05 июн, 14:07
В мае Хозяйственный суд Полтавской области признал банкротом ЗАО «Укрславнефть». Судебное разбирательство было ждено в феврале 2006 г. по иску материнской компании ООО «Славянские нефтепродукты» (ей принадлежит 75% акций ЗАО). Оба предприятия в свое время контролировались российской государственной компанией «Славнефть», которая в начале 2001 г. имела грандиозные планы в Украине. Только на первом этапе «славяне» планировали заключить джобберские договоры на 30 АЗС и 5 нефтебаз в центральном регионе нашей страны. Таким образом, «Славнефть» намеревалась составить концию российским гигантам ТНК-ВР Виктора Вексельберга и «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова и занять не менее 20% украинского рынка светлых нефтепродуктов.
Компания начала реализовывать задуманное с организации ООО «Славянские нефтепродукты», которое импортировало светлые нефтепродукты из Беларуси, прежде всего с принадлежащего россиянам Мозырьского НПЗ, расположенного в 50 км от нашей границы. Директор «Славнефти» Михаил Гуцериев, которому де-факто принадлежал контроль над государственной компанией, пытался выстраивать и другие схемы работы на украинском рынке, но так как цена на горючее в нашей стране всегда была существенно ниже мировой (в том числе и российской), они оказались неэффективными и приказали долго жить. К примеру, летом 2001 г. компания наладила импорт нефти собственной добычи и совместно с «Укртатнефтью» организовала ЗАО «Укрславнефть». «Славянская «дочка» арендовала производственные мощности Кременчугского НПЗ по переработке сырья, реализуя произведенное топливо «Славянским нефтепродуктам». Программа была более удачной по сравнению с предыдущей — к концу 2001 г. «Славнефть» контролировала около 5% рынка нефтепродуктов Украины (в течение августа–сентября 2001 г. на Кременчугский НПЗ было поставлено около 800 тыс. т сырья), и при соблюдении такой динамики в течение года Михаил Гуцериев мог оккупировать как минимум 15% нашего рынка. Но в первой ине 2002 г. на кременчугский завод поступило не более 85 тыс. т (и то закупленных по прямым контрактам «Славянскими нефтепродуктами» у ЮКОСа Михаила Ходорковского). По всей видимости, это стало следствием заявлений российского правительства о намерении продать ценные бумаги «Славнефти». А в конце 2002 г. НК «Сибнефть», которую тогда контролировал новый работодатель Андрея Шевченко Роман Абрамович, купила 74% акций «Славнефти». После этого Михаила Гуцериева на посту главы компании сменил близкий к чукотскому губернатору Юрий Суханов.
Новый руководитель свернул нефтяные программы Михаила Гуцериева в Иране, Ираке и Судане. В нашей стране вопрос разрешился сам собой. В «Укртатнефти» также произошла смена бенефициаров — вместо украинцев оперативное управление предприятием на себя приняли акционеры из Татарстана, и «Укртатнефть» в судебном порядке разорвала договор аренды завода. Розничные проекты «Славнефти» также накрылись, поскольку «Татра Ойл», с которой был заключен договор о франчайзинге сети АЗС, благополучно перешла под контроль «Лукойл-Украина».
Сам же Михаил Гуцериев, по личной инициативе которого и были затеяны украинские проекты «Славнефти», утратил к ним интерес, так как работа зарубежных активов без контроля над российской компанией была не особо эффективной. «Мы надеялись на лучший исход — зайти на украинский рынок с какими-то объемами нефти и на определенных условиях ее перерабатывать. До последнего времени мы выделяли деньги на содержание «Укрславнефти», но покупать сырье на мировом рынке и завозить его для переработки невыгодно — сегодня на рынке нефтепродуктов может работать структура, имеющая собственную добычу черного золота или располагая партнером по его добыче. Из-за отсутствия такой перспективы мы были вынуждены инициировать ликвидацию «Укрславнефти», — сказал директор ООО «Славянские нефтепродукты» Виктор Шкуратовский.
На сегодняшний день «Славнефть» располагает в нашей стране только своим представительством. Кстати, в соучредителях ООО «Славянские нефтепродукты» до сих пор числится одна из «дочек» «Славнефти» — АО «Славнефть–Бельгия», но она не принимает участия в работе компании с 2002 г. и не оказывает на нее никакого влияния. Таким образом, банкротство «Укрславнефти» фактически исключило возврат материнской компании на украинские просторы по старым каналам.
В конце прошлого года контроль над «Сибнефтью» г-на Абрамовича получил подконтрольный Кремлю «Газпром». Нынешняя стратегия развития нефтяного бизнеса газовой монополии предусматривает среднегодовые темпы роста ее добычи на уровне 4% (до 80 млн т к 2020 г.), что более чем в два раза выше мировых показателей — в 2005 г. «дочкой» «Газпрома» — «Газпром-нефтью» добыто около 45 млн т. Если «Газпрому» удастся реализовать задуманное, то уже в ближайшее время компания будет вынуждена заниматься вопросами расширения нефтеперерабатывающих мощностей и сбыта нефтепродуктов. Это практически гарантирует увеличение объемов экспорта добываемого черного золота и развитие розничной сбытовой сети. «Уровень реализации наших нефтепродуктов на АЗС в России вырастет с 36 до 70% к 2020 г., а количество станций увеличится примерно до 1,5 тыс. с нынешних 700», — сообщил президент «Газпром-нефти», заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Рязанов. При таких раскладах уже в скором времени у компании вполне может появиться желание выйти и на наш рынок. А по иронии судьбы россияне вполне могут поручить провести разведку боем закаленной в боях за место под украинским нефтяным солнцем «Славнефти».
Инф. Деловая столица
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/55687.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua