15 май, 12:24
На прошлой неделе «Укравтодор» огласил результат тендера по привлечению кредита под строительство дорог. Его победителем стал Citybank N.A. (London branch), с которым и будут подписаны кредитные соглашения на сумму 1,8 млрд грн. Несмотря на достаточно выгодные условия предстоящей сделки, доники могут оказаться на краю финансовой пропасти. Рано или поздно деньги придется отдавать. Но доное хозяйство финансируется из бюджета лишь наину от потребностей, идея создания платных дорог остается делом отдаленной перспективы.
Citybank N.A. предложил «Укравтодору» самые выгодные условия кредитования — заем под госгарантии будет предоставлен по ставке Libor+2,38% на 10 лет с трехлетней отсрочкой погашения платежей. «В этом году в госбюджете на финансирование доного хозяйства предусмотрено 5,2 млрд грн. Еще около 100 млн евро мы получим в рамках кредитной линии ЕБРР на строительство дороги Чоп–Львов–Киев. Кредит Citybank N.A. — это приблизительно треть нашего бюджета», — прокомментировал глава «Укравтодора» Вадим Гуржос.
Деньги планируется пустить на реконструкцию 22 участков дорог по линии основных международных транспортных коридоров. На сегодня уже есть утвержденные Кабмином 4 из них общей протяженностью 365 км, обновление которых обойдется в 6,495 млрд грн. Работы на них уже ведутся, а после освоения кредитных денег могут быть ускорены. Речь идет о направлениях Киев–Чоп, Львов–Краковец, Киев–Одесса. В перспективе предполагается начать реконструкцию еще 15-ти общей протяженностью 3,3 тыс. км и стоимостью работ 35 млрд грн. Среди приоритетных называются участки на трассе Киев–Москва на отрезке Кипти–Бачевск, Киев–Ковель–Ягодин, Киев–Харьков (отрезок Пырятин–Полтава).
Отдельно в Минтранссвязи рассматривают проект строительства платной дороги в направлении Харьков–Симферополь. В «Укравтодоре» говорят, что плата может взиматься либо за проезд по всей ее протяженности, либо по отдельным участкам: Люботин–Мерефа, Мерефа–Перещепино, Перещепино–Новомосковск. Проект соответствующего закона может быть подан в парламент уже через месяц. Как предположил г-н Гуржос, на первых порах плата будет взиматься лишь с определенных категорий машин, например с грузовиков. В то же время «Укравтодор» ратует за увеличение примерно на треть ранее утвержденных расценок за пользование будущими платными дорогами. Если сейчас вилка составляет 12–35 коп. за один км проезда в зависимости от веса автомобиля, то в будущем может быть 19–20 коп. за км.
Впрочем, покрытие расходов на реконструкцию и строительство за счет внедрения системы платных дорог в ближайшее время не предвидится — в Украине еще нет ни одной такой трассы. Да и финансовый эффект от их эксплуатации толком еще не просчитан. Между тем транспортники вместо того, чтобы добиваться увеличения бюджетного финансирования своих доных планов, привлекают весьма солидные займы. По самым скромным подсчетам, на уже начатые проекты необходимо от 8 до 10 млрд грн., тогда как реально госбюджет в этом году выделил лишь 5,2 млрд грн. Вместе с тем «Укравтодор» уже сейчас расплачивается по кредитам, ранее привлеченным под строительство автобана Киев–Одесса, а через три года начнет выплаты и по новому займу от Citybank N.A. Эксперты говорят, что пока суммы выплат не выглядят критичными для доников, но если и далее они будут заимствовать по трети своего бюджета, проблемы появятся очень скоро. В результате может выстроиться гигантская финансовая пирамида, отвечать за которую придется государству.
Инф. Деловая столица
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/53444.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua