет все убытки. Миллиардные потери от блокады Югославии остались проблемой стран региона, включая Украину. «В 2004 году мы хотели сделать Тирасполь посговорчивей за счет прекращения выдачи сертификатов происхождения товаров приднестровским компаниям. Украина тогда не была с нами солидарна, и ничего не получилось. Сейчас мы видим солидарность Киева», — заявил «Эксперту» сотрудник Министерства реинтеграции Молдавии Александр Фленкя. За две недели действия ограничений на приднестровский экспорт Киев дождался лишь заявлений о поддержке от Государственного департамента США, Верховного комиссара по внешней политике ЕС Хавьера Соланы и президента Грузии Михаила Саакашвили. Накануне решающих парламентских выборов для команды Виктора Ющенко это уже немало.
Дожить до мая
Введенный сейчас режим пропуска приднестровских грузов уже действовал с мая 2003-го по июль 2004 года. Некоторые приднестровские предприятия пытались легально платить, но Молдавия до сих пор должна экспортерам по возврату НДС более сорока миллионов долларов. К тому же регистрация в Кишиневе дает молдавским властям основания требовать уплаты всего объема налогов и отказать в выдаче экспортных документов без каких-либо объяснений. Поэтому большинство приднестровских предпринимателей отказывались регистрироваться в Молдавии. По негласной команде Леонида Кучмы товары из Приднестровья на украинский рынок тогда пропускали без молдавских штампов. Торговый оборот Украины с Приднестровьем небольшой (около 250 млн долларов в год), но на левом берегу Днестра ают 167 тыс. этнических украинцев и 67 тыс. граждан Украины (при общем количестве населения 700 тыс. человек). Бизнес в Винницкой и Одесской областях плотно завязан на торговле с Приднестровьем. Целые районы живут за счет и к границе, вернее, за счет ее отсутствия — на многих участках она представлена редкими полосатыми столбиками и изредка рвами. Когда в 2004 году в ответ на решение Тирасполя закрыть несколько школ с румынским языком обучения Молдавия прекратила выдавать приднестровским экспортерам сертификаты происхождения товара, тогдашний премьер-министр Украины Виктор Янукович распорядился пропускать грузы без молдавских штампов. Результат — девяносто процентов приднестровцев с украинскими паспортами на президентских выборах проголосовали за его кандидатуру.
На парламентских выборах-2006 Центризбирком не открыл в Приднестровье ни одного избирательного участка — очевидно, Киев понимает, что политические предпочтения украинских приднестровцев не изменились. Поскольку даже с помощью России в режиме самоизоляции Приднестровье дольше, чем до мая, не продержится, в Тирасполе делают ставку на то, что следующий Кабинет министров будет сформирован с участием Партии регионов.
Присутствие «Нашей Украины» в большой коалиции в Приднестровье тоже никого не огорчит: один из лидеров «нашеукраинцев» Петр Порошенко имеет серьезные бизнес-интересы на левом берегу Днестра (по данным различных источников, его компаниям принадлежит более трети приднестровских активов в промышленности и сфере услуг).
Напомним, что Украина взяла на себя обязательства не пропускать приднестровские товары без молдавских таможенных документов еще в мае 2005 года. Тогда Петр Порошенко, занимавший пост секретаря Совбеза, смог отсрочить введение жестких мер. Украина уклонилась от нажима на Тирасполь и в декабре прошлого года. Однако на этот раз давление из Брюсселя и Вашингтона оказалось слишком сильным: в ЕС и США серьезнее стали относиться к данным предвыборных рейтингов украинских партий, и пока у власти находится полностью лояльное к Ющенко правительство, решили подключить Киев к давлению на Приднестровье.
Ставка делается на подготовку в непризнанной республике своего рода цветной революции. В этом году в Молдавии откроются специальные курсы, слушателями которых станут пятнадцать неправительственных организаций из Приднестровья. Все расходы берет на себя фонд Сороса. Главная цель: включить приднестровское гражданское общество в общественную жизнь Молдавии. Несколько организаций, о которых в Тирасполе никто ничего не слышал, недавно обратились в ОБСЕ с требованием заменить российских миротворцев на международный контингент. Глава миссии ОБСЕ Вильям Хилл тут же заявил, что «замены миротворцев хочет общественность».
Молдавия сделала условиями продолжения переговоров о статусе Приднестровья его демократизацию и демилитаризацию. При этом под демократизацией понимается не только проведение выборов под международным контролем, но и предоставление Кишиневу права хотя бы год вести в республике активную информационную кампанию. По мнению молдавских властей, демилитаризация должна превратиться в полное разоружение приднестровских военизированных формирований и роспуск Министерства национальной безопасности Приднестровской Молдавской республики (ПМР). Для Тирасполя эти условия неприемлемы. Не только в Молдавии хорошо понимают, что цветную революцию придется готовить годами, — куда более быстрый эффект может дать экономическое подчинение.
Бизнес против Кишинева
На левом берегу Днестра симпатизируют России, однако, по данным местных социологических служб, до начала Киевом таможенной войны 48% приднестровцев готовы были проголосовать за присоединение к Украине (сейчас только 6%). С 2001 года, когда Молдавия пыталась заблокировать приднестровский экспорт, Тирасполь регулярно обвинял Россию в пособничестве Кишиневу, а действия Украины всегда оценивались только позитивно. Причины — по большей части экономические. Активный рост сектора розничной торговли обусловил появление в ПМР многочисленного класса предпринимателей, экономически связанного в основном с Украиной. При этом тяжелое положение сельского хозяйства и пищевой промышленности республики превратило Приднестровье в импортера сельскохозяйственной продукции. В результате украинский экспорт (особенно из соседних с ПМР областей) начал резко увеличиваться. В последние годы доля России в приднестровском импорте составляла около 24–25%, а Украины — колебалась в пределах 35–38%. В то же время доля России в структуре приднестровского экспорта составляла те же 24–25%, а Украины — только около 3–5%. Сложилась интересная ситуация: приднестровцы зарабатывают деньги за счет торговли с Россией, но тратят их на украинские товары.
|
Благополучие приднестровских предпринимателей в основном зависит от поддержания нормальных связей с Украиной. Бизнес-крыло «Нашей Украины» тоже прямо заинтересовано в том, чтобы Приднестровье оставалось неподконтрольным Кишиневу. Тем более что молдавские власти не признают приватизации приднестровских предприятий, которая началась три года назад. Президент Молдавии Владимир Воронин неоднократно заявлял, что после восстановления единства страны результаты продажи приднестровских предприятий будут пересмотрены.
Бороться есть за что: до 1991 года на левом берегу Днестра производилось сорок процентов ВВП Молдавии. Стремительная приватизация наиболее ликвидных объектов и планы Приднестровья с помощью «Газпрома» добиться энергетической самостоятельности заставили Кишинев спешить — форсировать экономическое давление. В отличие от 2002–2004 годов, когда приватизация еще только начиналась, частные владельцы приднестровских предприятий не готовы смириться с двойным налогообложением экспорта, а также платить и в приднестровский, и в молдавский бюджеты. «После приватизации крупные приднестровские предприятия перестали делиться с молдавскими чиновниками частью прибыли от экспорта. Закрывать глаза на теневую торговлю Кишиневу стало невыгодно. По инициативе молдавской стороны сейчас переговоры об экономическом урегулировании отношений между Кишиневом и Тирасполем полностью прекращены. Молдавия взяла курс на прямое переподчинение себе приднестровских бюджетообразующих предприятий», — заявил «Эксперту» директор киевского Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.
Старая номенклатурная элита Приднестровья сдает свои позиции. На последних парламентских выборах большинство мест в парламенте (тридцать шесть из сорока двух) получили выходцы из бизнеса, которые заработали капитал за годы фактической независимости. Они недолюбливают главу Приднестровья Игоря Смирнова и хотят добиться передачи части полномочий от президента Верховному Совету, требуя либерализации экономической политики и дальнейшей приватизации. Однако именно участие в разделе приднестровской собственности делает их объективными противниками Кишинева. Идеи возвращения в состав Молдавии среди приднестровцев настолько непопулярны, что стоявшие на таких позициях местные коммунисты не провели ни одного депутата не только в парламент, но и в городские советы. Если бы референдум о независимости состоялся сейчас, то восемьдесят пять процентов приднестровцев высказались бы в ее поддержку.
Румынский фактор
Приднестровье оказало большое финансовое содействие победе Партии коммунистов Владимира Воронина на выборах в Молдавии в 2001 году. Поначалу казалось, что ставка была сделана верная и Тирасполю удастся добиться фактического суверенитета в рамках общего государства (даже при условии передачи Кишиневу части прибыли от работы приднестровских предприятий). Однако к региону проявили повышенный интерес Соединенные Штаты, для которых Румыния стала важнейшим стратегическим союзником в юго-восточной Европе, — американцы создают на ее территории большую военную базу для оперативной переброски войск в любой район Ближнего Востока. Поддержка столь мощного союзника имела прямой результат для Бухареста — идея «Великой Румынии» получила второе дыхание. Пророссийская политика первых лет правления коммунистов породила в Молдавии мощную оппозицию, которую активно поддерживал Бухарест.
Повысить уровень жизни в стране Воронину не удалось, подконтрольный компартии бизнес стал претендовать на собственность в Приднестровье, а Москва никакой существенной помощи не оказала. В этих условиях президент сам пошел на сближение с Евросоюзом и НАТО. Поворотным моментом стал его неожидаґBй отказ от предложенного Россией плана урегулирования конфликта (его разработал тогдашний заместитель главы администрации президента России Дмитрий Козак). В первую очередь из-за наличия в нем пункта о сохранении российского миротворческого контингента на левом берегу Днестра. К парламентским выборам в марте 2005 года (Молдавия — парламентская республика, здесь президента избирают депутаты) коммунисты во главе с Ворониным подошли в состоянии жесткого конфликта с Москвой и при полной поддержке ЕС и США. Компартия сформировала самую большую фракцию, но для переизбрания Воронина президентом голосов не хватало. Тогда был создан совершенно неожиданный союз: коммунистов поддержал их непримиримый враг, глава правой Христианско-демократической партии (ХДП) Юрий Рошка.
В 1992 году ХДП была одним из основных разжигателей войны в Приднестровье. Активист партии и лидер террористической группы «Бужор», которая отвечала за физическое уничтожение лидеров приднестровского сопротивления, Серафим Илашку до прошлого года сидел в Тираспольской тюрьме, а после освобождения стал сенатором в Румынии. Главной целью своей деятельности ХДП называет объединение Молдавии и Румынии в одно государство. Лидер партии «Патриа-Родина» Георгий Сима, который когда-то был соратником Владимира Воронина и министром в его правительстве, признался, что сейчас в кругах кишиневской русскоязычной интеллигенции царят пессимистические настроения. По его мнению, альянс Воронина и Рошки может означать только одно: очень скоро государства Молдавии не станет. Достаточно сказать, что больше ины населения моложе тридцати лет, а также среднее звено офицерского корпуса страны и многие госслужащие имеют сегодня по два паспорта — молдавский и румынский. В школах и вузах преподается «История румын», а граница между двумя странами для жителей разных берегов пограничного Прута давно стала формальностью. ство Румынии в НАТО и ожидаемое в следующем году вступление в ЕС для рядовых молдаван превращает идею объединения двух государств в идею ускоренной евроинтеграции.
Проблема лишь в том, что аграрная и бедная Молдавия без промышленно развитого Приднестровья нужна Румынии гораздо меньше. Все эти годы неизменной оставалась аксиома: Приднестровье может экономически развиваться без Молдавии, а Молдавия без Приднестровья — нет. Однако ни рядовые приднестровцы, ни тем более сформировавшаяся в регионе политико-деловая элита сейчас, как и пятнадцать лет назад, категорически не желают становиться румынами (на левом берегу Днестра молдаване составляют лишь около 40% населения, 28% — украинцы и 25% — русские). Даже приднестровские молдаване привыкли считать себя отдельным от правобережных молдаван народом (например, первые пишут кириллицей, вторые — латиницей). «В начале девяностых денационализированное население Приднестровья представляло собой то сообщество, которое было принято называть советский народ или русскоязычное население. Введение румынского языка в качестве единственного государственного, угроза вхождения Молдавии в состав Румынии стали для приднестровцев шоком. И они были готовы на что угодно, чтобы не оказаться под властью чужой культуры и элиты», — пояснил «Эксперту» сотрудник Национального института стратегических исследований Григорий Перепелица.
Многие приднестровские предприятия имели союзное подчинение, их директора напрямую контактировали с Москвой. Перспектива подчинения аграрной Молдавии, а тем более Румынии казалась им невозможной. Новый союзный договор 1991 года предполагал предоставление автономиям почти равного с союзными республиками статуса, поэтому руководство Приднестровья выступало не за независимость, а за сохранение СССР. «Мы никогда не выходили из состава Молдавской Советской республики», — неоднократно заявлял президент Приднестровья Игорь Смирнов.
Дейтон для Молдавии
Предложенный Киевом еще летом план приднестровского урегулирования (так называемый план Ющенко) неожиданно для многих был благосклонно принят Тирасполем, который поддержал его в обмен на отказ Украины от участия в экономической блокаде региона. Украинский президент свое слово нарушил, Кишинев и Тирасполь вышли из переговорного процесса. Успешная поначалу внешнеполитическая инициатива оранжевой власти оказалась похоронена ее же усилиями.
По мнению Григория Перепелицы, одной из наиболее приемлемых моделей приднестровского урегулирования была бы аналогия с Дейтонскими соглашениями по Боснии. Тогда бывшую югославскую республику разделили на три части, две из которых — хорватская и мусульманская — находились между собой в федеративных отношениях, а третья — сербская — в конфедеративных с ними. Приднестровье не идет на федерацию с Молдавией, поскольку боится, что через какое-то время Кишинев нарушит свои обязательства. Тирасполю нужен надежный гарант, который одновременно устроил бы и Запад. Таким гарантом могла бы стать Украина, если бы она разместила в Приднестровье своих миротворцев, создала с ним зону свободной торговли и проводила бы мониторинг ситуации. Максимально свободная конфедерация Украины с Приднестровьем могла бы гарантировать Тирасполю как то, что Молдавия не сможет его проглотить, так и то, что в случае решения молдаван присоединиться к Румынии Киев защитит интересы приднестровцев.
Шанс сделать Приднестровье проукраинским упущен. Приднестровские предприниматели убеждены, что блокада их республики — всего лишь плата Украины за отмену Соединенными Штатами поправки Джексона-Вэника и обещание содействовать вступлению в ВТО. В этих условиях Приднестровье сознательно пошло на самоблокаду в надежде дождаться результатов парламентских выборов в Украине. Пока время ает на его стороне. Украина, Молдавия, Румыния и западные страны, наоборот, спешат. С одной стороны, давление на Тирасполь — результат неуверенности в благополучном для Запада итоге парламентских выборов в Украине. С другой — никто ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне не хотел бы, чтобы приднестровский конфликт стал рассматриваться по аналогии с косовским. В Косово завершается процесс подготовки к международно-правовому признанию его независимости. Началась большая дипломатическая а. В Вашингтоне хотели бы избавиться от непризнанных республик на постсоветском пространстве в пользу своих союзников (Молдавии, Грузии, Азербайджана) раньше, чем будет признана независимость Косово, чтобы эта аналогия была неуместна. Москва, напротив, будет настаивать на уместности такой аналогии, чтобы добиться признания независимости Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха. Украина в этой дипломатической схватке могла бы извлечь для себя большую выгоду, но самостоятельную партию сыграть не смогла.
Олег Волошин, Дмитрий Карабан
Инф. Еxpert
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/48928.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua